[страница 75]
...
5. Война на Тихом океане и подкрепления
События 7 декабря 1941 г. оказали значительное влияние на разработанные к настоящему времени военные планы. Удар по Перл-Харбору стал драматическим ударом по психике США, но потенциально более серьезным было тяжелое положение морских пехотинцев на острове Уэйк. Они подвергались нападению с 8 декабря 1941 года (фактически в тот же день, что и атака на Перл-Харбор, но по другую сторону международной линии перемены дат) до капитуляции американских войск 23 декабря 1941 года, когда японцы взяли под свой контроль крошечный атолл. В тот вечер и на Мидуэе также велись боевые действия. В 21:35 7 декабря 1941 года два японских эсминца, ~Akebono~ и ~Ushio~, открыли огонь по Мидуэю, и бой продолжался до 21:58. Фактические повреждения, понесенные японцами, точно не известны, но с Pan Am Clipper по пути с острова Уэйк их видели "в огне", и морские пехотинцы заявили о нескольких попаданиях. Американские войска на Мидуэе в результате обстрела потеряли четырех человек убитыми и десять ранеными, но худшие последствия были впереди.{72} В результате объявления войны и нападения на Мидуэй строительные работы на островах сосредоточились на устранении повреждений от атаки и улучшении оборонительных позиций. К сожалению, эта работа велась без помощи 800 гражданских лиц, работавших на острове [[ранее]], которые в конце декабря были отправлены домой. Войскам гарнизона пришлось заниматься дальнейшим развитием своими силами.{73}
Начало войны принесло на Мидуэй поток людей и материалов. Цель состояла в том, чтобы гарантировать, что США не потеряют еще одну важную базу в Тихом океане. Первыми с большой помпой прибыли ожидаемые ранее 17 пикирующих бомбардировщиков SBU2-3 Vindicator из состава VMSB-231. Эти самолеты должны были прибыть сразу после 7 декабря 1941 г. на авианосце ~Lexington~. Однако после атаки на Перл-Харбор ~Lexington~ был направлен на другие неотложные операции [k4: изящно обойден вопрос - каких же...]. Следующими прибыли батареи A и C 4-го оборонительного батальона, состоящие из 5-дюймовых орудий и примерно 100 офицеров и рядовых, призванных усилить комплектность оборонительного батальона. Вместе с ними прибыла ранее обещанная матчасть дополнительных 7-дюймовых и 3-дюймовых батарей.{74}
Далее прибыли истребители VMF-221 в составе 14 F2A-3 Brewster Buffalo. Эти самолеты перелетели с авианосца ~Saratoga~ и изначально предназначались для защиты Уэйка, но не смогли туда добраться [k4: не менее изящно обойден вопрос - почему же...].{75} Важно отметить тактические возможности этих самолетов. Называть их отбросами с авианосцев ["carrier castoffs"] было бы великодушно [k4: главная проблема была все же с пилотами и их тактикой, самолеты же были более или менее - но относительно современными]. Ранее в том же году, когда пилоты SBU2-3 предприняли попытку бомбометания с пикирования, часть ткани на крыльях самолета начала отслаиваться, и ремонтники заклеили ее скотчем ["tape"].{76} Наконец, что не менее важно, прибыла батарея B 4-го оборонительного батальона в составе 5-дюймовых орудий и 12 зенитных пулеметов. Эти силы [[ранее]] направлялись к Уэйку, и их доставила плавбаза гидросамолетов ~Tangier~.
