"Чехов ездил не только в Ялту и на Сахалин: в начале 1890-х он путешествовал по миру, посетил экзотические острова и совершил евротур."
"Дальний Восток, лишь недавно перешедший к России от Китая, показался Антону ни на что не похожей страной: «Здесь не боятся говорить громко. Арестовывать здесь некому и ссылать некуда, либеральничай сколько влезет. <…> Доносы не приняты. Бежавший политический свободно может проехать на пароходе до океана, не боясь, что его выдаст капитан»."
"В Вене его поразила открытость людского общения - в Москве откровенный разговор на улице с незнакомым человеком вполне мог привлечь внимание тайной полиции. Чехов писал домашним: «Странно, что здесь можно все читать и говорить о чем хочешь»."
"Париж дал Чехову пищу для размышления. Он попал в толпу бунтующих рабочих и получил по спине от парижского полицейского. Несколько дней спустя он сидел на галерее французского парламента, слушая, как от министра внутренних дел требуют объяснения по поводу смертных случаев при подавлении беспорядков, - вообразить себе подобное в России было невозможно."