Османский военный флот в середине XVIII века (часть I)
Nov 21, 2021 12:08
Предлагаю вниманию читателей мой перевод с французского языка статьи "Османский военный флот в середине XVIII века" французского историка Даниэля Панзака. Статья представляет собой расширенный обзор найденного автором во французских архивах документа, составленного французскими дипломатами и посвященного состоянию османского флота примерно в 1736-1739 гг.
Даниэль Панзак (Daniel Panzac, 1933-2012), ориенталист, автор около десяти книг по истории Османской империи и Магриба. Последняя его книга называлась "Османский флот: от рассвета до заката империи" (вольный перевод: La Marine ottomane, De l'apogée à la chute de l'Empire) и вышла в 2009 г.
Статья, которую перевел я, была опубликована в 1996 г. в журнале "Бюллетень турецкого исторического общества" том LX, выпуск 228. Очевидно, в ней представлены некоторые промежуточные взгляды автора, работавшего в тот период над темой османского флота. Тем не менее, из-за того, что существует довольно мало информации о флоте Оттоманской Порты на русском языке, считаю, что статья представляет интерес. Вообще турецкие историки сейчас публикуют немало интересных работ по теме своего флота, основанных на архивных данных. Но, к сожалению, ожидать их появления на русском языке не приходится.
Сам я не обладаю какими-то серьезными знаниями по парусному флоту, но постарался не допускать ошибок, перепроверял те или иные термины и некоторые данные. Там, где у меня были сомнения в верности перевода, я отметил это. Если ошибки найдутся, прошу указать на них, но сильно не критиковать. Большое спасибо за обсуждение некоторых сложных моментов уважаемому av_captain. Кроме того, свои критические замечания высказал уважаемый Олег Антонов, который я думаю многим известен как большой специалист в парусном флоте.
Публикация статьи будет произведена по частям из-за ограничений на количество знаков в посте. Оглавление публикации:
В 1736 г. разразилась война между Османской империей и Россией, которая в следующем году добилась союза с Австрией. Эта ситуация вынуждала вмешаться на стороне Австрии Венецию, однако последняя отказалась от этого и подписала с Блистательной Портой договор о нейтралитете1. Видимо в связи с этой угрозой войны посольство Франции в Стамбуле стремилось получить детальную информацию об Османском флоте и направить ее своему министру. Этот документ под названием «Состояние военно-морского флота Великого Сеньора», хранящийся в Национальном архиве в Париже2, представляет собой анонимную и недатированную рукопись на одиннадцати страницах, находящуюся в фондах иностранных дел, и дает точную картину Османского флота и его организации. Он объединяет ряд документов и отчетов, которые весьма разрознены, но расположены в хронологическом порядке, что позволяет датировать этот документ примерно 1736-1739 гг. Учитывая точность содержащихся в нем данных, включающих множество используемых турецких слов и названий, скорее всего он был написан с османского оригинала или, по крайней мере, из информации, предоставленной османскими информаторами, являющимися высокопоставленными правительственными чиновниками.
Документ содержит подробный список различных типов кораблей, находящихся в составе Османского флота, включая названия кораблей, сведения об их артиллерии и экипаже, о месте и роли высших офицеров, о зарплатах - от адмиралов до матросов, и даже о продовольственных пайках последних. Это редкая возможность получить полное представление об османском флоте в 1735-1740 гг., в то время как мы располагаем сведениями о нем только по состоянию на конец XVIII в3. Однако представление о военном учреждении становится полностью осмысленным только при его сравнении с потенциальными противниками, которыми в то время в Средиземноморье являлись французский, английский4, испанский и венецианский флоты. Подобно последнему, османский флот в начале второй половины XVIII в. включал в себя два очень разных элемента: с одной стороны, флот открытого моря, состоящий из высокобортных судов, а с другой стороны вспомогательные корабли, торговые суда, галеры, галиоты и речные плавсредства.