[страница 76]
6. Визит Нимица и последние приготовления
2 мая 1942 года адмирал Честер В. Нимиц, Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США (CINCPAC), прибыл на Мидуэй на [[гидросамолете]] PBY-5A, знаменуя важность, придаваемую атоллу. Он обошел все острова и осмотрел оборону. Адмирал Нимиц опросил командира 6-го оборонительного батальона подполковника Гарольда Д. Шеннона [
Harold D. Shannon], нужно ли еще что-нибудь подготовить к отражению десантного нападения. Подполковник Шеннон перечислил предметы [[снабжения]], которые ему нужны, и успокоил Нимица, когда уверенно сказал ему, что сможет удержать остров от любого такого нападения, если ему предоставят запрошенное оборудование.{77} Ни разу во время визита Нимиц не упомянул о надвигающемся японском вторжении в их направлении. Однако морские пехотинцы на Мидуэе предполагали, что вскоре после визита босса они могут [[наконец]] увидеть боевые действия. Вернувшись в Перл-Харбор, Нимиц направил Шеннону письмо, в котором сообщил ему о планах Японии.
Первоначально США ожидали атаки на Мидуэй около 28 мая. После получения дополнительной разведывательной информации даты изменились на фактические 3-5 июня.{78} Морские пехотинцы удвоили свои усилия, и вскоре начали прибывать дополнительные подкрепления.
25 мая прибыли первые из дополнительных орудий. Легкий крейсер USS ~St Louis~ доставил восемь 37-мм зенитных орудий и две роты из 2-го рейдерского батальона под командованием капитана Дональда Х. Хасти [Donald H. Hastie, k4: в тексте статьи указано Hastic, что, видимо, опечатка], USMC. Уже на следующий день прибыл авиатранспорт USS ~Kittyhawk~ ~Kitty Hawk~ [k4: в тексте опечатка (
AKV-1) ] со взводом легких танков, 16 SBD-2 и 7 Wildcat F4F-3.{79} Эти самолеты были новее, чем полученные ранее, хотя пилоты, которые прибыли с этими самолетами принесли некоторые проблемы. Целых 17 - из 21 прибывшего пилота - закончили летную школу лишь недавно. По словам Лорда, «у некоторых не было и четырех часов налета с момента окончания обучения».{80}
Хотя отчеты различаются по количеству самолетов, прибывших - и доступных на 4 июня, отчет Морисона, скорее всего, точен. В его записях указано, что он сверял цифры со штабом морской пехоты и не учитывал все самолеты, которые были полностью выведены из строя или находились в состоянии каннибализации. По его подсчетам, по состоянию на 4 июня 1942 г. на Мидуэе находилось 37 PBY, 20 F2A-3, 7 F4F-3, 11 SB2U-3, 16 SBD, 4 B-26 и 19 B-17.{81}
7. Последствия
Исход самой битвы хорошо известен, но важно сосредоточиться на конкретном ущербе и потерях, нанесенных силам на Мидуэе, чтобы оценить их готовность. Японцы атаковали Мидуэй один раз, начиная с 06:30 4 июня. По общему мнению, зенитные батареи действовали хорошо, хотя оборона и была подавлена, и многие японские самолеты прорвались. Повреждения базы были значительны, «госпиталь, группа мазутных цистерн, частично достроенный торпедный цех в бассейне для подводных лодок и другие постройки полностью разрушены, серьезный ущерб причинен зданию администрации, прачечной и ангару для гидросамолетов».{82} Потери личного состава составили 45 убитых и 43 раненых, в результате чего общие потери с начала войны на Мидуэе составили 49 убитых и 53 раненых.{83} Потери самолетов были почти катастрофическими: всего было потеряно 32 самолета, а многие из возвратившихся самолетов были сильно повреждены. В частности, из первоначальных 27 истребителей, готовых к бою 4 июня, на следующий день в боевой готовности находились только 2.{84} Потеря истребителей становится еще более критической при изучении японских сил вторжения и плана вторжения. Поскольку истребителей для защиты Мидуэя или американских пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев не осталось, аэродром и оставшиеся самолеты становились [легкой добычей для вражеской авиации.]
