[страница 48]
[Такие случаи был типичными для методов генерала] Шорта относительно всего проекта южно-тихоокеанского воздушного маршрута.
Он каждый раз изыскивал короткий законный путь; он максимально использовал местные возможности, а когда их оказывалось недостаточно или требовалось много времени, он призывал Военное Министерство ускорить дело.
Тем не менее, все время, пока генерал Шорт реализовывал планы по Рождеству и Кантону, Министерство Флота продолжало настаивать на отсрочке строительства в этих двух пунктах, и генералу Шорту неоднократно предлагали повторно обосновывать свой выбор для развития баз на островах и присвоенные им приоритеты.
3 ноября Министерство Флота поручило Объединенному Совету [ Joint Board ] задать приоритеты для развития южно-тихоокеанского воздушного маршрута. Совет соответственно делегировал этот вопрос Комитету по Совместному Планированию [ Joint Planning Committee ].
На заседании Совета 3 ноября адмирал Старк рекомендовал не строить в тот момент аэродром на острове Рождества. Он рассудил, что вероятность завершения площадки на Рождестве до завершения аэродрома на Пальмире мала, и что Рождество будет полезно в первую очередь лишь как альтернатива Пальмире. Также утверждалось, что проект потребует морских грузоперевозок, которые были необходимы для работ на Пальмире и Самоа. Министерство Флота рекомендовало уделить первоочередное внимание завершению посадочных площадок на Пальмире и Самоа, а затем по порядку - проектов на Кантоне, островах Фиджи и на Новой Каледонии. Заключительная рекомендация Флота заключалась в том, чтобы Военное Министерство взяло на себя всю ответственность за местную оборону и развитие Кантона, включая подготовку аэродрома и аппарели со стоянкой для использования флотскими гидросамолетами, и чтобы Министерство Флота оказывало помощь лишь "по мере необходимости [и целесообразности" при работах на Кантоне и в других пунктах на пути в Австралию.] {50}
[страница 49]
Армейская половина Объединенного Комитета по Планированию поддерживала ранее согласованный маршрут, который включал Рождество, Кантон, Фиджи, Новую Каледонию и Таунсвилл. Существующие флотские объекты рассматривались как дополнение к этому маршруту. По мнению Армии, Рождество было лучшим местом для развития, чем Пальмира, так как его было легче защитить и там можно было рассредотачивать авиацию. Поле в Самоа не было сочтено полностью удовлетворительным из-за холма высотой 1500 футов неподалеку от обреза взлетно-посадочной полосы на преобладающем маршруте подхода. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также относительно позднюю дату предполагаемого завершения строительства на Пальмире и Самоа и уже взятые обязательства, армейская делегация рекомендовала продолжить развитие острова Рождества и обозначить Рождество, Кантон, Фиджи, Новую Каледонию и Таунсвилл в качестве основного маршрута для переправки армейских самолетов. {51}
Никакого немедленного решения принято не было, но 11 ноября Военное Министерство проинформировало генерала Шорта о предложениях Флота. Военное Министерство стремилось "завершить маршрут в кратчайшие сроки".
Министерство Флота сообщило, что Пальмира близится к завершению, с 1 ноября 3000 футов [.полосы.] были доступны для аварийных посадок, и каждую следующую неделю будут доступны дополнительные 110 футов [.полосы.]. Генерала Шорта попросили представить отчет о статусе работ на Пальмире, Рождестве, Кантоне и на Фиджи вместе с [.повторными.] рекомендациями относительно приоритетов. {52}
В своем ответе 15 ноября генерал Шорт рассказал о проработках, имевших место в отношении каждого из объектов.
[страница 50]
[Он был категорически настаивал в своем] заявлении о том, что Пальмира не сможет быть использована своевременно для выполнения требований проекта перегоночного маршрута. 13 октября он совещался с Комендантом 14-го Военно-Морского Округа, и ему было заявлено, что даже с помощью Армии минимально потребные сооружения на Пальмире не смогут быть возведены до 1 августа 1942 года. На совещании за несколько дней до 15 ноября Комендант вновь проинформировал генерала Шорта, что Пальмира не может быть завершена в срок, достаточный для удовлетворения требований Военного Ведомства.
