Вы наверняка замечали сколь много внимания уделено играм детей. И вряд ли кто-то задумывался о том, что всю наша жизнь мы играем, только игрушки становятся дороже (а часто вместо кукол - это реальные люди, их чувства, их жизнь) и потери больней, а не просто ручьи слез над сломанным паровозиком или оторванной лапой у мишки. Да только лапу мишке можно пришить, а вот жизнь порой не исправить.
Для ребенка игра - это познавание мира, познавание себя, изучение нового, да и предложение себя миру, как личности, ну, а когда и не очень личности. Бывает всяко и разно. Мы часто пользуемся крылатой фразой, что вся наша жизнь игра. Если не смотреть точечно, а все же расширить рамки взора, то можно увидеть, что игра является преобладающим видом деятельности в жизни человека, и очень редко мы отдаем себе в этом отчет. С самого детства человек играет. Сперва это погремушки, кстати, так и не установлена их надобность. Потом это машинки, куклы, песочница, замки, железная дорога. Так дети познают мир, учатся общению ну и ролевым играм, копируя нас с вами, наше поведение дома, на кухне, с гостями, на улице и в очереди в магазин.
Взрослея, практически ничего не меняется. Уже не машинки, а машина, не
песочница, а офис, и вот как вел себя в песочнице или на качелях, так же и сейчас в офисе. Он или начальник или уборщик. Хотя, так однобоко тоже судить нельзя. Есть ряд примеров, когда тихоня, обещающий вырасти забитым или подлизой, чтобы все-таки получать желаемое, становится абсолютно ответственным и достойным человеком, человеком чести. А вот задира, который локтями всего добивался и отбирал игрушки у соседей, стал пьяницей или простым послушным служащим. Уже не кукла, а жена и любовница, да вот только отдаем ли отчет, что это все же уже далеко не детство и на кону стоят души и сердца людей. Бережем ли мы это?
Вместо замка из песка - загородный дом, вместо железной дороги, ну скажем, начальник вокзала. Все осталось тем же. Только теперь это называется работа и чтобы ею заниматься нужно закончить соответственный тематический ВУЗ. Так что ,как видите, игры занимают самое важное и ответственное место в наших жизнях. Вот там, на
детской площадке закладывается основной багаж с которым человек вступит во взрослую жизнь. Давайте более бережно относиться к несмышленышам, как мы их часто называем, они гораздо умнее нас. И давайте играть в дочки-матери и в семью все же достойно и честно, хотя бы перед самим собой.
Вернемся к детству. Все начало берет именно оттуда. Играя ребенок учится и развивается. Игры имеют развивающее значение. Это развитие моторики и координации движений, развитие стратегии. У ребенка формируются важнейшие навыки и, в какой-то степени, личностные качества. Как ни парадоксально и как уже было отмечено выше, но каким бы видом деятельности человек не занимался во взрослой жизни - базовые навыки закладываются в процессе детских игр.
Давайте задумаемся, что же все-таки лежит в основе игры? А лежит удовольствие, то есть получение удовольствия. Замечали, что дети умеют это делать. Получать удовольствие от игры и что важно, заниматься тем, что им нравится. Уже позднее ребенок подражает взрослым и примеривает на себя всевозможные роли. Это больше касается детей дошкольного возраста. Они подражая взрослым готовят еду, воспитывают куклу или водят автомобиль. В таких играх происходит социализация ребенка, т.к. он учится общаться с другими, а так же с предметами быта и социума. В подобных играх развивается моторика, речь, умение мыслить логически и выстраивать причинно-следственные связи. И конечно, нужно играть с детьми в интеллектуальные игры.
Так же в процессе игр ребенок учится испытывать эмоциональные переживания: разочарование и радость, обиду и гнев, удовлетворение. И важно, чтобы ребенок научился правильно реагировать и поступать в случае удачи или не удачи. Пример из песочницы: играются, что-то строят, кто-то у кого-то взял лопатку без спроса. Один пойдет отберет свое, а может еще и стукнет, чтоб повадно не было, а другой начнет реветь во всю глотку. Вот где-то так и формируется социальное поведение у человека. Хорошо бы воспитывать устойчивость к стрессам с раннего возраста и пути решения проблем без травмирования психики самого человека. Учить можно своим же примером, разъяснением как было бы верно поступить в той или иной ситуации. Ну и конечно, нужно объяснить, что кулак сильней, точнее, больнее бьет, но всегда ли он побеждает? Учить, что все ситуации можно и нужно решать мирным путем, а главное, на собственном примере это демонстрировать.
