Предлагаю вниманию читателей мой перевод с французского языка статьи "Османский военный флот в середине XVIII века" французского историка Даниэля Панзака. Статья представляет собой расширенный обзор найденного автором во французских архивах документа, составленного французскими дипломатами и посвященного состоянию османского флота примерно в 1736-
(
Read more... )
На самом деле, здесь историк Д. Панзак допустил в своей статье очень серьезную ошибку. В 1682 году османы построили в Стамбуле далеко не первый свой военный парусный корабль. Точнее было бы сказать, что с 1682 года произошла очередная реорганизация османского парусного флота, и турки перешли к строительству современных (аналогичных тогдашним европейским) линейных кораблей.
Первые попытки строительства чисто военных государственных галеонов предпринимались Стамбулом еще в конце 16 века. Ну а в ходе Критской войны 1645-1669 гг. эскадры парусных кораблей (с конца 1640-х годов) прочно вошли в состав османского флота, и к началу 18-го века практически стали основой флота, сильно потеснив галерные флотилии. В морской битве с венецианцами у Фочии (май 1649) мы уже видим в составе османского флота 11 парусных кораблей, в сражении у Пароса (июль 1651) у турок уже участвуют 55 парусных кораблей, в первой битве у Дарданелл (май 1654) - у османов сражаются 30 кораблей (плюс 14 корсарских кораблей были в другой эскадре), во второй битве у Дарданелл (июнь 1655) в составе османского флота мы наблюдаем 36 парусных кораблей, и т.д.
На первых порах османский парусный флот состоял из смеси временно мобилизованных торгово-транспортных судов (иногда арендованных у европейцев) и привлеченных корсарских отрядов кораблей из Алжира, Туниса, Бизерты и Марокко, бывших вассалами Османской империи. И лишь с 1650 года в Стамбуле стали регулярно строиться первые государственные военные галеоны (корабли) по европейским образцам. В 1650-1651 в Турции были заложены и построены первые (в ее истории) 15 государственных военных галеонов (названных Султанами). Десять из них были построены в Стамбульском арсенале, остальные - на верфях в Черном море (скорее всего, в Синопе). Самые крупные (по тоннажу) из этих кораблей (султан) имели вооружение в 54-60 орудий, более мелкие галеоны были вооружены 35-40 пушками. Важную роль в проектировании, конструировании и в строительстве этих Султан (по европейским образцам) сыграл тогда венецианец-ренегат Николо Фурлан (Мустафа), происходивший из известной семьи потомственных венецианских мастеров-кораблестроителей и взятый в плен османами в самом начале Критской войны 1645-1669. За свои труды Н. Фурлан был награжден турками флагманским званием, примерно сопоставимым с контр-адмиралом. Впрочем, османская флотская карьера у этого предателя оказалась недолгой - в битве у Пароса (июль 1651) он умудрился попасть в плен к венецианцам, и вскоре был ими по-тихому казнен (повешен) в тюрьме Венеции.
К лету 1656 года османам удалось быстро построить новую большую серию государственных военных галеонов - причем сразу из 50 парусных кораблей (султан), большая часть из которых имела вооружение в 36-38 орудий. Из этих 50 галеонов - 30 были тогда построены в Стамбуле, остальные - на верфях различных портов в Черном море. Отметим еще такой момент, что в очередной битве у Дарданелл (26 июня 1656) в составе Стамбульской османской эскадры (флота) сражались 28 парусных кораблей (несколько из них были пинками), которые были полностью потоплены, сожжены или захвачены победоносными венецианцами. То есть, османы в одном этом сражении почти сразу потеряли около половины своих ново-построенных парусных кораблей. В упорном бою у Хиоса (03 мая 1657) венецианский галерный флот захватил на абордаж три, и сжег еще четыре турецких галеона, но эти 7 османских кораблей - похоже, были берберскими (корсарскими), и не относились к Стамбульской эскадре галеонов. К июлю 1657 года у османов в Стамбуле было в строю (готово к бою) всего 18 парусных военных кораблей.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment