История в фотографиях

Apr 06, 2018 20:58


Связующие звенья

Связь по «вертикале», как составляющая общей истории обмена информацией

Часть 1

Когда люди выполняют какую-то совместно задачу, им приходиться «общаться»: отдавать приказы, передавать и получать информацию, «делать, как я» и т. д. Чем больше при этом вовлечено людей, тем больше информации требуется получить, передать, принять. Способы передачи информации зависят от расстояния передачи и цивилизационных возможностей. Например, в бою можно использовать «акустику» и зрительные сигналы: громкую речь, сигналы свистком или горном, барабанный бой, флаги, ракеты, фонари. Когда прямой обмен не возможен по причине удаленности «абонентов», посылают гонцов с письмом - пешком, с использованием транспортного средства - от лошади до самолета. Оптическая сигнализация на больших расстояниях имела неоспоримые преимущества по скорости передачи. Она ограничивалась возможностями человеческого зрения и горизонтом, но эти «препоны» можно было «раздвинуть» оптическими приборами и приподняв «передатчик» с «приемником» над поверхностью, используя естественные и искусственные «возвышенности». Электричество вывело связь на другой качественный уровень, у которого, впрочем, имеются и свои недостатки.
Практически сразу с изобретением летательные аппараты использовались в военных целях: сначала для разведки сил противника у переднего края, затем дальней разведки, бомбардировки и т. д. При этом «человек летающий» столкнулся с проблемой общения с землей, обмена информацией. Эта проблема решалась параллельно с развитием наземных средств передачи информации, и более того, летательные аппараты становились частью многих систем связи. Освоение воздушного пространства имело несколько этапов - начальный (в конце 18 века), «ренессансный» (с конца 19 века), моторизованный (начало 20 века) и т. д. Человек научился общаться на расстоянии давным-давно, и к каждому «воздушному» этапу имелись определенные наработки в этой области. И чтобы лучше понять откуда «растут ноги» у воздушно-наземной связи, посмотрим, что могла предложить ей «наземная» связь из своего богатого опыта.
Чтобы проследить эти «параллели» обозначим отдельные принципы связи, используемые в «двухмерном пространстве» (буква «С») и «трехмерном» (буква «В») одинаковыми цифрами.

Близкие контакты всех степеней

Применение того или иного способа "общения" диктуется расстоянием между субъектами общения, срочностью передачи информации, природными условиями (погода, время суток), шумовым фоном, техническими возможностями в данное историческое время (техника Крымской войны отличалась от возможностей начала 20 века) и в данном месте (средства связи армий европейских государств всегда были совершеннее того, что пользовались вожди африканских племен).



К девятнадцатому веку самым распространенным способом передачи информации оставался древний "из рук в руки" или "из уст в уста" с помощью посыльных - пеших, конных или перемещавшихся на водоплавающих средствах. Сразу вспоминается первый "марафонец" - гонец, принесший весть о Марафонской победе. Думаю, этот способ актуален и в наши дни. Я сам в 90-е годы 20-го века был свидетелем передачи приказа от командира батальона экипажу танка (чтобы он не мешал своей пальбой) с помощью ударов МСЛ по броне посыльным солдатом.
Еще сравнительно недавно в подразделениях назначался вестовой - ежедневно посылаемый к вышестоящему командиру солдат для прямой связи с подразделениями, особенно это было распространено в военное время - вестовой с информацией в кармане или голове бежал на позиции, находил адресата, получал обратную информацию и бежал назад в штаб (служба вестового хорошо показана в британском мини сериале "Наша Первая мировая"). Когда-то были и вестовые орудия, которые брались из артиллерийских подразделений в ставку командования для подачи сигналов выстрелом холостого заряда ("петропавловская" полуденная пушка когда-то была вестовым орудием).
На дальнее расстояние сообщение передавалось курьерской конной почтой, железнодорожной или на судах. С середины 19 века на почтамтах и в банках применяется пневматическая почта, где пенал с посланием перемещается по трубе давлением или разряжением воздуха.


Пневмопочта в большом почтовом отделении

В 20-м веке можно было ускорить передачу послания, воспользовавшись техническими средствами: велосипедами, мотоциклами, автомобилями и самолетами.




Велосипед был очень популярен в начале 20 века, создавались целые подразделения на велоходу.
Для армии наиболее приемлемыми были складные модели.






