Окончание. Начало см.
здесь.
Удары с воздуха
Вскоре к морскому десанту добавились удары авиации. 9 июня, когда британские эсминцы подошли к Бейруту, французские ВВС направили самолёты для их атаки, но те были перехвачены истребителями «Харрикейн». Ожидания от высадки десанта были велики, поэтому Кинг требовал от RAF немедленно обеспечить истребительное прикрытие14, которое и сорвало атаку вишистов. В итоге дня французы потеряли один бомбардировщик, а «Вальми» и «Гепард» получили незначительные повреждения. У британцев получил серьезные повреждения «Янус» и был потерян один «Харрикейн».
К вечеру 9 июня британцы добились очевидного оперативного успеха: был успешно высажен морской десант, оказана эффективная артиллерийская поддержка, а атаки французской авиации и флота были отражены.
Таким образом, в дальнейшем Королевскому флоту оставалось только поддерживать тесное взаимодействие крейсеров и эсминцев, что представлялось тактическим решением проблемы контрминоносцев, одновременно с проведением операций по поддержке сухопутных сил. Перед французами же стоял вопрос нанесения потерь противнику и срыва его операций путем создания угроз - иными словами, путем беспокоящих действий15. К этому также добавлялось множество вопросов: вмешаются ли Люфтваффе и будут ли переброшены подкрепления французской авиации? Нужно ли будет перевозить подкрепления из Салоник?
Контрминоносец "Вальми", фотография периода описываемых событий (скорее всего 7 июля 1941 г.)
Французские попытки противодействия
Действия «Гепарда» и «Вальми» обеспокоили британцев до такой степени, что адмирал Каннингем после первого боя с ними выделил подкрепление, в качестве которого из Александрии прибыли крейсеры «Найяд» и «Линдер»16 и шесть эсминцев, а также подводные лодки, включая «Парфян». В то же время «Аякс» был отозван в Александрию. Англичане понесли потери, но нисколько не ослабили натиск и продолжали ежедневно обстреливать ливанское побережье. Французским контрминоносцам мешало отсутствие запасов снарядов для их 138,6-мм орудий. В то же время политическая ситуация в Виши была сложной, немцы стремились получить доступ к французским базам за границей (особенно в Северной Африке).
Было решено усилить силы французского флота, направив «Шевалье-Поль» и загрузив его снарядами для других контрминоносцев. 11 июня он вышел в четырехдневное плавание. Тем временем, 3-й дивизион контрминоносцев продолжал действовать. Корабли выходили 12 июня, когда британцы высадились в Сидоне, а затем 14 июня, когда британские крейсера постоянно вели огонь по берегу, оказывая поддержку войскам на плацдарме. Французы располагали 75-мм полевыми орудиями и 155-мм железнодорожными орудиями, тогда как войска Содружества использовали в основном 25-фунтовые (87,6-мм) гаубицы. Поэтому 151,6-мм пушки крейсеров имели важное значение и представляли основную угрозу для войск Виши. И 12-го, и 14-го числа «Гепард» и «Вальми» наталкивались на мощные заслоны из эсминцев, иногда поддерживаемых крейсерами «Линдер» и «Фиби». При таком соотношении сил сражение вести было невозможно, особенно учитывая нехватку боеприпасов для орудий, и корабли оба раза вернулись в базу.
Лёгкий крейсер "Линдер" ведет огонь по позициям вишистов
Что касается вишистских ВВС, то они были привлечены к участию в операции для наземной поддержки в Сирии против сил Свободной Франции и индийских войск. Однако они понесли значительные потери после атак RAF на свои аэродромы. Люфтваффе отказали в поддержке17, но авиация получила подкрепление от военно-морских сил Франции: две эскадрильи бомбардировщиков и 1-ю эскадрилью истребителей. Первые были оснащены американскими бомбардировщиками Гленн-Мартин 167 «Мэрилэнд», экспортировавшимся американцами во Францию, Великобританию и Нидерланды и способным нести 800 кг бомб. 15 июня состоялась их первая атака - три самолета совершили вылет против корабельной группы, осуществлявшей обстрел Сидона и находившейся в боевом порядке кильватерной колонны. Было заявлено попадание в эсминец «Айсис», который был поврежден осколками. Осторожный адмирал Кинг отвёл свои корабли: он располагал там только крейсером и эсминцами, а в Хайфу для обеспечения защиты от авиации только что прибыл крейсер ПВО «Ковентри». В итоге остался только заслон из эсминцев.