Генерал Шорт решил развивать Рождество только после того, как узнал об этом факте от местных флотских чиновников, и в середине ноября он все еще считал, что к 15 января, даже с учетом либеральных поправок на непредвиденные задержки, можно будет использовать по крайней мере одну взлетно-посадочную полосу длиной 5000 футов. {53}
Что касается Самоа, местные военно-морские власти заявили, что к 1 мая будет готова взлетно-посадочная полоса длиной 5000 футов, но генерал Шорт сообщил, что из-за затрудненных подходов поле никогда не будет пригодным для тяжелых бомбардировщиков. Генерал Шорт также отметил, что все вопросы, которые сейчас поднимались Министерством Флота, были подробно рассмотрены в его совещаниях с Комендантом 14-го Военно-Морского Округа до того, как было принято решение о развитии острова Рождества. По мнению генерала Шорта, работа на Рождестве не приведет к задержке строительства Флота на Самоа или Пальмире, поскольку Флот не предоставлял для армейского проекта корабли снабжения. Более того, работы на Рождестве не позволяли откладывать завершение строительства аэродрома на Кантоне. Поэтому генерал Шорт настоятельно рекомендовал не вносить никаких изменений в существующие планы южно-тихоокеанского воздушного маршрута. Он утверждал, что любое изменение в статусе Рождества приведет не только к растрате средств, но и к безвозвратной потере всего времени, которое было потрачено на организацию экспедиционных партий. {54}]
[страница 51]
К 21 ноября Объединенный Совет так и не принял решения по приоритетам, а Министерство Флота продолжало настаивать на увеличении затрат на свои собственные проекты. В этот день Начальник Военно-Морских Операций написал Начальнику Штаба, резюмируя позицию, занятую Флотом. Никаких новых аргументов выдвинуто не было, хотя адмирал Старк, очевидно, пытался сделать более убедительное заявление, чем было сделано на заседании Объединенного Совета 3 ноября. К этому времени Министерство Флота было уже осведомлено о том, что на остров Рождества была направлена армейская экспедиция и что в связи с этим проектом были уже взяты контрактные обязательства [k4: а до этого, стало быть, их держали в неведении. а сами они не обладали целостной картиной происходящего... ].
Такое положение дел не повлияло на позицию Флота, поскольку адмирал Старк повторил свою просьбу о том, чтобы, за исключением Кантона, создание Армией островных авиабаз между Гавайями и Австралией должно быть отложено до тех пор, пока Объединенный Совет не примет решения относительно приоритетов. Начальник Военно-Морских Операций также отметил, что отчет Объединенного Комитета по Планированию [ Joint Planning Committee ] был задержан в связи с тремя заменами среди представителей Армии в рабочем комитете, и его было трудно подготовить "из-за того, что Армия предприняла действия без ожидания решения Объединенного Совета". {55} Последнее замечание нельзя рассматривать как порицание генерала Шорта, поскольку Военное Министерство поручило генералу Шорту приступить к подготовке маршрута, который тот рекомендовал, до того, как Министерство Флота представило проблему на Объединенном Совете. [k4: партизанская бюрократия...]
И ни разу после этого Военное Министерство не отдавало ему приказа отложить этот вопрос до решения Объединенного Совета.
[страница 52]
[Ввиду того, что Министерство Флота настаивало на том, что аэродром на Пальмире] все же быстро приближается к завершению, 25 ноября Военное Министерство запросило подтверждение отчета генерала Шорта о том, что Пальмира не сможет быть использована для выполнения задачи по перегону вовремя. Был также сделан запрос о всеобъемлющем описания причин, почему аэродром на Самоа не может считается подходящим для тяжелых бомбардировщиков. {56} В ответе генерала Шорта от 27 ноября прояснено, что местные представители Флота назвали расчетной датой завершения 5000-футовой взлетно-посадочной полосы в Пальмире 7 марта. Но генерал Шорт указал, что на основании первоначальной директивы Военного Министерства о том, что проект был чрезвычайно срочным, и после получения последующей информации о том, что перегоночные полеты должны будут начаться не позднее 1 февраля, он установил как [.предельную.] дату 16 января, к которой необходимо было достроить на всех базах минимально необходимые 5000-футовые взлетно-посадочной полосы. {57} Пальмира, конечно, не укладывалась в эту дату.
