[страница 55]
Официальные местные представители Флота предварительно согласились взять на себя оборону Кантона. С одобрения Министерства Флота они запланировали направить на остров отряд морской пехоты из двух офицеров и 44 рядовых с двумя пятидюймовыми орудиями во время следующего рейса ~Haleakala~ намеченного примерно на 5 декабря.
По просьбе Флота армейские власти согласились поддержать и расквартировать отряд, а также оказать морским пехотинцам всю возможную помощь в установке их вооружения. Отряд 804-го инженерного батальона на Кантоне был вооружен штатным оружием, а генерал Шорт готовился отправить на ~Haleakala~ восемь пулеметов .30-го калибра. Отряд морской пехоты также имел зенитные пулеметы .50-го калибра и должен был проинструктировать инженеров по их эксплуатации. {53}
Генерал Шорт обсуждал с местными представителями Флота вопрос о создании аналогичных сил обороны на Рождестве. В этих неформальных обсуждениях генералу Шорту стало очевидно, что 14-й Военно-Морской Округ выступает против принятия на себя обороны острова и что противодействие основывается на инструкциях Министерства Флота [k4: какая неожиданность... ]. Командующий Гавайским Департаментом оказался совершенно прав в своем анализе позиции Флота.
14 ноября адмирал Блох, Комендант 14-го Военно-Морского Округа, написал адмиралу Старку и подтвердил получение письма, содержащего "информацию и идеи касательно баз на Тихоокеанских островах, которые будут эксплуатироваться Армией". Адмирал Блох также заявил: "Вчера мы получили телеграмму от OPNAV, в которой говорилось, что поддерживать, а что нет, поэтому теперь мы можем сформулировать достаточно четкую политику". {64} [k4: и в целом просматривается, что все стороны оценивали подобные деяния, как лежащие за гранью джентльменских конвенций ]
[страница 56]
[Частью этой политики было отказ от помощи в проекте острова Рождества, и поэтому генерал Шорт временно принял на себя ответственность] по обороне острова. В то же время он рекомендовал Военному Ведомству заняться этим вопросом с Министерством Флота и как можно скорее перепоручить ответственность Флоту. Генерал Шорт написал в Военное Министерство 2 ноября, что, хотя Армия в тот момент использовала корабли снабжения и для Рождества, и для Кантона, не предвидится никаких обязательств по продолжению эксплуатации этих судов после завершения строительства. Флот будет направлять корабли снабжения на свои базы, и, как признали местные военно-морские власти, задача защиты этих кораблей снабжения была в основном обязанностью Флота. По мнению генерала Шорта защита баз на островах также была в основном обязанностью Флота.
В ожидании окончательного решения по обороне Рождества, отряд 804-го инженерного батальона, вооруженный штатным оружием и шестью пулеметами .30-го калибра, защищал остров. Для усиления столь слабого вооружения генерал Шорт выслал два 75-мм орудия с боекомплектом в 800 осколочно-фугасных снарядов. На остров также был направлен инструктор по полевой артиллерии для обучения артиллерийских расчетов из личного состава инженерного отряда. {65} [k4: т.е. квалифицированную инженерную часть задействовали в качестве пехоты... ]
Острова Фиджи, составляющие Коронную Колонию Великобритании, для генерала Шорта не представляли никаких проблем с точки зрения организации местной обороны. Ответственность лежала на правительстве Новой Зеландии, и, поскольку силы обороны были "очевидно весьма хорошо организованы", генерал Шорт рекомендовал Военному Министерству договориться с Новой Зеландией о дальнейшей защите аэродрома Нанди. {66}
Проблема Новой Каледонии была гораздо более сложной. Население острова в подавляющем большинстве состояло из "свободных французов", но среди местных группировок плелись серьезные интриги, с целью обеспечить себе лидерство.