В каждом дворе есть место отведенное службами быта для
детской игровой зоны. Там устраивают детские площадки. Что же на них можно увидеть, кроме роя малышей и мамаш? Ну, наверно детское игровое оборудование - это
качели, карусели, песочница, скамеечки, турники, лазалки, горки и многое другое. Все зависит от бюджета и отведенной площади.
Если для самых маленьких можно обойтись
песочницей и качелей, так как период до 4-5 лет не является периодом коллективных активных игр. По утверждению психологов, дети в этом возрасте не нуждаются в общении со сверстниками. Продолжительность игры в компании составляет приблизительно пять минут, после чего малыш уходит в свой мир. А если играли в паре, то переключается на другого сверстника на этот же кусок времени. В этом нежном возрасте дети скорее собственники или индивидуалисты и общественные игры их не интересуют.
К 5-6 годам длительность общения с другим ребенком или детьми возрастает. И опять же, по утверждению психологов время контакта составляет порядка 40-50 минут, согласитесь, вполне достаточно времени для коллективной игры. И для этой возрастной группы детей номер с песочницей, качелькой и горкой не пройдет. Тут уже и требования другие, как у самих детей, так и с точки зрения норм безопасности. Можно выше , шире, длинней.
Ребенок 6-7 лет уже вполне готов играть в сложные продолжительные игры с установленными правилами игры. Но эксперименты с физическими упражнениями делать пока рано. Это период игровой. Тут уже можно внести в игровой комплекс лазы, какие-то сложные веревочные элементы. Те же турники и горки уже можно устанавливать более высокие.
Для сравнительнение несколько примеров. Скажем, если для детей 2-3 лет
высота горки порядка одного метра, для трех-четырех лет уже полтора метра, по ближе в семи годам вполне можно устанавливать игровые модули высотой 2 метра. Максимальная же высота горки составляет - 2,7 м, но это для детей старшего возраста.
Ну и последние нудные данные. Возрастная группа до 11-12 лет вполне охотно играет в командные игры, очень живо участвует в играх-соревнованиях. И последняя возрастная группа, когда дети участвуют в спортивных почти взрослых играх, где установлены четкие правила.
Площадь игровой площадки может быть разной: 4-5 м2, 20-30 м2, и больше. Где Вы можете разместить игровой комплекс по вашему усмотрению.
Ассортимент любой компании, занимающейся проектированием детских
игровых площадок, можно разделить на три уровня, предназначенных каждая для своей возрастной группы. Как правило, это группы от 3 до 6 лет, от 6 до 12, "вневозрастное", к нему относится спортивное оборудование. Данное разделение, как правило лежит в основе почти всех проектов для детских игровых площадок, как для площадок возле жилых домов, в детских садах, школах, так и частных.
Разнообразие уличных детских игровых комплексов можно увидеть тут
Как Вы сами понимаете детский игровой комплекс - это не просто детская игровая площадка, а целый игровой городок.
Четырехместная карусель (производитель - Lappset , Финляндия) предназначена для детей от трех лет. Вылеты карусели направлены под углом вверх, на концах установлены металлические дугообразные сиденья. Высота карусели - 1 м, диаметр - 1 м 37 см, диаметр площадки под установку - 5 м 40 см
У компании Lappset есть качалки в форме олень (дети от 3-8), верблюда (дети от 3 до 8 лет), кузнечик (от 1 до 3 лет), качалка-балансир (от 3 до 12 лет), качалка-балансир (для двоих) (от 6 до 12 лет). Зайчик, лошадка, собачка, динозаврик(от 2 до 8 лет).
Великое разнообразие качалок «Божья коровка» (дети от 2 лет) производится в нескольких вариантах: для одного, двух или восьми человек. Качалки имеют ограничение по весу «наездника».
Для качелей резиновые сиденья по форме могут быть плоскими, эргономичными или в виде обычной автомобильной шины. Сиденья подвешивают на цепях или на верёвках. Такая подвеска не позволяет ребенку сделать “солнышко”.
У «Лодочки» фирмы Lappset (Финляндия) сиденье представляет собой плетёный круг в жесткой раме (диаметр - 140 см) - одновременно здесь могут разместиться двое или трое детей.