Гегель - основы педагогики из диалектики свободы и воли

Apr 20, 2011 01:48

§21[1]

Чистую волю не интересует какая-либо особенность ... содержание дано воле, а не положено ею абсолютно. Основной принцип воли состоит в том, следовательно, чтобы осуществлялась и сохранялась ее свобода.

Кроме этого, правда, воля желает еще многих определении. У нее есть еще разного рода определенные цели, учреждения, состояния и т.д., однако они не являются целями воли сами по себе, а являются целями потому, что служат средствами и условиями для осуществления свободы воли, которое делает учреждения и законы необходимыми для ограничения произвола, склонностей, голого изволения и вообще побуждений и желаний, которые относятся к одним только природным целям.

Например, воспитание имеет цель сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей. Для этого детям запрещают многое из того, что им хочется. Они должны научиться повиновению, чтобы были сняты их единичная или собственная воля и их зависимость от чувственных склонностей и желаний; таким образом, воля их сделается свободной.

Гегель «Философская пропедевтика»

педагогика, читальня, диалектика, свобода

Previous post Next post
Up