Бомбардировщик Мартин 167 «Мэрилэнд» вишистских ВВС, захваченный в Алеппо и переданный "Свободной Франции"
Со своей стороны, французский командующий Жерве де Лафон не оставлял мысли атаковать своим 3-м дивизионом контрминоносцев. После обсуждения с адмиралом Гутоном у него созрел план. Конечно, он не мог помешать Королевскому флоту поддерживать свои войска, но он мог делать то же самое и вести обстрел берега по ночам. Пока что действительно казалось, что британские корабли отходят в Хайфу по вечерам. Что же касается использования непригодных для обстрела сухопутных сил бронебойных снарядов, то была надежда, что они будут более эффективны против десантно-высадочных средств и тыловых складов войск, высадившихся в Сидоне18. Чтобы обеспечить быстроту реакции, адмирал Гутон приказал контрминоносцам встать на якорь за пределами гавани Бейрута. День был предоставлен командам на отдых и подготовку и корабли вышли в море вечером 15 июня. Ночью их внезапно осветили прожекторы. По данным разных источников, на них напали от трех до пяти кораблей19. Благодаря полученным в качестве подкрепления эсминцам адмирал Кинг смог организовать постоянное присутствие своих сил в море. Бой длился недолго: британские эсминцы открыли огонь с расстояния 11 000 м, явно не желая выходить в торпедную атаку. Поняв, что их план сорван, французы предпочли выйти из боя и скрылись в темноте после десяти минут безрезультатной перестрелки.
Схема морского боя 16 июня 1941 г.
Вишистский флот хотел повторить попытать счастья следующей ночью, но очередному выходу не суждено было состояться из-за действий авиации. 815-я авиационная эскадрилья ВМС, оснащенная бипланами «Фэйри Суордфиш», базировавшаяся на Кипре, проводила оттуда вылеты на разведку и ночные атаки. 13 июня на пути к Бейруту с грузом топлива ими был поврежден танкер снабжения «Адур». Самолёты также обнаружили «Шевалье-Поль» у берегов Турции. Именно против него была направлена группа британских эсминцев, столкнувшаяся ночью 15 июня с 3-м дивизионом контрминоносцев. Из-за этого группа так и не встретилась с «Шевалье-Поль», но зато последнего атаковали шесть «Суордфишей». Торпеда попала в корабль, когда тот находился недалеко от Триполи. Погибли восемь моряков, но один из самолетов был сбит огнём 37-мм зенитных орудий. Чудесным образом груз снарядов не взорвался, но корабль потерял скорость и начал крениться. Тогда его командир послал сигнал SOS открытым текстом. Возвращавшиеся из ночного выхода в Бейрут «Гепард» и «Вальми» получили приказ немедленно оказать помощь «Шевалье-Полю». Прибыв на место около 10:00, они лишь успели увидеть, как он опрокидывается, зато смогли спасти весь экипаж.
Спасение моряков с потопленного констрминоносца "Шевалье-Поль"
Лишенные боеприпасов, два контрминоносца оставались в порту в течение следующих дней. В Сидоне в дело вступила авиация. Налет 16 июня натолкнулся на перегруппированный британский флот, включавший крейсера, которые вели интенсивный зенитный огонь. Потерь не было ни с одной стороны, но несколько Гленн Мартинов были так сильно повреждены, что из-за отсутствия запасных частей их не удалось отремонтировать. Адмирал Кинг удержал свой флот на месте и способствовал отражению французского контрнаступления у Сидона, поддержав войска на суше огнём корабельной артиллерии20.
Усвоив урок «Шевалье-Поля», командование флота отправило в Сирию однотипный «Вокелен», который снова взял на борт груз 138,6-мм снарядов. На этот раз он шёл со скоростью 30 узлов даже ночью и поддерживал связь только с помощью очень кратких и зашифрованных сообщений. 21 июня, избежав встреч с «Суордфишами», он прибыл в Бейрут и присоединился к 3-му дивизиону контрминоносцев. Адмирал Кинг, как и в прошлый раз, попытался перехватить его, но предполагал, что французский корабль сделает по пути крюк, и поэтому оставил прямой путь открытым.
На следующий день три двухмоторных «Бристоль Бленхейм» в сопровождении «Харрикейнов» атаковали порт и достигли попаданий в «Воклен», но не причинили ему серьезных повреждений. Снаряды уже были выгружены, что позволило избежать катастрофы. В тот же день британцы освободили госпитальное судно «Канада», которое было перехвачено эсминцем «Джакал» и досмотрено в Хайфе.
