После окончания Первой мировой войны линейный крейсер Yavuz Sultan Selim ждала куда более спокойная, и даже вялотекущая служба, нежели до этого. По Севрскому договору он должен был быть передан Великобритании, однако этот договор фактически не вступил в силу, а по итогам Лозаннской конференции Турция все-таки сохранила корабль.
Yavuz Sultan Selim в декабре 1918 г.
В 1924 г. Великое национальное собрание Турции приняло закон о выделении средств на ремонт боевых единиц флота, в том числе и на ремонт Yavuz Sultan Selim, однако до 1926 г. он по-прежнему оставался заброшенным, работали только два котла, не были устранены повреждения от подрывов на минах, полученные в 1918 г. во время боя у Имброса. Причиной этому было как отсутствие необходимых денежных средств, которые Турецкой Республике приходилось направлять на более насущные проекты, так и отсутствие необходимых мощностей судостроительной промышленности. Тем не менее, из-за превосходства греческого флота в Эгейском море, вопрос ремонта линейного крейсера стоял на повестке дня.
Переход корабля для ремонта в другую страну был признан рискованным из-за его технического состояния, поэтому в 1925 г. с германской верфью Flender-Werke был заключен контракт на постройку в порту г. Гёльджук плавучего дока грузоподъемностью 26 000 т, который ввели в строй уже в следующем году.
Yavuz Sultan Selim в плавучем доке, предположительно 1927 г.
В свою очередь подряд на ремонт корабля получила французская верфь Ateliers et Chantiers de Saint-Nazaire Penhoët. Работы были начаты 20 сентября 1927 г., однако вскоре некоторые элементы дока разрушились, при этом крейсер получил некоторые повреждения. Это вызвало скандал и обвинения морского министра Ихсана Эрявуза в коррупции при приобретении дока. В результате расследования Эрявуза уволили и осудили. Больше того, его должность упразднили (при том, что она была буквально только что - в 1924 г. - возрождена), флот лишился самостоятельного министерства, а ремонт корабля застопорился.В сентября 1928 г. Греция провела у Дарданелл крупные учения, в ответ на которые Турция провела аналогичные учения под руководством лично Ататюрка. На фоне витка напряженности, вызванного этими событиями, ремонт Yavuz Sultan Selim получил новый импульс.
Yavuz Sultan Selim в плавучем доке в 1928 г.
Ремонт был завершен 25 февряля 1930 г. В том же году корабль переименовали в Yavuz Selim, а в 1936 г. еще более укоротили название до Yavuz (так и будем называть его далее). В ходе ремонта были устранены повреждения от мин, произведен капитальный ремонт корпуса, заменены котлы, удалены два 150-мм орудия, установлена новая французская система управления огнем. На четырехчасовых ходовых испытаниях на полной мощности средняя скорость хода составила 27 уз. Такие скоростные характеристики, по словам французского военно-морского атташе, превзошли все самые оптимистичные ожидания. Вероятно, что какие-то работы с постановкой в док проводились и позднее, во всяком случае есть фотография, на которой буксир вытягивает Yavuz из дока, датированная 7 сентября 1931 г. В августе Yavuz провел испытательные артиллерийские стрельбы. При этом сообщается, что французский подрядчик в итоге получил от контракта серьёзные убытки.
Вывод Yavuz Selim из плавучего дока, 7 сентября 1931 г.
