На той же работе, от которой я ездил в Приозерск, Серпухов и Иваново, меня отправили в Новосибирск, для заключения мирового соглашения в Советском районном суде. Это была моя последняя командировка, через несколько месяцев я уволился. На новой работе все хорошо, одно плохо - необходимость поехать в командировку не может возникнуть даже теоретически.
Туда я долетел "Аэрофлотом". Вылетал рано утром, еще затемно и в полете наблюдал очень красивый эффект - в иллюминаторох одной стороны (западной) была темная ночь, а в иллюминаторах другой (восточной) - яркий рассвет. Никогда такого не видел.
В Новосибирске из аэропорта хотел было сначала добраться до города на электричке, но топать до платформы "Аэрофлот" пришлось бы почти 2 км, да и по расписанию слишком плотно всё выходило (в суд-то не опоздаешь). Поэтому поехал стандартно - на автобусе, до вокзала. Вокзал - одна из достопримечательностей города. Построен в 30-х годах и по идее в его образе должен угадываться паровз. Не могу сказать, что я бы догадался об этом сам, если бы не прочитал заранее. Справа от старого здания - пригородный вокзал, построенный в 2005 году. На вокзале есть еще макет паравоза
"Проворный" (который открыл движение на первой в России ж/д), но времени не было зайти.
Здесь же я спустился в метро на станцию "Площадь Гарина-Михаловского". Оказывается это русский писатель (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гарин-Михайловский,_Николай_Георгиевич), а я о нем ничего не знал. Метро вполне опрятное, народу много не было, но возможно к тому времени основная масса народа уже схлынула на работу. Надо сказать, что в метро нарисованы стрелки, показывающие где открываются двери вагонов и с какой стороны нужно стоять, чтобы не мешать выходу пассажиров. В Москве до этого додумались много позже. Люди, правда, все равно ведут себя как бараны - когда выходишь из дверей поезда, загораживают выход и тупо смотрят на тебя, место того, чтобы стать сбоку от дверей.
Поезда - ну самые обыкновенные. Рекламы немного, хотя побольше чем в Москве. Еще висят телевизоры, старенькие такие - электронно-лучевые. По ним раньше, говорят, тоже крутили рекламу, но потом почему-то перестали.
Доехал до станции "Речной вокзал", где мне нужно было пересесть на электричку. Вообще это очень удобно, когда сеть пригородных электропоездов переплетена с метрополитеном. За границей это очень распространено, а у нас - редкость. Зачастую приходится топать от электрички до метро минут по 10-15, что сильно обесценивает такую пересадку. "Речной вокзал" как раз положительный пример, пересадка занимает буквально несколько минут. Станция метро, кстати, немного украшена - в стены вмонтированы витражи с изображениями разных сибирских городов.
Примерно за 35 минут доехал до платформы "Сеятель", где я заприметил железнодорожный музей.
От "Сеятеля" я пошел до суда пешком. Как раз по улицам знаменитого Академгородка.
В суде к счастью все прошло удачно и сильно долго я там не задержался. После этого меня встретил Энди с
форумов Авиабазы, к которому мы сначала заскочили домой. Дом расположен в просто шикарном березняке!
А затем Энди (это, понятно, псевдоним) провел мне экскурсию по ранее замеченному на "Сеятеле" Новосибирскому железнодорожному музею. Полная версия фотографий из музея тут:
https://photos.google.com/u/1/album/AF1QipMMQa91gvXGgU-GemO6u_ixDM_TdRd7Y0UTmFMIМузей немаленький и интересных экспонатов много. Некоторые выложу тут. Вот например макет
паровоза братьев Черепановых у входа. К сожалению,модели паровозов, разработанных братьями, дальнейшего развития не получили.
Танк-паровоз для узкоколейки. Танк - это означает, что паровоз не имеет тендера, такого прицепного вагона, в котором возится топливо и вода, а все это хранится в танках (tank - бак на английском), установленных на самом локомотиве. Экспонат подписан как паровоз фирмы "Борзиг". Хотя, как
пишут спецалисты, полной уверенности в этом нет. Паровоз трудился на лесоповале, помогая зекам. Интересно, что когда этот паровоз нашли брошенным и собрались везти в Новосибирск для реставрации, для того чтобы вытащить его из леса на автомобиле возникла необходимость прорубить просеку длиной 18 км, которую тоже прорубили зеки.
Интересная коллекция пассажирских вагонов, вот например бронированный вагон 1898 года постройки и 8-местный вагон 1-го класса (1910 год).