Генерал Шорт снова сообщил Военному Министерству, что поле на Рождестве было идеальным и что аэродром может быть завершен намного раньше, чем проект на Пальмире. [k4: по состоянию
на конец января 1942 это было несколько не так... ]
Генерал Шорт выдвинул новые доводы в поддержку сделанного ранее заявления о том, что поле Самоа не подходит для тяжелых бомбардировщиков. Офицер Гавайских Воздушной Армии, который обследовал остров, сообщил, что у местных военно-морских сил не было адекватного оборудования для измерения ветров и что, по всей видимости, никаких приборных наблюдений на месте аэродрома не проводилось. {53} Взлетно-посадочная полоса, которую Флот планировал достроить первой, располагалась в направлении преобладающего ветра, зарегистрированного в заливе Паго-Паго и составленного из гидрографических графиков приповерхностного ветра в океане. Но авиационный офицер наблюдал в районе поля иную ветровую картину.
[страница 53]
Генерал Шорт считал, что флотские представители на Самоа по рекомендации авиационного офицера повторно изучили условия ветров и, возможно, решили сначала достроить другую взлетно-посадочную полосу. Если бы это было так, строительство потребовало бы значительного времени. С другой стороны, если первоначальный анализ ветров со стороны Флота окажется верным и план строительства останется неизменными, крутой холм на дальности в 3000 футов от конца взлетно-посадочной полосы сделает поле непригодным для использования тяжелыми бомбардировщиками. Другими словами, генерал Шорт все еще был убежден, что Самоа и Пальмира не соответствуют требованиям Военного Ведомства. {59}
Это сообщение от Командующего Гавайским Департамента прибыло слишком поздно, чтобы его могли использовать представители Армии в Объединенном Совете, поскольку Совет собрался 26 ноября и предпринял меры по вопросам о южно-тихоокеанском воздушном маршруте. Однако более ранние сообщения генерала Шорта были использованы на встрече с пользой. Во время обсуждения этого вопроса Флот поднял вопрос о масштабах армейских планов по развитию острова Рождества. В поддержку своего утверждения о том, что предполагаемые разработки Армии должны осуществляться на Пальмире, Флот выдвинул новый аргумент в пользу этого, указав, что после войны остров Рождества будет занят британцами. Затем генерал Арнольд объяснил причины выбора Рождества в качестве авиабазы, указав, что во время предварительного рассмотрения маршрута комендант 14-го Военно-Морского Округа сообщил генералу Шорту, что строительство на Пальмире не сможет быть завершено до 1 августа 1942 года. Для того, чтобы члены Объединенного Совета от Флота получили "полную картину действий Армии", бригадный генерал Леонард Т. Героу [ Leonard T. Gerow ] зачитал сообщение, отправленное в военное министерство генералом Шортом (предположительно - сообщение от 15 ноября).
[страница 54]
[После этого разъяснения адмирал] Старк заявил, что, хотя Флот считает Пальмиру более приемлемой, чем Рождество, Флот не будет больше возражать против разработки и завершения проекта острова Рождества. 20 ноября Военное Министерство направило генералу Шорту сообщение, разрешающее ему действовать в соответствии с его нынешними планами по южно-тихоокеанскому маршруту. {60} [k4: т.е. задним числом узаконили тихой сапой проводящиеся мероприятия и трату фондов, потому что на Костю Сапрыкина на нашлось методов... ]
Объединенный Совет, по-видимому, в это время не руководствовался рекомендацией Флота о том, чтобы Армия взяла на себя ответственность за защиту баз на маршруте, поскольку этот вопрос продолжал вызывать беспокойство у генерала Шорта и военно-морских чиновников на Гавайских островах. 23 ноября генерал Шорт написал в Военное Министерство письмо о скорейшем решении проблемы обороны, необходимость которого была подчеркнута "нынешним положением международной обстановки на Тихом океане". {61} Командующий Гавайским Департаментом провел неформальные обсуждения проблемы с Комендантом 14-го Военно-Морского Округа адмиралом К. К. Блохом [ C. C. Bloch ] и Главнокомандующим Тихоокеанским Флотом адмиралом Хазбендом Э. Киммелем [ Husband E. Kimmel ].