[страница 57]
Население южной оконечности острова, неподалеку от Нумеа, было преимущественно коренным. Силы обороны ограничивались очень небольшим гарнизоном примерно из 100 австралийцев, которые охраняли объекты строительства на аэродромах в окрестностях Нумеа. На другом конце острова, согласно поспешной оценке генерала Шорта, примерно 90 процентов из 20 000 жителей составляли японцы. Так как новый аэродром в Plaines des Gaiacs располагался именно в этом районе. Генерал Шорт старался уделять пристальное внимание обороне поля. Если Соединенные Штаты попросят австралийцев взять на себя внутреннюю оборону, сложится несколько аномальная ситуация, при которой одно правительство будет защищаться силами другого правительства на территории, на которой оба являются иностранцами. Генерал Шорт неофициально обратился к коменданту 14-го Военно-Морского Округа, чтобы определить, возможно ли направить морскую пехоту на Новую Каледонию. Комендант, не желая брать на себя какие-либо обязательства, просто заявил, что любое решение потребует директив Министерства Флота и Государственного Департамента. Однако он заметил, что предоставление для обеспечения внутренней обороны подразделения морской пехоты вызовет серьезные проблемы со снабжением.
Из-за множества факторов генерал Шорт не верил, что Гавайский Департамент сможет дать определенную рекомендацию относительно защиты внутреннего периметра объектов на Новой Каледонии. Он просто обратил внимание на эти обстоятельства и порекомендовал Военному Министерству "очень внимательно рассмотреть вопрос", прежде чем принимать решение. {67}
По мере того, как отношения между Соединенными Штатами и Японией становились все более напряженными, командующие Армией и Флотом на Тихом океане были вынуждены рассуждать [в терминах более спешного усиления обороны].
[страница 58]
В Вашингтоне, очевидно, рассматривали возможность отправки армейских оперативных групп на некоторые острова Тихого океана, поскольку генерала Шорта попросили дать рекомендации по этому поводу. В его ответе 3 декабря говорилось о возможности разгрузки гарнизонов морской пехоты в Пальмире, Джонстоне, Уэйке и Мидуэе, а также о необходимости немедленных и реальных мер защиты Кантона и Рождества. Он рекомендовал армейским оперативным группам не сменять гарнизоны морской пехоты в Пальмире, Джонстоне, Уэйке и Мидуэе до тех пор, пока Флот не завершит работы на аэродромах и гаванях, и, кроме того, чтобы морские пехотинцы передали армейским оперативным группам также пулеметы и орудия береговой обороны, которые они задействовали на удаленных базах. Генерал Шорт также рекомендовал по запросу Флота для помощи подразделениям морской авиации на этих базах направить на каждый из четырех островов по одной эскадрилье пикирующих бомбардировщиков и по одной эскадрилье перехватчиков. Командующий Гавайским Департаментом был твердо убежден, что на острове Оаху должна иметься одна группа тяжелых бомбардировщиков для развертывания на передовых базах на Тихом океане. Генерал Шорт и адмирал Киммел расходились во мнениях относительно командования такими островными базами. Генерал Шорт считал, что когда Армия берет на себя ответственность за оборону любого острова командование, за исключением военно-морских сооружений, всякий раз должно осуществляться командующим армейской оперативной группой. Он предположил, что отношения между Армией и Флотом на каждом совместно оккупированном острове должны быть аналогичны отношениям армейских и флотских сил на Оаху. Адмирал Киммел не согласился с этим мнением, полагая, что управление островами должно оставаться непосредственно под контролем военно-морских властей. По мнению генерала Шорта, не имелось оснований для подобной [процедуры; если Армия должна была нести ответственность за защиту острова, она также должна была иметь и полномочия. {68}]
[страница 59]
