Алексей Мозговой как зеркало новорусской революции

Oct 08, 2014 21:02

Алексей Мозговой как зеркало очередной русской революции, безусловно более интересен чем Стрелков, помимо того что он местный - свой луганский, истоки его региональной политической позиции можно «посмотреть» в его творчестве, а стихотворная форма предполагает информационную и эмоциональную плотность содержания. Плюс, стихи оказались талантливым сами по себе. А могло ли быть иначе?




[Spoiler (click to open)]
Первое же «пущенное» в интернет его стихотворение «Авроре!»(*), вызвало у вульгарных эпигонов марксизма-ленинизма имитацию разочарования в кумире, собственно не совсем имитацию, так как вполне верно определение «красной мутью»(*) части современных левых уже в первых строках. Это также верно как то, что и Лев Толстой у них был бы законченным реакционером, русским националистом и пятой колонной одновременно, овалом в схемах гения подмены марксизма конспиралогическим анализом.

Реакция оппонентов СВ на второе стихотворение- «Пора немножко по стрелять…» (**), целенаправленно найденное мною по прочтению первого (ибо оно по всем признакам должно было быть), свелась банальному - «а потом он изменился» или к поверхностной диалектике «с одной стороны» Мозговой реакционер, «с другой стороны» он критикует власть как революционер, т. е. к критикуемой ещё Лениным логике Троцкого и Бухарина. Тогда как надо разбирать развитие единства Мозгового, с его творчеством и историческими процессами, внутренние противоречия которых движут массы, отражаются в мышление, а значит и в творчестве.

Здравствуй, идол красной мути!
Изрыгающий чуму.
Что ты есть по своей сути…
Кто, и служишь ты кому? (*)

Первые строки двояко интересны: во первых «в угоду» ритму здесь «испорчен» язык, но это по сути единственная языковая огрешность, плюс она в начале и легко устранима, я бы написал - «Кто ты? Служишь ты кому?», всё это говорит что стихи писались потоком, практически набело, т. е. мы видим по сути «слепок» движения мысли. Во-вторых обращение-монолог к памятникам традиционный прием в русской классике.

Но какую чуму изрыгает памятник? Ответ мы находим во втором стихотворение.

В разгар чумы, парад банкетов,
Произрастает страха плод.
Бомонд дворян в стране советов,
Где загнан в стадо весь народ! (**)

Согласитесь, что тяжело оспорить то, что нынешняя олигархократия в России, плод «красной мути», например того же «марксизма» горбачевых, но речь то идет даже не о России, а об Украине, где все эти «плоды» оказались для народа десятикратно ядовитее.

Груда старого железа,
Образ хаоса и тьмы.
Под аккорды полонеза,
Промывающий умы! (*)

То что здесь революция - хаос и тьма, не новость ни разу, в конце концов Герберт Уэллс тоже увидел в первый приезд в Россию лишь тьму, куда интересней мысль, что теперь народу промывать мозги помогают полонезами, ностальгическим продуктом внутреннего потребления псевдо-аристократии.

Куда не плюнь, везде дворяне.
Кто граф, кто княжеских кровей.
Раздача титулов по пьяни,
Всё для народа, для людей.(**)

Вернемся к Авроре, но к Авроре ли?

Пленник времени советов,
Корабельный мавзолей.
Без вопросов и ответов,
Узник совести своей… (*)

Нет автор обратился к теме Ленина, говорить о мавзолее - значит говорить о Ленине, говорит об этом на Украине, как мы сегодня понимаем, значит говорить об истоках ленинапада. Негативное единство в отношение революции, к коммунистам, к власти советов и к Ленину, вот то общее что объединяло русских и украинских национал-патриотов, определяло развитие воспитания и самосознания на Украине. Но негативное не может быть источником положительного развития, а может быть лишь источником противоречия, той трещины в которую пролез поощряемый финансовым капиталом национал-фашизм, той почвой на которой он вырос.

Кандалами борт пристёгнут,
К серым Невским берегам.
Торг легендою развёрнут,
Возле трупа шум и гам…! (*)

Здесь блистательно точная зарисовка бытия крейсера-музея: в нем проводят свадьбы олигархов, у причала толпятся клоуны в костюмах фрейлин, дворян и царских офицеров екатерининских времен, там обязательно тебе предложат сфотографироваться с Петром I, но вот кого там невозможно встретить, так это революционных матросов. Но не всё так плохо, простые работники музея, на мой вопрос о наличие боеприпасов, отвечали, - что ещё на один выстрел снаряд найдут.

