Ричмонд Келли Тернер. Планирование Тихоокеанской Войны (часть 8)

Oct 30, 2022 11:46

[страница 53]

Часть 8

На войне, где все просто, но даже самое простое бывает сложно, учитывайте трения.

[Account for Friction in War, Where Everything Is Simple, But Even the Simplest Thing Is Difficult]

«Из-за того, что мы потерпели поражение, не обязательно следует, что кто-то должен быть козлом».
- Капитан Г. Л. Рассел о выводах отчета Хепберна.

[It does not necessarily follow that because we took a beating somebody must be the goat."
- Captain G. L. Russell, on the findings of the Hepburn Report ]

[страница 54]




[Свидетельские показания о битве при острове Саво. Лейтенант-коммандер Гарри Б. Хенебергер [Harry B. Heneberger], бывший артиллерийский офицер ~Quincy~ (CA-39), использует карту Гуадалканала и острова Флорида, чтобы описать действия в битве у острова Саво, в которой его корабль был потоплен. Снято примерно в сентябре-декабре 1942 г. (NHHC 80-G-16521). ]

[страница 55]

Частично импровизированная и плохо подготовленная, с непримиримыми разногласиями у лидеров и несовпадающими приоритетами, ~WATCHTOWER~ приумножила риски с началом боя. Он начался еще до рассвета 7 августа 1942 года с успешного захвата Тулаги и аэродрома на Гуадалканале. Пятнадцать тысяч морских пехотинцев из 1-й дивизии морской пехоты генерал-майора Александра Вандегрифта высадились с транспортов при поддержке морской артиллерии Южнотихоокеанских Десантных Сил контр-адмирала Ричмонда Келли Тернера и авианосных ударов Оперативной Группы 61 [Task Force 61] вице-адмирала Фрэнка Джека Флетчера.

Японцы отреагировали быстро. Две воздушные атаки из Рабаула были нанесены силам вторжения [[уже]] 7 августа и еще одна - на следующий день. Японцы повредили транспорт ([[который был]] позднее затоплен) и два эсминца, потеряв тридцать шесть самолетов. Авианосцы Флетчера потеряли четырнадцать истребителей в боях и авариях, обеспечивая боевым воздушным патрулем прикрытие пунктов высадки. Среди нападавших были японские военно-морские бомбардировщики палубного типа, что заставило Флетчера заподозрить присутствие вражеских авианосцев (они летали из Рабаула в один конец, но Флетчер знать об этом не мог [k4: хотя, собственно почему? У американцев палубные бомбардировщики действовали и с береговых аэродромов. Налицо недооценка изворотливости противника? На восьмой месяц войны уже можно было усвоить, что тот способен на многое...] ). Он действовал в соответствии с постоянно действующими инструкциями адмирала Честера В. Нимица, Главнокомандующего Тихоокеанским флотом США, отданными перед Мидуэем, [[имея приоритетом]] не подвергать свои авианосцы атаке противника без перспективы нанести взамен сопоставимый ущерб.{1} Ссылаясь на свое уменьшившееся истребительное прикрытие и в связи с необходимостью дозаправки своих авианосных групп Флетчер вечером 8 августа запросил у вице-адмирала Роберта Л. Гормли, командующего Южно-Тихоокеанской Зоной, разрешения на отход следующим утром.{2}

Это ставило Тернера перед выбором. Сильное сопротивление японцев на Тулаги вынудило его 8 августа по просьбе Вандегрифта выделить [[туда]] часть плавучего резерва. Это означало, что транспорты в тот вечер не направятся для высадки на Санта-Крус, как планировалось изначально, хотя Флетчер не знал об таком решении. Тернер созвал Вандегрифта и британского контр-адмирала Виктора Кратчли, который командовал шестью тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и 15 эсминцами, прикрывавшими транспорты и грузовые корабли, на конференцию той ночью, чтобы обсудить свое предварительное решение отвести все свои корабли на следующий день.