Элктропоезд СР3-1239. Первые электропоезда в России появились еще при царе в начале XX века, но планы электрификации ж/д начали воплощаться уже при советской власти. Серия
электропоездов С выпускались с конца 20-х и до середины 50-х годов. В частности СР3, который на фото, начал выпускаться с 1947 года. Википедия пишет, что по состоянию на 2012 год последние два СР3 эксплуатировались на ведомственной линии в Днепропетровской области.
Паровоз
П36. Один из последних советских паровозов, выпускавшихся в середине 50-х годов. Мне он очень нравится из-за своих накладок по бокам, придающих ему более стремительный вид.
Пара интересных вагонов. Первый - вагон-цистерна для перевозки спирта, производства румынского вагоностроительного завода им. Сталина. Интересное решение - спрятать цистерну под видом обычного товарного вагона. Наверное это неспроста :) Второй - цистерна для перевозки жидкого (!) чугуна.
Весьма интересная и автомобильная экспозиция. Вот например американский Додж WC-51, получивший в Красной армии прозвище "Додж три четверти" за свою грузоподъемность 750 кг.
Второй советский гражданский легковой автомобиль повышенной проходимости
ГАЗ М-72 на базе знаменитой "Победы". Советский джип!
Какая-то спецтехника на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152.
Когда-то в Грузии существовала промышленность. А в Кутаиси находился
автозавод, выпускавший грузовики, умерший после распада СССР. С 67 по 76 год там выпускались весьма интересные грузовики серии "Колхида". Один из них -
КАЗ-608В, представлен в музее. Над машинами этими правда тогда посмеивались и сочиняли про них анекдоты.
Вообще музей мы осмотрели довольно бегло, поэтому если кому интересно, то могу порекомендовать другие, более подробные отчеты, например вот этот:
http://d-a-ck9.livejournal.com/66439.html или этот:
http://victorborisov.livejournal.com/185076.html. Еще Энди хотел сводить меня в небольшой палеонтологический музей в Доме ученых СО РАН, но там было закрыто, и я сфоткал то, что было видно из холла.
Затем культурная программа продолжилась Ботаническим садом СО РАН. Ботсад очень обширный и вообще классный. Очень чистый. Не только в смысле отсутствия мусора, но и в том смысле, что не валяется никакого гнилья или сухостоя. В общем выглядит идеально.
В некоторые части проход закрыт.
Административный корпус Ботанического сада и территория вокруг.
Красивая извивающаяся дорожка. Единственное, было бы неплохо заменить асфальт на качественную плитку, эстетически было бы еще приятнее. Ну это уж так, придиризм.
Озерцо.
Холм из камней. Там еще есть вроде
парк Бонсай, но мы до него не дошли.
Ну а вечерком мы отлично посидели в кабачке с вышеупомянутым Энди и еще одним авиабазовцев EvgenyVB. Как ехал в гостиницу особо не помню :) Поселился я в отеле
River Park, который выбрал потому, что тот находится на берегу Оби. Помню вечером еще пытался сфотографировать Обь из окна, но и темно (а служебный фотоаппарат совсем слабенький), и руки наверное тряслись :) В общем вид из окна сделал только утром. Виден
Новосибирский метромост.
Вот он чуть ближе. В википедии сказано, что это самый длинный крытый метромост в мире общей длиной 2145 метров, из которых 896 метров идет над рекой. Я решил прокатиться по нему на поезде в ожидании красивых видов Оби, но был разочарован. Оказывается, хоть на мосту и есть окна, но именно над рекой (!) они почему-то закрыты. Над землей - где ничего красивого они открыты, а над рекой - закрыты. Вот какая в этом логика и какой в этом смысл?
Станция метро "Площадь Ленина" показалась самой просторной. Наверное из-за того, что она односводчатая. Еще она украшена нехитрой мозаикой революционной тематики.
А вот наверное и главный символ города -
Новосибирский театр оперы и балета - самое большое в России театральное здание. На мой взгляд одно из самых впечатляющих зданий сталинской эпохи. Он строился 10 лет и планировался к открытию на 1941 год, но из-за войны открытие состоялось только в мае 1945 года. Под одним только его куполом поместится целиком московский Большой театр. Перед зданием - памятник Ленину, он установлен гораздо позже, в 70 году.
