Льюис Хайд Бреретон : «Чертовски способный командир» (ч.8)

Jan 15, 2023 16:37

Роджер Дж. Миллер

Льюис Хайд Бреретон: «Чертовски способный командир»

Часть II.

Летом и осенью 1941 года военная политика США на Филиппинских островах резко изменилась. Планы на случай войны с Японией, включая и непосредственный предвоенный план ~Rainbow 5~, одобренный 14 мая 1941 года, призывал американские войска отойти [[от побережья]] на полуостров Батаан на главном острове Лусон [[и держаться]] до тех пор, пока их не высвободит Тихоокеанский Флот США. Однако оккупация Японией французского Индокитая в июле 1941 года вынудила Военное Министерство пересмотреть позицию Америки в юго-западной части Тихого океана. 26 июля президент Франклин Д. Рузвельт национализировал ["nationalized"; k4: хорошее слово...] Армию Филиппинского Содружества [ Philippine Commonwealth Army ] и отозвал генерал-лейтенанта Дугласа МакАртура, военного советника филиппинского правительства, на действительную службу в качестве командующего Силами Армии США на Дальнем Востоке (United States Army Forces in the Far East, USAFFE). Блестящий, харизматичный, почти что мистическая примадонна, МакАртур утверждал, что подкрепленная американо-филиппинская армия, должным образом обученная и вооруженная, может отразить японское вторжение. К концу июля Военное Министерство изменило контуры своей политики, включив в нее и защиту [[всего]] главного острова Лусон, начало отправку подкреплений. {II-1} 7 сентября генерал Джордж К. Маршалл, Начальник Штаба Армии США, заверил МакАртура, что «...я распорядился, чтобы вооруженные силы Соединенных Штатов на Филиппинах были поставлены в высший приоритет в плане оснащения, включая поставку оборонных ресурсов на пятьдесят тысяч человек». {II-2}

[===]

Также прибыло авиационное подкрепление. В октябре 1940 года генерал-майор Генри Х. «Хэп» Арнольд, командующий Авиационным Корпусом Армии США, направил на Филиппины сорок восемь истребителей P-35 Republic, первоначально предназначенных для [[поставки в]] Швецию. В марте 1941 года Гавайский Департамент отправил на Филиппины восемнадцать средних бомбардировщиков Douglas B-18 Bolo [Bob], а в следующем месяце корабль из США доставил тридцать один Curtiss P-40B Tomahawk, новейший американский самолет-перехватчик. 6 мая 3-я, 17-я и 20-я эскадрильи перехватчиков, 28-я (средняя) бомбардировочная эскадрилья и 2-я наблюдательная эскадрилья были реорганизованы в состав ВВС Филиппинского Департамента под командованием бригадного генерала Генри Б. «Сью» Клагетта [ Henry B. "Sue" Clagett ]. С созданием USAFFE ВВС Филиппинского Департамента стали Дальневосточной Воздушной Армией Армии США на [ Air Force, U.S. Army Forces in the Far East ]. Осенью 1941 года Военное Министерство предоставило дополнительные P-4OB и более новые P-40E Warhawk и планировало, что 27-я (легкая) бомбардировочная группа, оснащенная пикирующими бомбардировщиками Douglas A-24 Dauntless, к концу 1941 года достигнет Филиппин. {II-3}

Наиболее драматичным ответом на угрозу на Дальнем Востоке стало решение развернуть главное наступательное оружие США - четырехмоторный Boeing B-17 Flying Fortress. Ранним "Крепостям" не хватало вооружения, брони и высотных возможностей, критически важных для выживания в бою; но, основываясь на вводящих в заблуждение сообщениях об успехах Королевских ВВС, военный министр Генри Л. Стимсон признал, что небольшое количество B-17 может сдержать дальнейшие действия японцев в юго-западной части Тихого океана. Военное Министерство решило направить в USAFFE четыре группы тяжелых бомбардировщиков к апрелю 1942 года, что, по мнению большинства лидеров [k4: список этого "большинства" на схеме условно не показан], являлось самым ранним сроком, когда японцы могли напасть. {II-4} Стимсон одобрил этот план в августе, и, по словам историка Дэниела Ф. Харрингтона [ Daniel F. Harrington ], «усилия по размещению четырех полностью укомплектованных групп на Филиппинах стали самым важным проектом воздушных сил за несколько месяцев до Перл-Харбора." {II-5}