В том же послании от 3 декабря генерал Шорт утверждал, что на этот момент Армия должна взять на себя полную ответственность за все работы и защиту островов Кантон и Рождества. Он предупредил, что из-за нехватки воды оперативная группа на Рождестве должна быть ограничена в численности в 200 офицеров и рядовых, а оперативная группа на Кантоне - 300 офицерами и рядовыми. Исходная оперативная группа, которая готовилась покинуть Оаху около 9 декабря в направлении острова Кантон, имела в составе 2 офицеров и 45 рядовых. Последующий контингент, намеченный к отплытию в районе 20 декабря, увеличил бы гарнизон на Кантоне до 4 офицеров и 140 рядовых. Первоначальный гарнизон острова Рождества, состоящий из 4 офицеров и 140 рядовых, должен был покинуть Оаху примерно 26 декабря. Эти силы должны были состоять полностью из военнослужащих береговой артиллерии, и генерал Шорт считал, что все армейские оперативные группы на островных базах, за исключением авиационных отрядов, должны состоять исключительно из подразделений береговой артиллерии. Генерал Шорт также напомнил Военному Министерству, что подразделения [.аэродромного обслуживания.] должны быть размещены на Кантоне и Рождестве до 15 января 1942 года. {69}
Планы создания таких отрядов разрабатывались Авиационным Корпусом. К 19 ноября был составлено предварительное штатное расписание [T/BA = Table of basic allowances] для подобного подразделения из четырех офицеров и 50 рядовых, и была начата закупка технического оборудования. 19 ноября генералу Шорту было предложено вносить любые дополнения или исключения, которые тот пожелает, а также направить инструкции по доставке морским транспортом. Его ответ начальнику Авиационного Корпуса 5 декабря показал, что предварительные планы почти идентичны тем, что были ранее составлены [в Гавайском Департаменте].
[страница 60]
Однако он указал, что в дополнение к этим авиационным силам потребуется на всех четырех полях на пути между Гавайями и Австралией разместить инженерные и медицинские отряды, а также подразделения связи на Кантоне и Рождестве. Медицинское подразделение на каждом аэродроме должно было состоять из одного офицера и 10 человек, а инженерное подразделение - из пяти человек. Целостные гарнизоны на базах должны быть следующими: на Рождестве и Кантоне по 5 офицеров и по 85 рядовых на каждом; на Фиджи и Новой Каледонии - по 5 офицеров по 65 рядовых на каждом; на Соломоновых островах и Эфате (только метеорологические отряды) по 11 человек. {70}
Что касается инструкций по отгрузке, генерал Шорт посоветовал использовать службу снабжения, которая была организована на Западном Побережье для проекта перегоночного маршрута по южной части Тихого океана. Дивизионный Инженер [ Division Engineer ] в Сан-Франциско управлял этой службой и мог использовать не только корабли снабжения, зафрахтованные Гавайским Департаментом, но и задействовать весь объем, который возможно было перебросить на коммерческих судах и армейских транспортах. Поставки должны были осуществляться как из Лос-Анджелеса, так и из Сан-Франциско. По мнению генерала Шорта, Дивизионный Инженер, благодаря своему контролю над зафрахтованными судами снабжения и тесной связи с другими судоходными агентствами, мог ускорить доставку всех предметов снабжения. {71}
На первой неделе декабря генерала Шорта призвали не только завершить южно-тихоокеанский маршрут в кратчайшие возможные сроки, но и предоставить маршрут, пригодный для использования средними бомбардировщиками. Генерал Арнольд написал генералу Шорту и попытался "убедить его в необходимости придумать способ, с помощью которого мы сможем переправлять средние бомбардировщики из Соединенных Штатов в Австралию". {72} Из Австралии, очевидно, [бомбардировщики могли короткими перелетами долетать до Филиппин. ]
[страница 61]
Акцент на усиление Филиппин, который быстро набирал силу осенью 1941 года, теперь достиг своего апогея.