Несмотря на моросящий дождь, жалоко было терять день, поэтому пошел гулять по центру дальше. Вот бывшее здание
Городского торгового корпуса (1910-1911). При царе на первом этаже были магазины, а на втором - городские административные органы. Сейчас тут краеведческий музей.
Эта композиция называется
"Сибирские просторы". Установлена она в 2008 году к 115-летию города. Вот такой молодой город-миллионник, третий по численности населения в России. Соболя - один из символов Сибири. Сейчас они есть на гербе Новосибирска.
А вот этот архитектурный ансамбль меня убил. Часовня, брежневская коробка и
современная стекляшка. Верх диссонанса.
Часовня, кстати, полностью воспроизводит снесенную большевиками Часовню Святителя Николая, которая находилась на том же месте, которое, как считается, было географическим центром царской России по состоянию на 1913 год.
А вот еще один ужоснах. Точнее само здание
театра "Глобус" - с этаким плавником акулы на крыше, имеет право на жизнь. Но вот этот стеклянный шар - ни к селу, ни к городу.
Здание
художественного музея. Это советская постройка 25-26 годов, оно строилось для Сибирского революционного комитета (Сибревком). Тут у меня фотка совсем издалека, а там наверху есть интересные скульптуры. Архитетор здания
А.Д. Крячков, построил много зданий в Сибири как при царе, так и при советской власти.
Один из самых известных и популярных уроженцев Новосибирска -
А.И. Покрышкин. Один из лучших асов Второй Мировой войны. Я бы очень удивился, если бы в городе не было памятника ему. Я даже скажу что этот человек достоин куда более крутого памятника.
Вообще все это время я шел по Красному проспекту. Вот тут можно посмотреть интересные старые фотографии проспекта:
http://nsk.novosibdom.ru/node/2147. В принципе тут каждый дом индивидуальный. Вот например
дом купца Сурикова и
дом купца Маштакова. Оба постройки начала XX века. Купцы были явно очень успешными людьми.
А вот еще одно здание, построенное по проекту вышеупомянутого Крячкова, наверное одно из самых известных. Это
"Стоквартирный дом", построенный в 1934-1937 годах для проживания в нем работников исполкома. По проекту в нем было сто квартир от 2 до 5 комнат. На той самой знаменитой
Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где была представлена скульптура "Рабочий и колхозница", проект этого дома завоевал гран-при. Лично мне вообще очень нравится довоенная советская архитектура, очень много интересных зданий.
Закончил прогулку по Красному проспекту я у
Собора Александра Невского. Это одно из первых каменных строений Новосибирска (тогда еще Новониколаевска), построенное в том числе и на личные пожертвования Николая II. Я зашел в храм, поставил свечку. На улице был дождь. Я попросил хорошей погоды и хорошего полета. Побаиваюсь я летать в ненастье. А когда вышел - на облака разошлись и даже немного засветило солнце.
Вдоль железной дороги и по улице Революции пошел к вокзалу, где хотел сориентироваться по времени и понять, успеваю ли я что-либо еще. По пути встретил еще одну постройку Крячкова - здание
Коммерческого собрания (для втреч, банкетов или других меероприятий в среде буржуазии) а ныне театр "Красный Факел.
Ну и последнее что я посмотрел из архитектуры - дом-музей С.М. Кирова. В нем в 1908 году недолго проживал, как написано на информационной табличке на доме, "пламенный трибун революции". Вот тут можно посмотреть фотографии внутренностей дома-музея:
http://nsk.novosibdom.ru/node/310 У вокзала понял, что времени осталось немного и сходить никуда не успеваю, поэтому просто прокатился на метро. Доехал до станции "Заельцовская", где вышел на улицу и перекусил. А потом посмотрел станцию "Гагаринская", которая мне показалась наиболее индивидуальной. Наверное из-за того, что она оформлена подсвечивающимися портретами первого космонавта. Доехать до двух последних по времени постройки станций - "Березовая роща" (2005) и "Золотая нива" (2011) уже не успел.
После это опять доехал до аэропорта на автобусе от вокзала, причем постоял немного в пробках, но успел вовремя. В аэропорту немного полюбовался самолетами, особенно красавцем 747-м. Обратно первый раз летел авиакомпанией Utair. Салон их Боинга 737 был очень ушатанный, но долетели нормально. Когда кружили над Внуково было видно как на Москву надвигается огромная чернющая туча, из которой мелькали страшные молнии. Но призмелиться успели до того, как она накрыла аэропорт, и только уже заруливая на стоянку я увидел на стекле иллюминатора капли дождя.