Получив боеприпасы, «Гепард» и «Вальми» вышли в море в ночь на 23-е. Вскоре они ожидаемо столкнулись с шедшими перпендикулярно берегу британцами в составе крейсеров «Найяд» и «Линдер» с эсминцами. Бой был беспорядочным и жестоким, с обеих сторон велся интенсивный огонь. На коротких дистанциях французы быстро ощутили превосходство совокупной огневой мощи крейсеров и эсминцев21. По этой причине они осуществили пуск торпед. Британские эсминцы спереди и сзади плотно прижались к крейсерам и сосредоточили свой огонь. В «Гепард» попал снаряд с «Линдера» - он не причинил особого вреда22, так как срикошетил вдоль надстройки, не пробив ее, но зато он вызвал пожар, и «Гепард» стал идеальной мишенью. Он прервал бой и стал уходить на полной скорости. В ходе начавшегося преследования британские снаряды падали рядом с французскими кораблями, но за исключением еще одного попадания в «Гепард» своей цели не достигли. В свою очередь численность сыграла с британцами злую шутку, когда эсминец «Айлекс» пострадал от дружественного огня.
Адмирал Кинг быстро это понял, приказал прекратить огонь и выпустил осветительные снаряды по тому месту, где ему сообщили о попаданиях23. Ситуация быстро разрешилась, и преследование было прекращено в надежде, что пожар на борту «Гепарда» приведет к его потере. Британцы снова отбили французов, хотя последние преуспели в осуществлении своих беспокоящих действий. Вместе с тем, это был последний выход французов. Поскольку «Гепард» и «Воклен» были повреждены, адмиралу Гутону пришлось приказать приостановить операции.
Схема морского боя 23 июня 1941 г.
На протяжении всего этого периода продолжали действовать и подводные лодки, но без особого успеха, поскольку трудно было поразить цели, быстро перемещающиеся между Хайфой и линией фронта. Командир большой подводной лодки «Парфян» сразу же понял невозможность выйти в атаку на быстроходные контрминоносцы, и занял позицию у Бейрута, где 25 июня сумел потопить 533-мм торпедой находившуюся на поверхности французскую субмарину «Суфлер». Спастись удалось только двум французским подводникам.
Подводная лодка "Суфлёр"
Что касается французской морской авиации, то ее эскадрильи были направлены под Пальмиру против британских моторизованных колонн, причем с некоторым успехом, пока 28 июня британские истребители не перехватили французские самолёты и не сбили шесть бомбардировщиков. Теперь ничто не стояло на пути Королевского флота.
Начиная с 25 июня адмирал Кинг стал отправлять некоторые из своих кораблей, например, эсминец «Джакал», обратно в Александрию - им предстояло принять участие в более напряжённых операциях по обеспечению снабжения Тобрука. В то же время, для контроля за сообщением из Тулона в Бейрут на этом пути с Мальты были развёрнуты три подводные лодки24.
Последнее усилие
В начале июля очевидной стала угроза Бейруту. Австралийцы возобновили наступление. Адмирал Гутон решил отправить 3-й дивизион контрминоносцев в Салоники для ещё одной попытки доставить находившееся там пехотное подразделение и боеприпасы. Корабли покинули Бейрут и двигались на большой скорости. «Воклен», «Гепард» и «Вальми» активно маневрировали и были хорошо защищены от атак с воздуха (двенадцать 37-мм пушек и крупнокалиберные пулеметы). В результате они избежали столкновения со «Суордфишами» 815-й эскадрильи. Приняв на борт 450 алжирских стрелков корабли отправились обратно в Сирию, но так и не дошли до неё. Спустя 48 часов после выхода в море они были обнаружены британским самолётом, и, напуганное прецедентом потопления «Шевалье-Поля», французское военно-морское командование приказало повернуть им назад25. В это же время британская авиация потопила транспорт «Сен-Дидье», а французские подводные лодки имели контакты с завесой британских эсминцев, которые ни к чему не привели. Подмандатная территория была теперь блокирована, а ситуация на суше стремительно ухудшалась, в результате чего генерал Денц 9 июля запросил перемирие.
Воклен, 7 июля 1941 г.
Заключение
Кампания в Сирии и Ливане горячо обсуждается в историографии. Стоил ли риск нападения сил Виши или вторжения войск Оси отвлечения на это направление столь необходимых на других фронтах войск союзников? И наоборот, защищали ли вишисты своим сопротивлением французские интересы в Северной Африке от немецких «аппетитов», как позже заявил генерал Денц?