Хотя в принципе имелось согласие относительно необходимости немедленного планирования обороны, мнения по поводу того, должны ли Армия либо Флот брать на себя ответственность за такую оборону, разошлись. Соображения суверенитета над островами требовали индивидуального подхода к каждой из баз. Правительство Новой Зеландии теоретически отвечало за защиту Рождества; но из-за близости острова к Оаху генерал Шорт приходил к выводу, что, с точки зрения снабжения, американским войскам было бы логично взять оборону на себя. Совместный американо-британский суверенитет над Кантоном также свидетельствовал о том, что Америка взяла на себя ответственность за оборону этого острова, и генерал Шорт считал, что [ответственность в обоих случаях собственно лежала на Флоте, а не на Армии {62}].
ПРИМЕЧАНИЯ:
50. Proposed memo for Arnold by Col. O. S. Ferson, 14 Nov. 41, ibid.
51. ibid.
52. Radg. #378, TAG to [CG], Haw. Dept., 11 Nov. 41, in AG 580.82, Survey of Islands.
53. Radg. #849, Short to TAG, 15 Nov. 41, in Horn Book.
54. ibid.
55. Ltr., C/NO to C/S, 21 Nov. 41, in AG 580.82, Survey of Islands.
56. Radg. #439, TAG to CG, Haw. Dept., 25 Nov. 41, in Horn Book.
57. Никаких копий второй директивы в архивах AAF не было найдено, также не было обнаружено никаких ссылок на нее, кроме как в этом сообщении от генерала Шорта.
58. Офицер, проводивший это обследование Американского Самоа, также посетил Британское Самоа в сопровождении группы флотских офицеров из Тутуилы на Американском Самоа. Без надлежащих дипломатических договоренностей группа приземлилась в Британском Самоа с целью визуального обследования возможного аэродрома. Разрешение было предоставлено "исполняющим обязанности администратора острова". Но власти Новой Зеландии сразу же пожаловались в Государственный Департамент, что высадка без разрешения была некорректной и поставила правительство Новой Зеландии в неловкое положение. 21 ноября генерал Шорт признал, что жалоба "несомненно верна". Офицер Гавайской Воздушной Армии связался с генералом Шортом из Американского Самоа с просьбой разрешить ему посетить Британское Самоа в компании с офицерами Флота. Удовлетворяя запрос, и генерал Шорт предположил, что с властями Британского Самоа были достигнуты удовлетворительные договоренности. 21 ноября он сообщил Военному Министерству, что уведомил коммодора авиации Сондерса о недоразумении и, в будущем, что будет строго выполнять инструкций Военного Министерства по исполнению дипломатических процедур.
Telg. (unnumbered), Wellington to S/State, 1 Nov. 41; radg. #854, Short to TAG, 31 Nov. 41, in Horn Book; memo for Stewart, State Dept. by Lt. Col. J. G. Taylor, 10 Nov. 41, in AAG 361, Air Routes.
59. Radg. #960, Short to 2AG, 27 Nov. 41, in AG 580.82, Survey of Islands,
60. Radg, AWPD to A-4, 26 Nov. 41, in AAG 361, Air Routes; radg. #444, TAG to CG, Haw. Dept., 26 Nov. 41; memo for Sec., General Staff, from WPD 8 Dec. 41, in AG 580,82, Survey of Islands.
61. Ltr., Short to TAG, 22 Nov. 41, "Defense Problems on Outlying Air Bases," in Horn Book.
62. Ibid.