Освоение небесного пространства военными, началось с целью разведки - сверху видно дальше. В этом плане крепостные стены и башни давали некоторое преимущество обороняющимся. В отсутствие крепости можно было соорудить обзорную вышку - такие вышки, самодельные и штатные применялись с конца 19 века и до начала Первой мировой.


Сверху видно все

Привязной аэростат в конце 18 века поднимался невысоко, и в принципе было возможно сообщать об увиденном голосом (т. с., в «режиме онлайн»), к тому же усиленном рупором. Но в бою это часто затруднительно из-за грохота орудий - надежней описать увиденное и передать письмо адресату. Для этого не обязательно опускать аэростат на землю - сила тяготения доставит послание по воздуху практически под аэростат, только необходимо "пригрузить" записку с информацией, поместив ее в контейнер. Так поступил в 1797 году военный аэронавт французский капитан Кутель уже при первом (в мире) разведывательном подъеме во время осады Мобёга австрийскими войсками. Через 100 лет сумку с сообщением уже не бросали из корзины, а спускали по натянутой к земле бечевке. На маневрах 1909 года во Франции воздушную разведку проводил дирижабль. Чтобы сообщить об увиденном, ему приходилось возвращаться на «свою сторону» и сбрасывать сумку с сообщением, предупредив об этом сиреной. В Первую мировую "записки" сбрасывали с самолетов, а так, как за падением пакета было трудно проследить (как и найти его потом на земле), его прикрепляли кнопками к вымпелу (стримеру), который представлял собой "конструкцию" из двух пестрых лент, сшитых V-образно.


 

Самолетный стример для посланий
Сброс послания с самолета

Обратный процесс - доставка "посылки" на борт самолета, был отработан в тридцатые годы. Если подразделению, действующему в отрыве от основных сил, было необходимо передать командованию важные документы, к ним посылали самолет поддержки сухопутных войск. Выбиралось безлесое место, в землю вбивались две вешки, на которые вешалось веревочное кольцо с прикрепленным пакетом. Самолет на бреющем заходил в створ вешек, опускал из-под фюзеляжа штангу с крюком и пролетая, цеплял им растянутое между вешками кольцо.







Тренировки по подбору пакетов с земли        
Авиапочта - самый быстрый способ доставки.
Для такого дела годился и истребитель
На земле уже ждут
Почту можно взять и на воде

В 50-60-годы американцы в рамках операции "Моби Дик" запускали с территории ФРГ высотные свободноплавающие шары с разведывательной аппаратурой. Эти шары переносились воздушными потоками над территорией СССР до самого Тихого океана, где их в воздухе подхватывал самолет, оборудованный выпускным крюком.





«Подсечка» воздушного шара
Вертолет «возвратил» принцип передачи сообщения из рук в руки - он может зависнуть над нужной точкой, а член экипажа просто протянет руку

Когда-то экипаж многоместных самолетов "переговаривался" между собой с помощью пневмопочты: в самолетах из кабины в кабину прокладывали воздухопровод, по которому давлением воздуха из баллона перемещался небольшой «почтовый ящик» -пенал, в который летчики (раньше все члены экипажа самолета были летчиками, выполнявшими определенные функции: пилота, штурмана, радиста и т.д.) помещали письменное послание.


Голубиная почта - древнейшее коммуникационное средство. Военные обратили более пристальное внимание на это направление после Франко-Прусской войны, хотя в Германии уже в 1844 году появилась инструкция, регламентирующая использование почтовых голубей. Во многих странах вслед за гражданскими были организованы военные голубиные почты. Порт-Артурская голубиная станция в 1905 году имела 200 птиц, в Брест-Литовской крепости иногда размещалось до 1000 голубей. В начале 20 века некоторые пограничные подразделения брали в дозор голубей, чтобы в случае обнаружения нарушения границы подать сигнал на заставу. В немецкой армии был принят на оснащение ранец, в котором имелось специальное отделение для переноски трех голубей. Снаружи к ранцу крепилась складываемая корзина. Во время войны животные-почтальоны (птицы и собаки) эксплуатировались вовсю.