[страница 56]

[Они обсудили] сообщения о том, что бомбардировщики ВВС Австралии видели японские военно-морские силы, ошибочно идентифицированные как три крейсера и базу гидросамолетов, двигавшиеся к юго-востоку от Рабаула. Тернер и Кратчли сочли, что силы направляются к якорной стоянке в центральных Соломоновых островах, откуда они могут начать воздушные атаки на следующий день. Вандегрифт, встревоженный перспективой отхода Тернера, запросил перед принятием решения [[возможность]] проверить свои силы на Тулаги.{3}

Вскоре после этого японская оперативная группа в составе пяти тяжелых крейсеров, двух легких крейсеров и эсминца под командованием вице-адмирала Гуничи Микавы незаметно проскользнула между пикетами американских эсминцев вокруг южного берега острова Саво. В 01:33 9 августа они атаковали, потопив четыре тяжелых крейсера (три американских и один австралийский) и повредив еще один американский тяжелый крейсер и два эсминца. Транспорты и грузовые корабли Тернера, цель атаки Микавы, были пощажены, из-за того, что японская колонна пришла в беспорядок, при повороте к северу вокруг Саво. Опасаясь, что время, необходимое для реорганизации, может подвергнуть его силы атаке американских авианосцев при дневном свете, Микава взял курс на Рабаул, упустив возможность превратить свой ошеломляющий тактический успех в стратегический.{4}

Битва у острова Саво стала самым крупным поражением в открытом море, когда-либо понесенным Флотом США. Тысяча семьдесят семь американских и австралийских моряков были убиты и 700 ранены. В ответ Гормли одобрил просьбу Флетчера об отходе. Тернер задержался до наступления темноты 9 августа, чтобы спасти выживших и выгрузить как можно больше припасов, прежде чем приказал своим оставшимся силам отправиться в Нумеа на Новой Каледонии. Он оставил морских пехотинцев Вандегрифта примерно с 17-дневным запасом продовольствия и достаточным количеством боеприпасов, но без остальных их припасов и большей части тяжелого вооружения.{5}

Официальная комиссия по расследованию по приказу Секретаря Флота Фрэнка Нокса, была созвана в декабре 1942 года во главе с адмиралом Артуром Хепберном.

[страница 57]

После личного опроса как можно большего числа старших офицеров Хепберн составил отчет, в котором заключалось: «Основную причину этого поражения следует в целом отнести к полной внезапности, достигнутой противником».{6}

Этим он объяснил недостаточную готовность кораблей Союзников, сбои связи, чрезмерную зависимость от радаров, плохую воздушную разведку и преждевременное прекращение поддержки авианосцев. По большей части он отказался возлагать индивидуальную ответственность. Нимиц и адмирал Эрнест Дж. Кинг, главнокомандующий Флотом США, согласились. Тернер обвинил «фатальную летаргию ума, которая вызвала самоуверенность без [[реальной]] боеготовности, и рутинное принятие устаревших стандартов поведения мирного времени. Я считаю, что этот психологический фактор как причина нашего поражения был даже более важным, чем элемент неожиданности». {7}

Последующий анализ битвы аналитиками и историками изучил роль высшего руководства в разгроме. Лидеров, избежавших осуждения во время войны, преследовала послевоенная критика. Как стратегический командующий, Гормли нес ответственность за то, что не разъяснил Флетчеру его обязанности как командира объединенной оперативной группы после того, как сам отказался взять на себя эту роль. Однако невозможно определить, была ли сдержанность Гормли вызвана запретительным руководством Нимица или его собственными недостатками как командира. Флетчер, которого многие обвиняли в его кажущемся отсутствии агрессии, требовал оправдания за свою верность инструкциям Нимица. И Тернер, и Кратчли поминались за тактические ошибки, которые Хепберн охарактеризовал как «более или менее простительные ошибки суждения».{8}

Следует также признать, что многие проблемы, которые привели к катастрофе на острове Саво, возникли из-за сильно сжатых сроков, навязанных в основном по настоянию Кинга. Имея больше времени на размышления и планирование, Гормли мог бы лучше подготовить Флетчера, а Флетчер и Тернер могли бы найти компромисс в своих разногласиях. [k4: больше чем сколько? Сама операция прорабатывалась с марта - несколько месяцев, Флетчер в районе уже полтора месяца. Аргумент о "примате именно времени" малосостоятелен... ]

[страница 58]

[Время для] репетиций и учений лучше бы подготовило командующих силами и их корабли, но сыграло свою роль и отсутствие боевого опыта. Флот потерпел еще несколько досадных поражений в водах вокруг Гуадалканала, прежде чем развил навыки и возможности, чтобы сражаться с японцами на равных в ночное время.{9}

Как бы оно ни было досадно, но поражение на острове Саво не остановило контрнаступление ~WATCHTOWER~. Несмотря на риски, у Кинга были веские причины настаивать на начале своей южно-тихоокеанской кампании в той форме как он это сделал, и на том, каким образом она была предпринята. Это привело к стратегической и тактической неожиданности, которая навсегда прервала японскую инициативу и подняла боевой дух Союзников.