Флот открытого моря
Во время критской войны (1644-1669 гг.) османы осознали превосходство над своими галерами венецианских судов, имеющих высокую надводную часть и оснащенных только парусным вооружением и мощной артиллерией. В то время сами они не использовали такой тип судов, за исключением транспортных, называемых «буртун» (burtun), арендованных у европейцев (хотя несколько были построены в Стамбуле5). В начале 1680-х годов великий визирь Мерзифонлу Кара Мустафа-паша обратился к магрибинам чтобы узнать об этом типе военных кораблей, которые последние использовали в течение долгого времени, и, вероятно, по их совету нанял обращенного в мусульманство ливорнского строителя Мехмета Ага. Под его руководством в 1682 г. в Стамбульском арсенале был спущен на воду первый османский военный корабль6. В 1684 г. насчитывалось только шесть оснащенных боевых кораблей, тогда как десять находилось в постройке. Под энергичным и эффективным управлением Капудан-паши Хуссейн Паши Меццо Морто (1695-1701) османы вооружали около двадцати кораблей каждый год7. Эти усилия были продолжены во время второй Морейской войны (1714-1718 гг.), в течение которой османы выставляли от 20 до 25 кораблей. Двадцать лет спустя на бумаге флот выглядит еще более внушительным и насчитывает 33 боевых корабля.
1) Османские корабли
Во второй половине XVII в. типы боевых кораблей были в некоторой степени стандартизированы и была разработана использовавшаяся до середины XIX в. классификация (как рейтинг в Англии или ранги во Франции), делившая корабли на шесть классов в зависимости от количества орудий. К первому классу относятся очень большие суда с более чем 90 орудиями, размещенными на трех уровнях, называемых батареями или палубами; следующие три класса включают корабли, располагающими от 44 до 90 пушек на двух палубах; два последних класса составляют более скромные единицы, несущие от 20 до 40 пушек на единственной палубе. [Примечание Олега Антонова...]Корабли делили на 6 рангов только в Англии, во Франции корабли делились на 5 рангов, в Венеции на три. Корабли 5-го ранга вполне могли иметь два дека, причем турки аналогичные корабли ставили в линию в Морейскую войну и при Чесме. Сами турки разделяли свои корабли следующим образом: Üç Ambarlı (three decker): 3 complete gun decks. Keel between 55-61 Zira (arshin) Kebir Kalyon (large galleon): two complete gun decks, keel between 50-55 Zira (arshin) Sagir Kalyon (small galleon): two complete gun decks, keel between 43-50 Zira (arshin) Kebir Karavele (large caravella): two complete gun decks, keel between 41-43 Zira (arshin)Sagir Karavele (small caravella): two complete gun decks, keel between 38-41 Zira (arshin)
Орудия различаются по калибру, исчисляющемуся в зависимости от массы их ядер и только крупные корабли несут большие орудия. Это означает, что 80-пушечный корабль обладает не только вдвое более многочисленной артиллерией, чем 40-пушечный, но также орудия первого мощнее, чем у второго. Начиная с XVIII в. термин «корабль» закрепился за судами первых четырех классов, остальные классифицировались как фрегаты. Османские корабли, копировавшие европейские, естественным образом вписывались в эту классификацию.
Трехпалубные (üç anbarlı) - это четыре огромных корабля, предназначенные для адмиралов, настоящие плавучие города с экипажем от одной до полутора тысяч человек, имеющие вооружение от 98 до 108 пушек. Размещение и состав артиллерии соответствует таковому у всех боевых кораблей того времени: по очевидным причинам остойчивости8 на нижней батарейной палубе находились большие орудия, в данном случае от четырех до восьми пушек, стреляющих 112-фунтовыми9 мраморными ядрами - исключительный калибр, не имеющий аналогов в европейских флотах10. Остальные орудия, стрелявшие железными ядрами, состояли из 48-фунтовых и 36-фунтовых пушек. На средней батарейной палубе размещались 18- и 12-фунтовые пушки, на верхней - только 12-фунтовые. Наконец на открытом воздухе, собственно на мостике, находились 8-фунтовые орудия и в носовой части две дальнобойные кулеврины 18- или 24-фунтовые, стреляющие вперед. [Примечание Олега Антонова...]