5 сентября девять B-17 Гавайской Воздушной Армии, переформированные во временную 14-ю бомбардировочную эскадрилью [ provisional 14th Bombardment Squadron ] под командованием майора Эммета «Рози» О'Доннелла-младшего [ Emmett "Rosie" O'Donnell, Jr. ], вылетели из Хикэм-Филд на Гавайях на Кларк-Филд неподалеку от Манилы, [[по маршруту]] через остров Мидуэй, остров Уэйк, Порт-Морсби и Дарвин, прибыв [[в пункт назначения]] во второй половине дня 12 сентября. Еще двадцать шесть B-17 19-й бомбардировочной группы под командованием подполковника Юджина Юбэнка [ Eugene Eubank ] вылетели из Нью-Мексико на Гавайи [[начиная]] с 22 октября. Плохая погода и постоянные проблемы с двигателями препятствовали продвижению Юбэнка, но все его самолеты достигли Кларк-Филд к 6 ноября, за исключением одного, приземлившегося в Дарвине для замены двигателя. {II-6} Когда большие бомбардировщики летели на запад, Военное Министерство дало МакАртуру четкие инструкции относительно их назначения. 14 октября Арнольд подчеркнул, что тяжелые бомбардировщики являются наступательным, а не оборонительным оружием и должны использоваться не только для контроля над морскими путями между Японией, Сингапуром и Голландской Ост-Индией, но и для достижения самих японских островов [k4: здесь широкое пространство для трактовки]. {II-7} И, что наиболее важно, Маршалл подчеркнул МакАртуру 21 ноября, что последние изменения в ~Rainbow 5~ разрешают ему проводить «воздушные налеты на японские силы и объекты в пределах тактического радиуса действия доступных баз» [k4: опять же, не менее широко возможно трактовать и список баз, которые следовало считать "доступными". Например - китайских, с которых только и возможно использование самолетов для "достижения самих японских островов" ]. {II-8}

Когда к сентябрю в полном разгаре шло наращивание самолетов, также приехал и Арнольд, чтобы заменить Клагетта, много пьющего старожила, который страдал от высокого кровяного давления, закупорки артерий и третичной малярии ["a heavy-drinking old timer who suffered from high blood pressure, hardening arteries, and tertiary malaria"; k4: жесткая формулировочка ]. 30 сентября Маршалл попросил МакАртура выбрать нового командующего авиацией из числа генерал-майора Льюиса Х. Бреретона, генерал-майора Джейкоба Э. Фикеля [ Jacob E. Fickel ] и бригадного генерала Уолтера Х. Франка [ Walter H. Frank ]. {II-9} МакАртур припомнил жесткого, агрессивного маленького командира 12-й авиационной эскадрильи времен Первой Мировой Войны: «Считаю всех трех офицеров высококвалифицированными, - ответил он, - но предпочел бы генерал-майора Льюиса Бреретона». {II-10} 3 октября бригадный генерал Карл А. Спаатц, начальник штаба Авиационного Корпуса, позвонил Бреретону, в то время командующему Третьей Воздушной Армией во Флориде, и сказал ему, что Арнольд хочет немедленно его увидеть. Вызов удивил Бреретона, чье командование только что плохо проявило себя во время маневров Армии США в Луизиане. Бреретон писал позже, что он ожидал, что его сошлют в какую-нибудь Сибирь, а не предложат то, что потенциально могло стать самым важным оперативным командованием в воздушных силах США. {II-11}

[===]