Не позволили Авроре,
Ради выгоды своей.
Бой принять в горящем море,
Среди братьев - кораблей. (*)

Это обычная белогвардейщина аля-Керенский - «война до победного конца», в стиле нашего гаранта конституции, вот не дали Авроре стрельнуть по немецкому флоту, потому и проиграли, а то что русская армия в 1-й мировой не смогла одержать победы над немцами ни в одной битве, как‑то забывается, как и то, что бывает с народом забывшим свою историю.

Прозвучал последний выстрел,
Эхо слышно до сих пор…
Капитан без лишней мысли,
Объявил стране террор! (*)

Порицается ли здесь Ленин, как личность или метод, или то и другое? Безусловно порицается и то, и другое, а что же предлагается в качестве альтернативы? Отличий, прямо скажем не много!

Орда элитных скоморохов,
Господ и дам, блатная рать.
От рассуждений мало проку,
Пора немножко в них стрелять.(**)

Надо заметить особенно под этими строками, часть левых высказала одобрение Чёрт побери, да ведь под подобным стихом любой матрос «Авроры» 1917 года подписался бы с большим удовольствием!» А я вот думаю, грамотный матрос-большевик не подписался бы. Посмотрим, кто есть в «ограниченном» расстрельном списке:

Кто граф, кто княжеских кровей …
В мундирах толпы генералов …
Святой отец, с крестом и в рясе …
Борец за правду, демократ …
Страдает бедный депутат …
Орда элитных скоморохов …
Господ и дам, блатная рать …(**)

В списке можно разглядеть многих, даже членов фракции КПУ при желание, там все наши старые знакомые по политэкономии - герои непроизводительного труда, а кого же нет? Нет капиталиста, сиречь олигарха. Забавно, но в современном российском левом движении, есть только один клуб, всё тот же - СВ, выводящий за пределы теории и практики тему олигархов и капиталистов, не признающий классового антагонизма, вот уж действительно «В красной мути он ослеп…»(*), хотя писалось как бы не про них.

Усмирили, крейсер славный,
В красной мути он ослеп…
Стал народный! Все державный!
Корабельный… мертвый склеп. (*)

По сути последние строки, говорят не просто о преемственности, а о синтезе худшего из советской идеологии с российской: о пустой, мертвой, псевдонародной державности. Здесь история делает свой любимый культурный оверштаг, автор тогда - очень давно в 2013 году подразумевал иное, но читая эти строки сегодня, - в другой эпохи мы - читатели понимаем именно это, видя каждый день саму суть российского капитализма, воплощенную в Крыме и Новороссии в виде ХПП.

Но можно продолжать и дальше,
Ходить на митинги за грош.
Внимать речам вранья и фальши,
И "морды" выбирать из "рож"….(**)

Конец стихотворения (**), закономерно для 2013 года пессимистичен, автор ожидает впереди лишь демократический «день Сурка» ведущий в никуда, который он не желает принять, но и не видит иного выхода даже в стихах. Выход указал «крот истории» и кажется логичным сегодня завершить стихотворение строкой «Пора немножко в них стрелять» - он же и загадывал это, но впереди выборы в ЛНР и сила поэзия опять оказываться пророчески точна и сбывается другое.

Личность Мозгового в стихах 2013 года выглядит цельной, талантливо отражающей бытие России и Украины. Его творчество показывает неслучайность того, что он стал одним из лидеров антифашистского фронта, его последовательные поиски выхода их украинского и российского эволюционного тупики не пошли по кругу творческой формы познания, а продолжились по спирали в деятельной практике и логически пришла к включению в «расстрельный» список олигархов, т. е. по сути к выстрелу с крейсера «Авроры». А разве есть у русского человека, высшая ценность для которого народ и его история, другой выход?
_____
(*) «Авроре!»
(**) «Пора немножко по стрелять…» (**)

Мозговой, искусство, критика, стихи, Новороссия, марксизм

Previous post Next post
Up