Подробности про турецкие пушки. Данные в французском документе округлены, причем часто в большую сторону. При этом не отмечены полукантарные и трехкантарные камнеметы, которые были как в Морейскую войну, так и в следующую - русско-турецкую. Ottoman Ship Cannons: Kantar (cantar): 44 Okka (56,45 kg) (124 British Pounder) Okka: 1,2828 kg (2,828 British pounder) Karış (span): 22,86 cm 3 Cantar: 132 okka (372 British Pounder): Weight: probably 160 Cantar (9000 kg), 17 Karış (3,89 m) First Production at the beginning of the 18th century (3.Ahmet) 1 Cantar: 44 okka (124 British Pounder) : Weight: 80 Cantar (4500 kg) Length: 14 Karış (3,20 metre) Production date in 1697 (Tophane-i Amire) Half Cantar: 22 okka (62 British Pounder): Weight: 46 Cantar (2600 kg) 16 Karış (3,66 m) Production date in 1714 (Tophane-i Amire) 16 Okka (45 British Pounder): Weight: 75 Cantar (4233 kg) 14 Karış (3,20 m) Production date in 1697 (Tophane-i Amire) 14 okka (40 British Pounder): Weight: probably 67 Cantar (3780 kg), 14 Karış (3,20 m) (This is an estimate.) 11 okka (31 British Pounder): Weight: 56 Cantar (3160 kg), 14 Karış (3,20 m) Production date in 1697 (Tophane-i Amire) There are those with 53 and 55 cantar. 9 okka (25 British Pounder): 47 Cantar (2650 kg) 14 Karış (3,20 m) Production date in 1697 (Tophane-i Amire) (46.5 Cantar Production in 1734) 7 okka (20 British Pounder): It has three importand models. a) Weight: 42,5 Cantar (2400 kg), 16 Karış (3,66 m) Production date in 1732 (Erzurum City) b) Weight: 37 Cantar (2088 kg), 14 Karış (3,20 m) Production date in 1697 (Tophane-i Amire) c) Weight: 33,5 Cantar (1890 kg), 13 Karış (2,97 m) Delivery date from the galleons to the cannon factory (Tophane-i Amire) in 1718 5 okka (14 British Pounder): It has three importand models. a) Weight: 36 Cantar (2030 kg), 16 Karış (3,66 m) Production date in 1732 (Erzurum City) b) Weight: 29,8 Cantar (1680 kg), 14 Karış (3,20 m) Production date in 1732 (Tophane-i Amire) c) Weight: 25,9 Cantar (1462 kg), 13 Karış (2,97 m) Delivery date from the galleons to the cannon factory (Tophane-i Amire) 3 okka (8 British Pounder): It has three importand models. a) Weight: 28,4 Cantar (1603 kg), 16 Karış (3,66 m) Production date in 1769 (Tophane-i Amire) b) Weight: 22 Cantar (1242 kg), 14 Karış (3,20 m) Production date in 1732 (Erzurum City). c) Weight: 18,4 Cantar (1039 kg), 13 Karış (2,97 m) Production date in 1769 (Tophane-i Amire) 1,5 okka (4 British Pounder) 13 Cantar (730 kg) 11 Karış (2,52 m) Production date in 1697 (Tophane-i Amire) 1 okka (3 British Pounder) 11 cantar (621 kg) 11 Karış (2,52 m) Production date in 1714 (Tophane-i Amire)
Двухпалубные (iki anbarlı) - 23 корабля, которые составляют основу османского флота и делятся на четыре группы в зависимости от состава их артиллерии: - 8 кораблей с наиболее мощным вооружением: от четырех до восьми 112-фунтовых, от 20 до 24 пушек калибром 48 или 36 фунтов на нижней батарейной палубе, в то время как на верхней палубе обычно размещаются 12-фунтовые орудия. Всего у них имеется от 66 до 72 пушек. Это в принципе ставит их в один ряд с кораблями третьего ранга, но громадные орудия нижней батареи делают их похожими на трехпалубные, у которых удалена верхняя батарейная палуба. Такая конструкция делает эти корабли, построенные по специфическому османскому проекту, не имеющими аналогов во флотах европейских стран11. - 3 корабля с 66 пушками, из которых 24- или 27-фунтовые находились на нижней палубе и 12-фунтовые на верхней. - 4 корабля с 62 пушками - 18-фунтовыми на нижней палубе и 8-фунтовыми на верхней. - 8 кораблей с числом орудий от 50 до 58, из которых 12-фунтовые размещались на нижней палубе и 8-фунтовые на верхней.
Каравеллы, которые можно сравнить с европейскими фрегатами, в количестве шести единиц, вооруженных орудиями числом от 36 до 46 - 12-фунтовыми на батарейной палубе и 8-фунтовыми на верхней палубе.
Таблица № 112 показывает, что османская морская мощь занимала важное место в Средиземном море в 1735-1740 гг.: она явно превосходила венецианский флот (33 корабля против 13) и этот баланс сил, несомненно, в значительной степени повлиял на решение Венеции оставаться нейтральной в конфликте между Османской империей и Австрией.