Однако остановимся на военно-морском аспекте. На первый взгляд, британские успехи выглядят незначительными. Всего один потопленный контрминоносец и одна потопленная подводная лодка против трех поврежденных эсминцев. Причем надводные корабли не имели к этим успехам никакого отношения, а достигнуты они были силами авиации и подводных лодок. С другой стороны, Королевский флот выполнил свою задачу, устранив целый потенциально враждебный флот и его базы из Восточного Средиземноморья. Кроме того, артиллерийская поддержка, которую он оказал, имела решающее значение для победы на суше. Теперь самой восточной точкой, откуда исходила опасность союзникам, являлся Крит. Таким образом, в стратегическом плане Королевский флот достиг значительных выгод.
На самом деле в оперативном плане задача была не самой лёгкой. Нужно было прикрыть, обеспечить снабжение и поддержку сухопутного наступления с помощью артиллерийского огня и высадки десантов. Одновременно с этим нужно было отбивать попытки атак французских контрминоносцев, подводных лодок и самолётов. Отсутствию безвозвратных потерь британцы были в значительной степени обязаны с одной стороны авиационному прикрытию RAF, а с другой - успешному взаимодействию между эсминцами и крейсерами. Высадка десанта и его поддержка под атаками вражеской авиации оказалась ценным опытом, пригодившимся в дальнейшем26.
Рассматривая итоги для французской стороны, можно отметить, что флот избежал братоубийственных боев, выпавших на долю сухопутных войск, но человеческие потери оказались велики: почти сотня погибших, половина из которых - подводники. Лишенные материально-технического обеспечения из метрополии, и отказавшиеся принимать поддержку со стороны Оси, силы флота с самого начала имели очень мало шансов на успешное сопротивление. Тем не менее он не уклонился от выполнения своего долга, и британцы признали воинскую доблесть и мужество французских моряков. После своей последней кампании и сражений у берегов Ливана 3-й дивизион контрминоносцев ожидал незавидный конец: «Гепард», «Вальми» и «Воклен» отплыли из Салоник в Тулон, где 27 ноября 1942 года были затоплены вместе со значительной частью французского флота.
P.S. (от переводчика). Подробнее о действиях французских контрминоносцев можно почитать в воспоминаниях бывшего командира "Вальми" Пьера Гио вот тут:
https://www.philippe.tailliez.net/combats-sans-espoir Оттуда же взяты схемы боёв и некоторые фотографии.
Примечания:
14. В Хайфе постоянно базировалось девять истребителей, в том числе один, пилотируемый будущим писателем Роальдом Далем.
15. Такая тактика объяснялась ситуацией на суше: вишисты надеялись, что англичане будут ослаблены в результате атак на оборонительные линии, что позволит провести мощную контратаку с использованием бронетехники. Но если бы Королевский флот мог свободно осуществлять артиллерийскую поддержку и высадку десантов на побережье, тогда правый фланг вишистов оказался бы обойденным, и оборона там рухнула бы.
16. Их главный калибр - 151,6-мм орудия.
17. Если быть более точными, то отказали в поддержке с баз на территории Мандата. Однако немцы совершали налеты с баз на Додеканесских островах. Во всех случаях они перехватывались RAF с Кипра или из Хайфы. Некоторые источники до сих пор приписывают им повреждение эсминца «Айсис».
18. Эти действия были действительно необходимы в тот момент, поскольку войска Виши начали крупное контрнаступление на юг по всему фронту. Возникшая было угроза Бейруту была снята.
19. Пять неназванных эсминцев по версии Жака Мордаля или новозеландский легкий крейсер «Линдер» и эсминцы «Джервис» и «Кимберли» по версии Винсента О'Хары.
20. Именно на побережье контрнаступление было остановлено быстрее всего, что демонстрировало пользу от огневой поддержки кораблей и содействия флота тыловому обеспечению.
21. Десять орудий французских кораблей противостояли 66 орудиям калибром свыше 100-мм на английских кораблях. Правда, большое количество разнокалиберных орудий англичан и новозеландцев мешало им различать всплески от выстрелов, а значит и корректировать огонь.
22. Концепция контрминоносца показала свою правильность: технические характеристики этого типа кораблей давали им хорошую живучесть, высокую скорость и приличное вооружение.
23. Французы интерпретировали это как промахи со стороны британцев.
24. Подлодки «Юник», «Апхолдер» и «Апрайт».
25. В условиях надвигающегося поражения в Сирии были отданы очень строгие приказы, призванные уменьшить риск потерь.
26. В частности, в 1943 году во время высадки на Сицилии, в Салерно и в Анцио.