Не зря линейные корабли той эпохи сравнивают иногда по их стратегическому значению с сегодняшним ядерным оружием - сам факт их существования уже играль роль в международных делах. В данном случае, параллельно с ремонтом, Yavuz стал предметом переговоров о военно-морском соглашении между Грецией и Турцией, которое позволило бы не допустить гонки вооружений. Перспектива ремонта Турцией своего линейного крейсера побудила Грецию предложить ей 10-летний мораторий на ввод в строй новых боевых кораблей. Однако Афины хотели сохранить за собой право на постройку двух крейсеров на замену своим двум додредноутам (Lemnos и Kilkis), тогда бы сохранялся баланс сил в Эгейском море в случае, если ввод Yavuz в строй все-таки состоится. В ответ Турция сослалась в качестве оправдания необходимости своей новой кораблестроительной программы, включавшей ремонт линейного крейсера, ростом советской морской мощи в Черном море. Вероятно, Анкара, просто использовала это как повод. Рассматривала ли она в тот период в действительности СССР как враждебную силу является дискуссионным вопросом. В частности, Генеральный штаб Турции впоследствии доверительно сообщал Британскому Адмиралтейству, что до 1939 г. не видел необходимости в наступательных планах или мероприятиях против СССР. Как известно, в дальнейшем Греция так и не смогла заменить ни свои додредноуты, ни броненосный крейсер. А 30 октября 1930 г. между Анкарой и Афинами был заключен договор «О дружбе, нейтралитете, примирении и международном арбитраже», нормализовавший отношения между странами. К договору также прилагался военно-морской протокол (или протокол об ограничении военно-морских сил). Прямых ограничений на ввод в строй тех или иных типов кораблей он не содержал, стороны лишь обязались не заказывать, не покупать и не строить военные корабли без уведомления другой стороны за шесть месяцев.
Практически весь турецкий флот на рейде Синопа, 1930-е гг.
Что касается отношений с СССР, то и здесь сведения о ремонте линейного крейсера Yavuz сыграли свою роль, послужив причиной перевода в ноябре 1929 - январе 1930 г. из Балтийского в Черное море линкора "Парижская коммуна" и крейсера "Профинтерн". В ином случае Черноморский флот, в составе которого отсутствовали линкоры, не мог бы противопоставить флагману ВМС Турции аналогичный по мощи корабль. В дальнейшем, 7 марта 1931 г. Турция подписала с Советским Союзом военно-морской протокол, аналогичный греческому, в котором также фиксировалось обязанность сторон "не закладывать каких-либо морских боевых единиц пополняющих военный флот на Черном море или в прилегающих морях, который нарушил бы существующий паритет не предупредив об этом другую договаривающуюся строну за шесть месяцев вперед".
Линейный корабль "Парижская коммуна" (начало 1930-х гг.) и линейный крейсер Yavuz (1931 г.)
О службе линейного крейсера Yavuz между войнами известно не очень много. На поверхности лежат эпизоды, в которых он выполнял представительские функции. В 1933 г. он доставил из Варны в Стамбул премьер-министра Исмета Инёню, а в следующем году перевез из Трабзона в Самсун иранского шаха Реза Пехлеви. В ноябре 1936 г. Yavuz вместе с турецкими эсминцами итальянской постройки посетил Мальту, что свидетельствовало о потеплении отношений между Анкарой и Лондоном, а на обратном пути - Грецию. 19 ноября 1938 г. кораблю пришлось исполнить траурные функции - перевезти с мыса Сарайбурну в Измит гроб с телом покойного Ататюрка.
Yavuz входит в гавань Ла-Валетты, ноябрь 1936 г.
В 1941 году была демонтирована кормовая мачта, а зенитные батареи корабля были усилены путем установки четырех 88-мм (?), десяти 40-мм и четырех 20-мм зенитных орудий. Позже это количество малокалиберной зенитной артиллерии было увеличено до двадцати двух 40-мм и двадцати четырех 20-мм орудий*.
* В справочнике "Conway... 1906-1922" говорится об установке в 1941 г. 4х88-мм, 10х1 40-мм, 4х1 20-мм и увеличении количества МЗА позднее до 22 40-мм и 24 20-мм. Однако в справочнике "Conway... 1922-1946" говорится об установке в 1941 г. 12х1 40-мм и 4х1 20-мм и не упоминается дальнейшее усиление МЗА.
На фото видны 40-мм "Бофорсы" на крыше башни, установленные после 1941 г.
