Вот уже многие десятилетия десятки миллионов людей денно и нощно подтверждают известный тезис - "у пролетариат нет отечества", его и у буржуазии немногим больше.
Человек при рождение наследует, помимо исходной классовой среды и имущества: историю рода, язык + культуру и некий географический ареал обитания, т.е. по известному определению нации и её отечеству как производной, в политэкономическом смысле отечество для конкретного индивидуума в общем сводится к национальному языку как инструменту, орудию труда, навык владения которым дает привычные правовые единичные и коллективные удобства работы и отдыха для данной местности, и некоторую биологическую адаптацию к местному климату, отсутствие оных может вызывать единичные случаи ностальгии, но не более того и вполне поддается стоимостной оценке.
Человеку в активном биологическом возрасте на полноценную языково-климатическую адаптацию требуется примерно лет семь, она не всегда возможна по объективным медицинским или экономическим причинам, но в массе своей проходит успешно и человек с удовольствием начинает ездить домой с дальнего или ближнего востока к друзьям, рассказывать как он хочет вернуться насовсем в Россию (например) и не делая ни одного телодвижения в сторону реализации этого заявления. Экономика начинает толкать мигранта к миграции в самых разных экономических слоях, но мы всегда увидим, что даже в случаях принудительной семейной и клановой миграции человек прекрасно адаптируется к новой среде, как к второй родине, за исключением выезда "на заработки", когда условия временного труда и жизни очевидным образом античеловечны и ниже чем на первой родине.
Особо тяжелый и массовый случай миграции с этой точки зрения произошел в перестройку, советские люди массово мигрировали в чужую страну и по опросам социологов основная часть пожилых людей и частично среднего возраста так и не смогла адаптироваться к новой родине, однако в целом уже к 2000 году процент тревожности (считай неприятия, не адаптированности) упал примерно с 70% до 35% и перестал играть определяющую роль в настроение масс, что отразилось в скатывание публичной политике к национально-патриотической риторике.
И последнее, думаю не надо никому объяснять, что самоопределение нации, есть особый случай массовой миграции, имеющий под собой преимущественно политэкономическую основу, что мы с очевидной очевидностью наблюдали на примере Крыма, этот можно сказать последний подарок России от СССР.