Отвечая генералу Арнольду 6 декабря, генерал Шорт выразил мнение, что маршрут, распланированный для тяжелых бомбардировщиков, будет вполне удовлетворительным и для средних бомбардировщиков. От Хикам-Филд до Таунсвилла, через Морзе-Филд (на острове Гавайи), Рождество, Кантон, Нанди и Plaines des Gaiacs не было ни одного прыжка более чем на 1250 статутных миль ["statute miles"]. Генерал Шорт полагал, что такая дальность была преодолимой для средних бомбардировщиков. Генерал Шорт также считал, что "имеются и преимущества в сведении к минимуму необходимого количества площадок, поскольку трудности с их защитой и снабжением в случае войны будут серьезными" {73}. Он сообщил, что разведка на Эфате и Соломоновых островах по указанию Военного Ведомства производился, но в данный момент он не считал, что в этих пунктах имеется какая-то необходимость. Генерал Шорт полагал, что, если разведка не обнаружит чего-то, что сделало бы их более ценными, он, по всей вероятности, не рекомендовал бы возводить там аэродромы. Было очевидно, что чем дальше объекты находятся от линий связи, тем труднее становится работа. Например, завершение работ на Новой Каледонии обещало быть более трудным, чем на Фиджи, из-за того, что на Новую Каледонию регулярно заходили лишь немногие коммерческие суда.
Однако в целом генерал Шорт с оптимизмом смотрел на завершение южно-тихоокеанского маршрута в кратчайшие сроки.
[страница 62]
[Неспособность ["inability"] Флота оказать помощь в проекте, вытекающая из этого задача фрахта кораблей для независимой] службы снабжения, проблема получения людей и материалов для строительства нескольких баз, необходимость обеспечения местных сил обороны и дипломатические соображения сделали начальные работы чрезвычайно сложными и временами обескураживающими. Но Командующий Гавайским Департаментом заверил генерала Арнольда, что "мы очень стараемся выполнить свои обещания о доступности одной взлетно-посадочной полосы на всех аэродромах, чтобы мы смогли запустить маршрут с 15 января". {74} Таков был отчет генерала Шорта от 6 декабря 1941 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
63. ibid.; ltr., Short to TAG, 22 Nov. 41, "Additional Air Routes, Hawaii to Philippines," in Horn Book.
64. Адмирал Блох далее отмечал, что в своих беседах с армейскими официальными лицами на Гавайях он обнаружил, что "у них довольно завышенные ["expansive"] представления о таких базах", и он ощущал, что "все это произошло из-за тех обстоятельств, что они "не набили себе шишек" [k4: в оригинале "they haven't taken the beating" = "не понесли издержек/побоев" ], им не приходилось, как нам, заставлять людей работать в подобных местах, выискивать гавани, где возможно было разгрузиться и т. п."
Ltr., Adm. [C. C.] Bloch to "Betty" [Adm. H. O. Stark], 14 Nov. 41, in AG 580.82, Survey of Islands.
65. В отношении претензий в отношении острова Рождества генерал Шорт выразил мнение, отличное от мнения, выраженного Флотом на совместном заседании Совета 23 ноября. Вопреки мнению, что британцы станут выдвигать свои претензии на остров после войны, генерал Шорт считал, что в прошлом имели место быть совместные претензии на Рождество, но со строительством аэродрома на острове американские заявки приобретали первостепенное значение ["The American claim became paramount"]. [k4: т.е. армейцы залезали еще и на делянку Госдепа. В послевоенном мире такие заходы вернулись бумерангом. См.
историю про Манус. ]
Ltr., Short to TAG, 22 Nov. 41, "Defense Problems on Outlying Bases," in Horn Book.
66. Ibid.
67. Ltr., Short to TAG, 22 Nov 41, "Aerodrome on New Caledonia," in Horn Book.
68. Это сообщение было прочитано адмиралом Киммелем до того, как генерал Шорт отправил его в Военное Министерство. Radg. #1018, Short to TAG, 3 Dec. 41, ibid.
69. ibid.
70. Медицинский отряд в составе одного офицера и 10 рядовых с необходимыми припасами уже был отправлен из Оаху на Кантон и Рождество. Ltr., Exec., OCAC, to CG, Haw. Dept., 19 Nov. 41; 1st ind,, CG, Haw. Dept. to C/AC, 5 Dec. 41, in Horn Book.
71. Ibid.
72. В архивах ВВС была найдена только ссылка на это письмо, но не само письмо. Дата отправки в справке не указана. Arnold to Olds, 17 Dec. 41, in [AAG] Bulk 361. Air Routes, 13/9/41.
73. Ltr., Short to Arnold, 6 Dec. 41, ibid.
74. ibid.