Британская посыльная собака
Собаки могли переносить пеналы с почтовыми голубями и фляги с едой на передовую

Голубятни на колесах располагали вблизи крупных штабов, а по воюющим подразделениям голубей развозили подходящим транспортом: на мотоциклах, велосипедах, посыльными солдатами и даже собаками. Назад в свою голубятню птицы возвращались уже с посланиями в алюминиевых пеналах. Для нарушения голубиной почты противника "привлекались" птицы-истребители - специально обученные соколы.








Автоголубятня.
Голубиный городок
Ящик с амортизацией для переноски голубей
Противогазовая голубятня
Когда на танках радиосвязи не было, брали почтовых голубей
Сокол-перехватчик


Во второй половине 19 века гражданское воздухоплавание являлось увлечением и развлечением во многих странах Европы, особенно во Франции. Во время осады Парижа в период Франко-Прусской войны, осажденные, имея возможность изготавливать оболочки аэростатов и светильный газ, организовали эвакуацию людей по воздуху из города на незанятую немцами территорию. Французское почтовое ведомство организовало воздушно-почтовую службу, доставляя письма (за плату) в корзине с пассажирами. Чтобы получать обратную информацию, пользовались голубиной почтой. Для чего свободноплавающие аэростаты брали с собой в перелет из Парижа корзины с почтовыми голубями (иногда перевозилось до 200 голубей сразу). На территории подконтрольной французским войскам голуби забирались почтовым ведомством и уже с посланиями отправлялись назад в Париж. Для экономии веса послания переснимались на микрофотографии. Всего из Парижа было отправлено 65 свободноплавающих шара со 164 пассажирами, 381 голубем, 5 собаками и около 11 тонн почты. 302 голубя было отправлено обратно, цели достигли 59 птиц, перевезших 100000 посланий.
В Первую мировую в отсутствие на самолетах радиостанций, на разведку летали с пернатыми почтальонами. Во Второй мировой войне о голубях не забыли: с ними на задание летали экипажи бомбардировщиков, парашютисты, диверсанты. Голуби сбрасывались в специальных контейнерах на парашюте в расположение окруженных войск или диверсионных отрядов. Голубей применяла патрульная морская авиация: заметив надувную лодку с терпящими бедствие, с самолета выпускали голубя с посланием, который был приучен садиться на лодку.




Погрузка спецконтейнеров с голубями на борт патрульного самолета во 2МВ
Десантный голубиный контейнер


Примером "пассивной" передачи сообщений (наугад) может служить «бутылочная почта» - когда послание помещается в бутылку и бросается в море с надеждой на Бога и добрых людей (капитану Гранту в таком случае повезло - его письмо в бутылке дошло до адресата). Конечно, в военном деле подобные способы не распространены, однако, мы знаем примеры, когда солдаты перед решительным боем выцарапывали на стенах или на принадлежностях экипировки прощальные послания.
Агитационной работе среди войск противника и его гражданского населения большое значение придавалось уже с 19 века. Агитация - это тоже передача информации без конкретного адресата. В мировых войнах артиллерия "обстреливала" ближайшие тылы противника агитационными снарядами, снаряженными листовками.


Снаряжение агитационных снарядов


Новые технические возможности усиливали эту работу. Уже в самом начале покорения воздушного пространства была зафиксирована попытка применить подобный способ связи "на удачу", используя воздушные потоки. В 1793 году при осаде австрийцами французского города Конде ее комендант, отчаявшись, послал донесение о ситуации в городе и просьбу о помощи, привязав записку к тепловому шару, выклеенному из бумаги. Он надеялся, что шар перелетит через позиции противника и попадет к французским войскам. Но шар быстро остыл и упал в расположении австрийцев, которые, таким образом, узнали о положении внутри крепости. То есть, информация дошла до "благодарного читателя", но с отрицательным результатом. Опять же во время франко-прусской войны парижане повторили попытку коменданта Конде: при благоприятном ветре из города запускались шары-пилоты (так сказать, тогдашние дроны) с посланиями, правда, без особых успехов. В американскую Гражданскую войну 1861-1865 для заброски агитационных листовок в тыл противника стороны конфликта использовали воздушные шары. Для летательных аппаратов были придуманы агитационные бомбы (в СССР они назывались АгитАБ). С самолетов листовки сбрасывались и россыпью.




Подвеска листовок под воздушный шар
Американские агитационные авиабомбы
Погрузка листовок в Су-2

Продолжение следует

Next post
Up