[страница 77]
После их потери японскому флоту был бы предоставлен доступ на все 360 градусов для бомбардировки двух островов атолла. Японцы намеревались обстреливать остров в течение 3 дней, прежде чем попытаться высадиться, с использованием 2500 бойцов.{85}
В своем отчете о действиях адмирал Нимиц признал некоторые недостатки в обеспечении Мидуэя дополнительными оборонительными силами. Он выделил количество самолетов на Мидуэе как «никак не достаточно большое, чтобы обеспечить комфортный запас [[для возмещения]] потерь». Он подкрепил это заявление, указав, что «после первых утренних атак на Мидуэй и за его пределами пикирующие бомбардировщики, истребители и торпедоносцы, находившиеся там, были почти полностью уничтожены».{86}
Нимиц сосредоточился на проблеме доставки подкреплений на Мидуэй, что было общей проблемой для Тихом океане. Хотя может быть приемлемым иметь «Мобильные Военно-воздушные силы» ["Mobile Air Force"] в материковой части США, где эти силы могут перемещаться вверх и вниз по Западному побережью по мере необходимости, это невозможно сделать из Оаху. Расстояния были слишком велики, и время, необходимое для переброски войск, было слишком велико. [k4: это прямая полемика с идеями и мриями ВВС! ] Подводя итог, можно сказать, что «урок состоит просто в том, что мы должны предоставлять все больше и больше самолетов, постоянно базирующихся на тех передовых базах, которые могут быть атакованы противником». {87} Интересно, что его мысли почти дословно перекликаются с теми, что были изложены в "Предварительном руководстве по обороне передовых баз" от 1936 года. При обсуждении состава сил ПВО указывается, что «после перехода противника в наступление возможностей для усиления воздушной составляющей обороняющихся будет мало».
[страница 78]
[Чтобы учесть это, в нем предлагалось, чтобы «необходимые тактические подразделения должны быть назначены изначально и обеспечены соответствующими вспомогательными подразделениями, ремонтными средствами и резервом самолетов, личного состава] и припасами, достаточными для самостоятельных операций».{88} Это выглядит как ответ на саму проблему, который был дан еще за 5 лет до событий, но был еще один вопрос, который мешал просто поставить на аэродром больше самолетов.
Чуть дальше от самих событий, в 1948 году NWC проанализировал битву. В то время как Нимиц обсуждал недостаточное количество самолетов на острове, анализ NWC указывает на то, что на острове уже наблюдалось увеличение количества самолетов, базирующихся там, «примерно два с половиной раза за время с 22 мая по 1 июня».
Это увеличение создало множество проблем. Во-первых, не было равного увеличения численности технического и обслуживающего персонала до такой степени, что «потребовалось, чтобы боевые экипажи помогали в перевооружении и обслуживании (так в оригинале) [k4: "re-arming and servicing (sic)" ] своих самолетов после завершения каждого полета». Кроме того, серьезной проблемой стало скопление самолетов и персонала на Мидуэе. Скопление самолетов стало настолько сильным, что 2 июня командиру пришлось отправить шесть B-17 и три PBY-6A обратно в Перл-Харбор из-за нехватки места.
У личного состава было так мало места, что они «спали в землянках рядом с взлетно-посадочными полосами».{89} Дополнительные самолеты и персонал, которых желал Нимиц, требовали бы значительных улучшений инфраструктуры.
Однако такие крошечные острова могут даже не выдерживать дополнительное строительство. Это также требовало времени, которого у них не было. Объем строительства, выполненный к июню 1942 г., был пределом возможного.
Если на аэродроме не хватало места для размещения большего количества самолетов, другим вариантом была замена старых самолетов на более новые, более боеспособные. Нимиц считал, что F4F-4, "базовая" версия F4F-3 Wildcat, летавшая с наземных аэродромов, «заметно уступает японскому Zero». У "3"-ки было еще меньше шансов выжить при столкновении с японским Zero. Анализ NWC также указывает на то, что F2A-3, недавно замененные на авианосцах более новыми самолетами и переданные Корпусу Морской Пехоты, «не были новейшими американскими типами» [k4: но и радикально небоеспособными они тоже не были]. Он также признал, что это часто было жалобой Корпуса Морской Пехоты. «Эта политика оснащения авиагрупп морской пехоты самолетами старых типов с предоставлением авиагруппам авианосцев приоритета в получении новых типов была фактором, способствовавшим чрезмерным потерям, понесенным в бою на Мидуэе 22-й авиагруппой морской пехоты». Если это так, то почему многие устаревшие самолеты не были заменены более новыми на Мидуэе?