Льюис Бреретон был интересным выбором. Опытный старший офицер с соответствующим возрастом, званием и стажем службы - важные факторы для продвижения по службе и назначения в Армию США до Второй мировой войны - Бреретон был выпускником Военно-Морской Академии США в 1911 году, одним из первых военных летчиков и ветеран боевых действий Первой Мировой Войны с высокими наградами. Он быстро дослужился до [[собственного]] командования как один из мальчиков Уильяма «Билли» Митчелла, а после войны помог Митчеллу перетянуть ответственность за береговую оборону от Флота США. Однако, несмотря на его раннюю связь с Митчеллом, большая часть заданий Бреретона была связана с сотрудничеством с Армией и наземной поддержкой и ставила его вне взрывоопасных ["volatile"] споров по поводу независимых военно-воздушных сил и стратегических бомбардировок, которые поражали военную авиацию между войнами. Незадолго до Второй Мировой Войны он участвовал в разработке доктрины непосредственной авиационной поддержки. Совсем недавно 3-я Воздушная Армия управляла двумя командами технического обслуживания во время маневров в Луизиане, и Бреретон уже планировал меры по обслуживанию и снабжению для предстоящих маневров в Каролине. Эта деятельность дала ему логистический опыт, необходимый в юго-западной части Тихого океана, где большая часть его работы должна была заключаться в создании баз и подготовке вспомогательных объектов. С другой стороны, отсутствие у Бреретона свежего опыта работы с тяжелыми бомбардировщиками и современными перехватчиками можно было бы считать недостатком, и на практике он должен был полагаться на опытных подчиненных, таких как Джин Юбэнк и энергичный специалист по перехвату полковник Гарольд Х. "Хэл" Джордж [ Harold H. "Hal" George ]. {II-12}

Бреретон доложился Арнольду и Спаацу в Штаб-Квартире Армейских Воздушных Сил 5 октября, а в течение следующих нескольких дней он встретился с Маршаллом и бригадным генералом Леонардом Т. Героу [ Leonard T. Gerow ] из отдела Военных Планов. Бреретон быстро распознал серьезные проблемы. Он предупредил Маршалла и Арнольда, что Военное Министерство подвергает опасности свое самое мощное наступательное оружие. По словам Бреретона: «Уроки войны в Европе полностью игнорировались при размещении тяжелых бомбардировщиков на Филиппинах - без обеспечения надлежащей их защиты». {II-13} B-17 могут быть «воздушными крепостями»; на земле же они были не более чем «выгодными целями». Размещение их на уязвимых полях без эффективной системы раннего предупреждения, эффективной связи, условий для рассредоточения и адекватной воздушной и наземной обороны навлекло бы на себя неприятности. Маршалл и Арнольд считали решение Военного Министерства рассчитанным риском, но, по их мнению, это была авантюра, на которую следовало пойти. К апрелю 1942 года воздушное подкрепление [[должно будет]] быть на месте вместе с сильными наземными силами, обещанными МакАртуру. Однако, в ответ на опасения Бреретона, Арнольд согласился направить батальон службы воздушного предупреждения, подразделение аэродромных инженеров и дополнительные подразделения поддержки помимо уже запланированных подразделений. [k4: это важный пункт. ] {II-14}

Бреретон, его начальник штаба полковник Фрэнсис М. Брэди [ Francis M. Brady ], заместитель по операциям майор Чарльз Колдуэлл [ Charles Caldwell ] и помощники лейтенант Эдгар У. Хэмптон [ Edgar W. Hampton ] и капитан Норман Дж. Левеллин [ Norman J. Lewellyn ] прибыли в Манилу 4 ноября после долгого, утомительного перелета через Тихий океан [k4: вообще, следуя фабуле мемуаров, путешествие было достаточно развеселым ]. 5 ноября он представил МакАртуру последние поправки к ~Rainbow 5~ и, в свою очередь, узнал, что график обучения и мобилизации USAFFE основан на убеждении, что до 1 апреля 1942 года не произойдет ничего [[неожиданного]]. Затем Бреретон проинспектировал свой новый штаб на Нильсон-Филд, где он обнаружил малочисленный неопытный персонал, работающий по спокойному графику мирного времени. {II-15} Капитан Эллисон Инд [ Allison Ind ] нашел его представительным, но деловым: «Я Бреретон», - сказал он резко, но без драматизма, когда вошел в мой кабинет и протянул мне свою твердую, жесткую руку. Он «поймал» меня за один реальный миг прямым взглядом его карих глаз, и я впервые испытал магнетизм его широкой улыбки. «Я слышал, что вы проделали здесь хорошую работу. Я надеюсь, что вы не постесняетесь бросаться прямо на нее, как и раньше, и отдадите все, что у вас есть». {II-16}