[Примечание Олега Антонова...] Отмечу, что у Венеции были корабли на верфях в высокой степени готовности 16-18 ЛК, в случае войны их могли быстро ввести в строй. В целом таблицу надо перепроверить по современным данным, например у Венеции в 1735-1739 гг. в строю были 14-17 ЛК.
Франция была вынуждена распределять свои силы между Атлантикой и Средиземным морем, где в 1738 г. находилось 14 линейных кораблей и 3 фрегата. То же самое касается и испанского флота, эквивалентного французскому, и также вынужденного базироваться по обе стороны океана, а в основном - в Атлантике. Что касается Англии, в целом имеющей подавляющее превосходство, то в 1739 г. она располагала 16 кораблями в регионе. Сравнение по рангам, то есть по мощи судов, показывает, что Османская империя имеет 13 судов 1-го и 3-го ранга против 14 французских и девяти венецианских, оставляя за скобками 59 британских. Франция значительно превосходит Османскую империю особенно в части легких кораблей, имея 36 единиц 4 - 6-го рангов против 19. Османские корабли вписываются в европейскую классификацию и соблюдают иерархию типов, калибров и экипажей. Отметим, однако, что их экипажи, при равном ранге, более многочисленны чем во французском флоте, и даже чем в английском.
Естественно, калибры османских пушек, то есть вес их ядер, должны были быть переданы во французское посольство в окках, соответствовавших 1,283 кг, и перевод из одной единицы измерения массы в другую осуществлялся драгоманом13. Калибры османских орудий представляются похожими на калибры европейских флотов за исключением несколько необычного калибра - 112 фунтов, что соответствует 45 окка и больше напоминает осадные орудия, используемые в армии, нежели пушки, предназначенные для морских условий - неустойчивых, ограниченных и загроможденных пространств. С другой стороны, отметим, что на остальных двух палубах устанавливались орудия меньших калибров, чем аналогичные на французских и английских кораблях: в качестве основной артиллерии у кораблей 3-го ранга имеются только 24-фунтовые орудия против 32- и 36-фунтовых у французов и англичан, а 4-й ранг оснащен 18-фунтовыми пушками против 32- или 24-фунтовых у европейцев14.
[Примечание Олега Антонова...] У англичан 70-пушечники до 1743 г. вооружены 24-фунтовками. У европейцев в 1730-е гг. не было кораблей 4-го ранга (50-60 пушечников) с пушками крупнее 24 фунтов, причем такой калибр был лишь у 60-пушечных, а у 50-пушечных был калибр 18-фунтов.
Как напоминает нам документ, большинство судов построено в арсеналах Стамбула, но другие османские верфи в Галлиполи, Синопе и на Родосе15 также внесли свой вклад в формирование флота16. Хотя трудно узнать скорость постройки и оснащения кораблей, но благодаря историку Челевизаде известно, что четыре «трехпалубника», первых в османском флоте17, были построены в 1725 г. во время правления Ахмеда III18. С другой стороны, сравнение списка судов со списком судов 1715 г.19 показывает, что шесть из них (Zülfikar Kıçlı, Mavi Arslanh, Küçük Gül Başlı, Akreb Başlı, Yıldız Kıçlı, Selvi Bağçeli), использовавшихся во Второй морейской войне 1714-1718 гг. вероятно все еще находятся в эксплуатации двадцать лет спустя, поскольку имеют те же названия и практически идентичную артиллерию. Такое же долголетие характерно и для европейских флотов. Среди тринадцати венецианских кораблей, находящихся в составе в 1738 г., десять были построены между 1714 и 1717 гг. во время Второй Морейской войны и только три после нее. Из 49 кораблей, находившихся в составе французского флота в 1738 г., девяти исполнилось более тридцати лет (в том числе один спущен на воду в 1697 г.), а шесть были построены между 1712 и 1721 гг. Основная часть французского флота, девятнадцать единиц преимущественно 1-го и 3-го ранга, относятся к 1722-1724 гг., двенадцать кораблей 4-го ранга и фрегатов покинули верфи после 1726 г.