Переписка между Нимицем и адмиралом Эрнестом Дж. Кингом, CINCUS, за несколько месяцев между нападением на Перл-Харбор и битвой за Мидуэй показывает основную проблему. После нападения на Перл-Харбор 1-е авиакрыло морской пехоты (MAW-1) как можно быстрее было переброшено из США на Оаху. Их самолеты состояли из 37 F4F-3, 23 SBU2-3, 19 SBD-1 и 11 SBD-4. MAW-1 находилось в Сан-Диего с 10 декабря с ожидаемой датой передачи на Оаху 29 декабря.{91} Эти самолеты могли бы стать отличным дополнением на Мидуэе, особенно если бы они заменили старые, устаревшие самолеты. В начале января Нимиц телеграфировал адмиралу Кингу с просьбой о дополнительных истребителях для Мидуэя из-за нехватки истребителей в приданных ему силах.{92} Похоже, что от Кинга не было немедленного ответа, но никаких дополнительных сил для Нимица не ожидалось. Позже в январе Кинг приказал Нимицу удержать самолеты MAW-1 на Гавайях, до тех пор пока ему не разрешат их перемещение. Он намеревался восполнять ими потери авианосцев - до тех пор, пока у Флота не появятся ресурсы.{93} Реальность начала 1942 г. была такова, что война на Тихом океане не была приоритетом.
Флоту и Корпусу Морской Пехоты приходилось иметь дело с ограниченными ресурсами, чтобы дать отпор японским войскам и защитить базы, которые они все еще удерживали. Потребовалось некоторое время, чтобы промышленная мощь США начала штамповать новые истребители со скоростью, позволяющей заменить старые самолеты на Мидуэе.
{70} Там же, 268-270.
{71} Там же, 294-296.
{72} Хайнл, Морская пехота на Мидуэе, 12-15.
{73} Министерство Флота, Строительство баз Флота в годы Второй Мировой Войны, Том 2, 156.
{74} Хайнл, Морская пехота на Мидуэе, 16-17.
{75} Там же 17.
{76} Уолтер Лорд, Мидуэй: невероятная победа (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1967), 50.
{77} Хайнл, Морская пехота на Мидуэе, 22.
{78} Там же, 23.
{79} Там же, 23-24.
{80} Лорд, Мидуэй: Невероятная победа, 51.
{81} Моррисон, Коралловое море, Мидуэй и подводные лодки, 92-93.
{82} Министерство ВМФ, Строительство баз ВМФ в годы Великой Отечественной войны, Том 2, 156.
{83} Хайнл, Морская пехота на Мидуэе, 41-42.
{84} Моррисон, Коралловое море, Мидуэй и подводные лодки, 92-93.
{85} Хайнл, Морская пехота на Мидуэе, 21.
{86} Честер В. Нимиц, «Битва за Мидуэй», 14 декабря 1941 г., Р.Г. 24, коробка 58, папка 5, 3.
{87} Там же, д. 16.
{88} Училище морской пехоты, Оборона передовых баз, 96-97.
{89} Военно-морской колледж США (NWC), «Битва за Мидуэй, включая алеутскую фазу: с 3 по 14 июня 1942 г.», 1948 г., NHC Архив, Р.Г. 23, вставка 1, папки 8-9. 48.
{90} Нимиц, Битва за Мидуэй, 18.
{91} Стил, Джеймс М., «OPNAV TO CINCPAC INFO PACFLT», 14 декабря 1941 г., 0237GCT, архивы NHC, R.G. 24, коробка 58, папка 5, 51.
{92} Стил, "CINCPAC TO COMINCH", 7 января 1942 г., 0245GCT, 144.
{93} Стил, "COMINCH TO CINCPAC, COMAIRSCOFOR", 25 января 1942 г., 1630GCT, 196.
Рисунок 3. Базовая организация. {39}