Примечания:

{{II-1}} Maurice Matloff and Edwin M. Snell, Strategic Planning for Coalition Warfare, 1941-42, United States Army in World War II (Washington, D.C., Office of the Chief of Military History, 1953), pp. 43-48, 67-69; Louis Morton, The War in the Pacific: Fall of the Philippines, United States Army in World War II (Washington, D.C.: Office of the Chief of Military History, 1953), pp. 15-19, 31-32; Walter D. Edmonds, "What Happened at Clark Field," The Atlantic Monthly (Sep. 18, 1951), p. 20; Michael Schaller, Douglas MacArthur: The Far Eastern General (New York: Oxford University Press, 1989), p. 74.

{{II-2}} Msg, Marshall to MacArthur, Sep. 9, 1941, File: "USAFFE: General MacArthur's Personal File, Jul 26-Sep 12, 1941," Box 1, RG 2, MacArthur Memorial Archives.

{{II-3}} HQ USAFFE G.O. No. 4, Aug. 4, 1941, HQ USAFFE G.O. No. 5, Aug. 1941, ibid.; Note card on A-24s, Box 45, Hap Arnold-The Murray Green Papers, Air Force Academy Library (AFAL); "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," U.S. Air Force Historical Study No. 111, (Historical Division, Assistant Chief of Air Staff, Intelligence, Mar. 1945), pp. 23-24, Air Force Historical Research Agency (AFHRA); William H. Bartsch, Doomed at the Start: American Pursuit Pilots in the Philippines, 1941-1942 (College Station: Texas A&M University Press, 1992), p. 4; Wesley Frank Craven and James Lea Cate, The Army Air Forces in World War II, Vol. I, Plans and Early Operations, January 1939 to August 1942, New Imprint (Washington, D.C.: Office of Air Force History, 1983), pp. 176-78.

{{II-4}} H. H. Arnold, Global Mission (New York: Harper & Brothers, 1949), pp. 208-209, 261-63; Larry I. Bland, ed. "We Cannot Delay:" July 1, 1939-December 6, 1941, Vol. II, The Papers of George Catlett Marshall, 2 Vols. (Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1986), pp. 676-78; Daniel F. Harrington, "A Careless Hope: American Air Power and Japan, 1941," Pacific Historical Review (May 1979), pp. 220, 222-24, 226; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, p. 177; Matloff and Snell, Strategic Planning for Coalition Warfare, pp. 65-67, 69-70; Douglas Gillison, Royal Australian Air Force, 1939-1942, Vol. I, Series 2 (Air), Australia in the War of 1939-1945 (Canberra: Australian War Memorial, 1962), pp. 152-55; Gen. Jonathan M. Wainwright, General Wainwright's Story, edited by Robert Considine (New York: Bantom Books, 1986), p. 13.

{{II-5}} Harrington, "A Careless Hope," p. 224.

{{II-6}} Intvw, Gen. Emmett "Rosie" O'Donnell, Jr., March 27, 1970, pp. 21-22, Box 73, Hap Arnold-The Murray Green Papers, AFAL; "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," pp. 14-20, 28-29; Craven and Cate, The Army Air Forces in World War II, I, pp. 177-79, 181; John H. Mitchell, On Wings We Conquer: The 19th and 7th Bomb Groups of the United States Air Force in the Southwest Pacific in the First Year of World War Two (Springfield, Mo.: G.E.M. Publishers, 1990), p. 21.

{{II-7}} Ltr, Arnold to MacArthur, Oct. 14, 1941, "MacArthur Personal File, 7 Oct-7 Nov 41," Box 1, RG 1, MacArthur Memorial Archives.