Обычай давать судам названия возник в Османской империи в конце XVII в. и, как показывает список, применялся только к кораблям: 31 из 33 единиц идентифицируются по этому признаку. Помимо названий, нужно также сказать о способе распознавания, основанном на скульптурах, которые обычно украшают нос (baş) или корму (kıç) кораблей. Последняя имеет две округлые части (bağçe), расположенные по обе стороны от руля. Исходя из тех возможностей, которые предоставили нам скульпторы, мы видим, что некоторые предпочитали носовую часть со львом (Mavi Arslan) или корму с двумя львами (Çifte Arslan). В этой связи мы можем также полагать, что имена, состоящие из одного элемента - зяблик, страус, всадник, дракон, относятся носовой части, в то время как двойные названия - два тигра, два льва, два оленя, относятся к корме. По этому поводу необходимо отметить нелепость, допущенную драгоманом французского посольства, который перепутал Bağçe и Bahçe, что привело к попаданию в список четырех кораблей с названием «сад»! В действительности, лучший перевод, например, слов İki Bağçeli - это несомненно «две закругленные части кормы» (автор пишет - «les deux fesse», толкование термина по: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/fesse/33408), тогда как Ay Bağçeli - «кормовые закругления, украшенные лунами». Все эти корабли, некоторые из которых напоминали плавающие особняки (kösk)20 со скульптурами спереди и сзади, позолоченные или окрашенные в синий, желтый или красный цвет, должны были выглядеть великолепно, как и их европейские современники21.
Примечания:
1. Nani Mocenigo: Marina veneziana, p. 355. 2. Archives nationales, Paris. Affaires étrangères, A.N.P.; A.F. BIII 238. 3. Shaw: Selim III and the Navy. 4. Англия владела Гибралтаром с 1704 года, а Меноркой - с 1708 года, оба пункта стали военно-морскими базами, что сделало ее средиземноморской державой. 5. Bostan: Tersâne, p. 95-96. 6. Uzunçarşılı: Bahriye, p. 470. 7. Anderson: Nawal wars, p. 195-197. 8. Даже без лафета эти орудия имеют тяжелый вес: 48-фунтовое - 3,8 т, 36-фунтовое - 3,4 т, 18-фунтовое - 1,8 т, 12-фунтовое - 1,4 т, 8-фунтовое - 1,1 т. Encyclopédie Marine, T. 1, p. 230. К собственно стволу прибавляется вес лафета - от 627 кг для 36-фунтовой пушки до 214 кг для 8-фунтовой. 9. Французский фунт в то время равнялся 0,489 г. 10. Известно, что османская армия также имела слабость к орудиям огромных калибров и сомнительной эффективности. 11. У одного из них - Ejder Bağlı было указано всего 56 пушек, восемь из которых калибром 112-фунтов, и два - 936, что представляется явным недоразумением или просто ошибкой со стороны автора документа. 12. Приведенные в таблице сведения в отношении Англии составлены по: Rodger: The Wooden World, Richmond: Navy, Laird Clowes: History, vol. III; в отношении Венеции: Navi da Guerra; в отношении Франции: A.N. Paris, Marine G 28 и Encyclopédie Marine. 13. Масса снарядов в османском флоте указывались в okka, также называемых kıyye. Ядра массой 1,5 kıyye равны примерно 4 фунтам, 3 kıyye составляет 8 фунтов, 5 kıyye - 12 фунтов и т.д. Dümen: Denizde (18 y.), p. 35-36. 14. Согласно документу, на каждое орудие османских кораблей приходится как правило по 120 метательных снарядов, ядер, картечных снарядов с соответствующим количеством пороха, в то время как на европейских кораблях ограничен 80 метательных снарядов. Напомним, что вес пороха, необходимый для пушечного выстрела, составляет от 1/3 до 1/4 веса ядра. 15. В 1740 г. Капудан-паша заказал постройку одной каравеллы на верфях Родоса. Efthymiou-Chatzilacou: Rhodes, p. 177. 16. Bostan: Tersâne, p. 14-19. Müller-Wiener: Die Hafen, p. 44-50. 17. Один такой корабль был спущен на воду во времена правления Мустафы II (1695-1703 гг.), однако так ни разу и не пройдя под парусами, он был преобразован блокшив. Uzunçarşılı: Bahriye, p. 473. 18. Процитировано по Belin: Histoire économique, p. 386. 19. Kalyonlardaki Mühimmat defteri publié par Dümen: Denizde (18 y.), p. 35. 20. Dümen: Denizde (18 y.), p. 48. 21. Шведский корабль XVII века «Васа» практически невредимым был поднят, восстановлен и выставлен в Стокгольме, что дает хорошее представление о том, как выглядело их убранство. Богатством убранства славились и корабли Людовика XIV, украшенные Пьером Пюже.