Последствия [[обладания]] этим плацдармом на Соломоновых островах позволили Соединенным Штатам эффективно истощить военную мощь Японии в течение следующих нескольких месяцев, в то время как их собственные материально-технические возможности были чрезвычайно расширены. Тем не менее, Кинг (по общему признанию, с согласия Маршалла) пошел на более значительную авантюру, чем это обычно признается. Окончательный успех ~WATCHTOWER~ не может скрыть высокий уровень стратегического, оперативного и тактического риска, связанного с этой операцией на всех ее уровнях. Этот риск сделал десантные силы Тернера уязвимыми для контратаки и усугубил последствия отсутствия подготовки и боеготовности. Микава, безусловно, наслаждался редкой удачей, прибыв в самое подходящее время, чтобы воспользоваться небольшим правом Союзников на ошибку [[на которое те понадеялись]]. Если бы японский адмирал просто был более упорным, он мог бы нанести серьезный стратегический ущерб позициям Союзников в южной части Тихого океана. [[Пошедший на]] риск Кинг избежал [[окончательной]] неудачи в самом начале по чистой случайности.

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

• Заявление Тернера «самоуверенности без боеготовности» и «принятия устаревших норм поведения мирного времени», по-видимому, противоречат друг другу. Какова мера боеготовности в мирное время? В конфликте по-другому? Почему планировщики должны понимать разницу?

• Как планировщики могут продумать потенциальные точки разногласий и проработать их?

ПРИМЕЧАНИЯ:

{1} Роберт С. Рубель, «Деконструкция принципа рассчитанного риска Нимица: уроки на сегодня», Обзор военно-морского колледжа 68, № 1 (зима 2015 г.): 1-16.

{2} Ричард Б. Франк, Гуадалканал (Нью-Йорк: Random House, 1990), 59-82, 89-94; Джордж Кэрролл Дайер, Амфибии пришли побеждать: история Ричмонда Келли Тернера (Вашингтон, округ Колумбия: GPO, 1972), 384-85.

{3} Франк, Гуадалканал, 94-100; Джон Б. Лундстром, Black Shoe Carrier Admiral: Frank Jack Fletcher at Coral Sea, Midway, and Guadalcanal (Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 2013), 368-83; Дайер, Земноводные пришли побеждать, 360-69.

{4} Франк, Гуадалканал, 102-17; Сэмюэл Элиот Морисон, Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г., История военно-морских операций США во Второй мировой войне, том. V (Бостон: Little, Brown, 1949), 17-64; Ричард В. Бейтс и Уолтер Д. Иннис, Битва за остров Саво: 9 августа 1942 г., Стратегический и тактический анализ (Ньюпорт, Род-Айленд: Военно-морской колледж США, 1950).

{5} Франк, Гуадалканал, 117-20, 124-27.

{6} Морисон, Борьба за Гуадалканал, 61-64.

{7} Расследование Хепбёрна осудило только капитана Говарда Боде [Howard Bode], командира ~Chicago~ (CA-29); Морисон, Борьба за Гуадалканал, 61-64; Франк, Гуадалканал, 122-23; Дайер, Амфибии пришли побеждать, 359-60.

{8} Франк, Гуадалканал, 102-17; Морисон, Борьба за Гуадалканал, 17-64; Джон Б. Лундстром, Black Shoe Carrier Admiral: Frank Jack Fletcher at Coral Sea, Midway, and Guadalcanal (Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 2006), 329-37; Бейтс и Иннис, Битва при острове Саво, 342-366; Дайер, Амфибии пришли побеждать, 355-402.

{9} Франк, Гуадалканал, 292-312, 428-518, 577-81; Морисон, Борьба за Гуадалканал, 147-68, 225-313, 351-59; Трент Хоун, «Дай им ад!»: Доктрина ночного боя ВМС США и кампания за Гуадалканал, War in History 13, № 2 (апрель 2006 г.): 171-99.

Гуадалканал, Тихоокеанская Война, turner r.k., =контуры-десантных-операций=, =топливные-вопросы=, 1942-08-09, 1942-08-07, 1942-08-08, Саво, 1942-12

Previous post Next post
Up