{{II-8}} Quoted in Robert F. Futrell, "Air Hostilities in the Philippines, 8 December 1941," Air University Review (Jan.-Feb. 1965), p. 34.

{{II-9}} Radiogram, Marshall to Cmd. Gen., P.I., Sep. 30, 1941, Box 2, RG 2, MacArthur Memorial. Archives; Intvw, Green with Gen. William Kepner, Jan. 5, 1970, p. 58, Folder 6, Box 68; Notecard, "B/Gen Clagett Gets in Trouble Re Flights from West Coast," Box 11; Notecard, "Gen. Clagett Reduced Again? -- March 1941," Box 11, Hap Arnold-The Murray Green Papers, AFAL; "Army Air Action in the Philippines & Netherlands East Indies," pp. 32-33; William H. Bartsch, "Was MacArthur Ill-Served by His Air Force Commanders in the Philippines?" Air Power History (Summer, 1997), pp. 47-49. DeWitt S. Copp, A Few Great Captains: The Men and Events that Shaped the Development of U.S. Air Power (Garden City, N.Y.: Doubleday & Company, Inc., 1980,) pp. 235, 285-86, 346-47, 358-61.

{{II-10}} Radiogram, MacArthur to Chief of Staff, Oct. 2, 1941, Box 2, RG 2, MacArthur Memorial Archives.

{{II-11}} Lewis H. Brereton, The Brereton Diaries: The War in the Air in the Pacific, Middle East and Europe, 3 October 1941-8 May 1945 (New York: William Morrow and Company, 1946), p. 3.

{{II-12}} Roger G. Miller, "A 'Pretty Damn Able Commander' Lewis Hyde Brereton: Part I," Air Power History (Winter, 2000), pp. 4-27; Brereton, The Brereton Diaries, pp. 3-5, 18; Richard G. Stone, "Climbing the Brass Pyramid: How American World War II Generals Got Their Stars" (Paper Presented at the Ohio Valley Historical Conference, Cookeville, Tenn., Oct. 22, 1999), pp. 2-3.

{{II-13}} Oral History, "Lewis H. Brereton," Nov. 30, 1956, Rollins College Library, Winter Park, Fla.

{{II-14}} Brereton, The Brereton Diaries, pp. 3, 5-11; Memo, Lt. Col. Claude Duncan, Sec., Air Staff, to Gen. Marshall, Oct 22, 1941, Box 88, Papers of Henry H. Arnold, Library of Congress (LC); Bartsch, "Was MacArthur Ill-Served by His Air Force Commanders in the Philippines?," p. 49.

{{II-15}} Ltr, Capt. Norman J. Lewellyn to wife and family, Oct. 18, 1941; Ltr, Lewellyn to wife, Oct. 26, 1941; Ltr, Lewellyn to wife, Oct. 29, 1941; Ltr, Lewellyn to wife, Nov. 6, 1941; Ltr, Lewellyn to parents, Nov. 11, 1941 (Courtesy Robert Llewellyn, Pebble Beach, California.); Brereton, The Brereton Diaries, pp. 11, 15, 17; "Memorandum Reference Activities in Philippine Islands," Dec. 18, 1941, Box 20, Papers of Henry H. Arnold, LC; Brereton, The Brereton Diaries, pp. 19-20. Mr. Llewellyn later changed the spelling of his last name from that used by his father.

{{II-16}} Ind, Bataan, p. 65.

squadron 27bs, 1941-11-06, frank walter h., caldwell charles, p-40, macarthur douglas, 1941-09-05, b-17, lewellyn norman j., o'donnell emmett jr. (rosie), 1941-09-07, 1941-09-12, 1941-07-26, b-18, 1941-10-03, 1941-10-14, clagett henry b. (sue), squadron 2os, group 19bg, squadron 20ps, 1941-11-21, brady francis m., fickel jacob e., brereton lewis h., a-24, 1941-11-04, hampton edgar w., 1942-04, george harold h., gerow leonard t., squadron 17ps, squadron 28bs, squadron 3ps, p-35 seversky

Previous post Next post
Up