Перевод статьи «ОХОТА НА ЛИС ВСЛЕПУЮ» (часть 2).

Apr 18, 2021 18:35

РАДИОДЕЗИНФОРМАЦИЯ

Радиомолчание могло защитить Ударное Соединение от обнаружения американскими постами прослушивания, разбросанными по Тихому океану. Но японские военно-морские офицеры опасались, что внезапное и продолжительное полное прекращение радиосвязи кораблями, особенно после [окончания] периода обучения, предусматривающего интенсивный радиообмен, привлечет Американское внимание и, возможно, помешает операции. Японцев беспокоило не само молчание, а то, что американцы могли предположить из этого: что авианосцы находятся в движении. [44] Единственный способ убедить американцев в том, что корабли, представляющие наибольший интерес для ВМС США, авианосцы Первого Воздушного Флота, все еще находятся в своих портах или действуют во Внутреннем Море, - это обман, [дезинформация]. Был приведен в действие тонкий и обширный план радиодезинформации, который позволил плавно переключиться на ложные радиопередачи, выглядящими, казалось бы, как настоящие, [с момента] когда авианосцы замолчали и [до момента] когда Кидо Бутай достиг Гавайев. [45]

Чтобы подготовить почву для дезинформации в начале ноября 1941 года Морской Генеральный Штаб Генштаб ВМС приказал Первому Воздушному Флоту и другим кораблям под руководством Центра Контроля Пеленгаций [DF Control Center] 1-го Объединенного Подразделения Связи [1st Combined Communications] (то есть радиоразведки) в Токио направить установить регулярный график тренировочных ["drill"] сеансов связи. С 8 по 13 ноября Akagi, Hiei (флагман 3-й дивизии линкоров) и 24-й Дивизион (эсминцы) должны были связываться с токийским центром связи трижды в день - в 06:00, 12:00 (полдень) и 20:00 ( по времени Токио ). Вовлечение Центра Контроля Пеленгаций было значительным, учитывая, что он мониторил радиотраффик с целью его последующей имитации, а также для обеспечения безопасности. [46]

15 ноября Объединенный Флот незаметно сменил позывные на новые для различных оперативных групп, включая Ударное Соединение.[47] Станции, участвовавшие в радиообмане, должны были использовать старые "учебные" позывные авианосцев, в основном Akagi, и других кораблей Кидо Бутай в течение следующих трех недель. Такие ложные сообщения должны были передаваться штатными радистами с основных кораблей Кидо Бутай, которые [при этом] были отправлены на берег на базы в Куре, Сасебо и Йокосука. «Почерк» радиста [communicator’s “fist”]- тот характерный уникальный способ, которым радист передает символы ключом Морзе, был методом идентификации операторов и, соответственно, их кораблей. Итак, когда американские посты прослушивания слышали знакомый "почерк" оператора, который, как известно, отправлял сообщения с Akagi, используя позывной этого корабля, они считали, что авианосец находится на том пеленге, по которому отслежена эта передача - в данном случае в направлении одной из баз на "домашних островах".

Когда авианосцы покинули Внутреннее море, и их авиационные эскадрильи вылетели, чтобы воссоединиться с ними, другие самолеты из 12-й Смешанной Авиационной Группы [12th Combined Air Group] прибыли на только что освободившиеся авиабазы. Их роль заключалась в поддержании уровня активности полетов и связанного с ними [такого же] радиообмена между авианосцами и базами, как если бы обучение в эти несколько недель продолжались. Ложный трафик включал позывные, процедурную болтовню и фиктивные сообщения между условными самолетами и авианосцами, а также сеансы связи с другими судами. Этот «бесполезный» трафик был выдан в эфир в соответствии с инструкциями, изложенными в «Правилах передачи ложных сообщений и постановки помех» (Kaigun Giden Booghin Kitei), провозглашенных Военно-Морским Министерством 4 ноября 1941 года. Во избежание путаницы или непреднамеренной компрометации фактической информации весь ложный трафик состоял из фиктивных групп или бессмысленного текста. [48]

Однако японцы не переназначали позывные авианосцев эсминцам, находившимся во Внутреннем море - как это заявлялось после войны. Эдвин Лейтон [также] высказывался в меморандуме от апреля 1942 года - в котором говорилось, что японцы перевели радиосвязь с авианосцев Ударного Соединения на «рыболовные суда на Подмандатных Островах». Оба этих суждения были ошибочными.

В то время как радиомолчание скрывало местонахождение Кидо Бутая, радиодезинформация стремилась убедить американскую разведку, что ударный элемент Объединенного Флота, его авианосцы, все еще находится в домашних водах.

РАДИОМОНИТОРИНГ

Поскольку в плане были задействованы радиомолчание и дезинформация, японцы нуждались в способе проверки, работает ли план и знают ли американцы в Перл-Харборе о приближающейся оперативной группе. В соответствии с этим Морской Генеральный Штаб в Токио поручил своим собственным подразделениям радиоразведки следить за американской военно-морской связью с Гавайев на предмет любого сигнала тревоги.
Основная японская станция перехвата, которая перехватывала сообщения из Перл-Харбора, 1-й отряд 6-го подразделения связи [Detachment 1 of the 6th Communications Unit], находилась на острове Кваджалейн [совместно] со станцией радиосвязи IJN. Хотя японцы не могли читать зашифрованные военно-морские сообщения США, они могли идентифицировать срочные сообщения и отдельные корабли, подразделения и самолеты, а также определять местонахождение кораблей и самолетов Тихоокеанского флота с помощью пеленгатора. Особую озабоченность вызывали американские патрульные самолеты, поскольку воздушные поиски к северу от Гавайских островов могли бы обнаружить Кидо Бутай. Японцы проанализировали линии связи на предмет изменения оперативной готовности Тихоокеанского Флота; эта информация была передана Ударному Соединению. [50]
Небольшой отряд радиоперехвата на борту Akagi выполнил ту же задачу. Когда Кидо Бутай подошел к Перл-Харбору, это подразделение также отслеживало гавайские коммерческие радиостанции, KGU и KGMB, на предмет любых намеков на то, что американцы знали о приближающейся оперативной группе. [51]

...продолжение следует...

=ловля-лис-вслепую=, радиоразведка, Тихоокеанская Война, =дефекты-разведки-и-связи=, 1941, wwii, Пёрл-Харбор

Previous post Next post
Up