В период войны корабль получил камуфляжную окраску. После 1948 г. он находился в основном в районе Гёльджука или Измита и дальних походов не совершал. 12 декабря 1950 г. Yavuz был выведен из боевого состава флота. Со вступлением Турции в НАТО он, тем не менее, получил бортовой номер В70. Окончально списан корабль был 14 ноября 1954 г.
Yavuz в 1945 г.
Видимо правительство Турции еще долго не знало что делать с кораблем. В 1963 г. его предложили приобрести Германии с целью последующей разделки на металлолом, однако предложение было отклонено. С той же целью в 1965 г. Yavuz выставили на торги, однако цена оказалась завышенной и его никто не купил. Несмотря на снижение цены, вторая попытка продажи на торгах год спустя также оказалась безуспешной. В начале 1970-х гг. в Германии обсуждался вопрос о возвращении крейсера на родину и сохранении его в качестве музея, однако эти разговоры ничем не закончились. В 1971 г. наконец началась его разборка, в июне 1973 г. корабль оттащили на демонтажную площадку в Измите, где в 1976 г. разборка завершилась.
Фотографии разборки линейного крейсера Yavuz
Некоторые элементы легендарного корабля были сохранены. Например
гребной винт и пара 150-мм орудий были установлены в Гёльджуке,
150-мм орудие сохранено в Военно-морском музее Стамбула,
одну из мачт поставили около здания военно-морского училища, а
две секции бронеплит и элемент 280-мм орудия передали Музею промышленности и технолий в Анкаре.
Кроме того, был сохранен флаг корабля, который впоследствии передали построенному в Германии в середине 80-х гг. фрегату Yavuz, на борту которого он и сохраняется поныне.
Источники:
1. Serhat Güvenç, Dilek Barlas. Atatürk's Navy: Determinants of Turkish Naval Policy, 1923-38 // Journal of Strategic Studies, Volume 26, 2003 - Issue 1. URL:
https://www.researchgate.net/publication/233363795_Ataturk's_Navy_Determinants_of_Turkish_Naval_Policy_1923-382. Serhat Güvenç. Building a Republican Navy in Turkey: 1924-1939 // International Journal of Naval History, Volume 1, Number 1, April 2002. URL:
http://www.ijnhonline.org/wp-content/uploads/2012/01/pdf_guvenc.pdf3. Yavuz (muharebe kruvazörü) // Wikipedia. URL:
https://tr.wikipedia.org/wiki/Yavuz_(muharebe_kruvaz%C3%B6r%C3%BC)
4. SMS Goeben // Wikipedia. URL:
https://de.wikipedia.org/wiki/SMS_Goeben5. Nilüfer Erdem. Yunan tarihçilerinin gözüyle 1930 Türk-Yunan dostluk antlaşmasi ve Venizelos’un bu sürece katkilari // Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi, Güz 2009, Sayı 23. URL:
http://www.sobbiad.mu.edu.tr/index.php/asd/article/viewFile/314/2776. А.М. Васильев. Первые линкоры Красного флота. «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна». Москва: Яуза, Эксмо, 2008.
7. Мусаева С.И., Закерияева А.А. Развитие советско-турецких отношений в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) // Современная научная мысль, № 1, 2021. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sovetsko-turetskih-otnosheniy-v-gody-mirovogo-ekonomicheskogo-krizisa-1929-1933-gg8. 97 yil önce bugün, İstanbul sadece itilaf donanmasıyla İşgal edilmekle kalmamişti! // lcivelekoglu.blogspot URL:
https://lcivelekoglu.blogspot.com/2015/11/97-yil-once-bugun-istanbul-sadece.html9. Murat Açmuz // Twitter. URL:
https://twitter.com/muratacmuz/status/105557606284602982410. MaviVatan.net // Twitter. URL:
https://twitter.com/mavivatannet/status/139797559300690739511. SMS Goeben // MaritimeQuest. URL:
http://www.maritimequest.com/warship_directory/germany/battleships/goeben/sms_goeben_page_1.htm12. Ed. Robert Gardiner, Roger Chesneau. Conway All the World's Fighting Ships 1922-1946. London: Conway Maritime Press, 1980.