Mad. День первый: первые птицы, бюрократия и фуа-гра

Dec 08, 2016 17:27


Я решил рассказать о путешествии на Мадагаскар в новой для себя форме отчётов по каждому дню. Основной упор в них будет делаться на птиц и прочую живность, но только этим я ограничиваться не буду. Сразу расскажу о некоторых "вводных": наша группа состояла из 9 человек (двое присоединились через несколько дней после начала поездки) плюс местный гид (на охраняемых территориях мы пользовались услугами парковых гидов). Большую часть времени мы передвигались на автобусе, но затем планово сменили их на пару внедорожников.

8.11.2016
Первый день на Мадагаскаре.
В районе обеда мы приземлились в аэропорту Антананариву и, спустя полтора часа французско-африканской бюрократии (визу можно очень быстро получить по прилёту, но за этим следует длительная процедура снятия отпечатков пальцев; её проводят сразу несколько полицейских, которые совершенно не торопятся), встретились с гидом. Если кому-то интересно, вот его страничка в Фейсбуке:
https://www.facebook.com/solofoniray.razafimahazo?fref=ts
Как оказалось, он прекрасно говорит по-русски, но, главное, страстно любит природу острова и точно знает, в каком парке какую живность искать.
В первый день наш путь лежал из столицы в Анцирабе, крупный город к югу от неё.

Уже в городе мы встретили первую интересную птицу - ярко-красного самца мадагаскарского фоди (Foudia madagascariensis), который пел в кустарнике рядом с супермаркетом в центре города. Как потом оказалось, этот вид отлично приспосабливается к городам и сельской местности, заменяя пока ещё редких на острове домовых воробьёв. Да, фоди - это род ткачиков, представители которого населяют Мадагаскар и близлежащие острова от Комор и Сейшел до Маврикия. На Мадагаскаре живёт два их вида.


Мадагаскарский фоди (фото сделано 25.11.2016)

Антананариву (на Мадагаскаре это длинное слово сокращают до «Тана») выглядит лучше ожиданий - здесь много супермаркетов (в одном из них мы с удивлением обнаружили французский камамбер, импортированный из Мытищ) и хорошая связь, хотя пробки, мусор, плавающие в каналах дохлые собаки и прочие радости в наличии. Медленно выезжая из города, на рисовых полях понаблюдали за цаплями - здесь были египетские (Bubulcus ibis), желтые (Ardeola ralloides), большие белые (Ardea alba), рифовые (Egretta (garzetta) dimorpha) и черные (Egretta ardesiaca). Самая интересная из них - чёрная: этот африканский вид охотится, складывая крылья зонтиком и создавая тень, под которую вплывает рыба (дополнительно её привлекают жёлтые, напоминающие червей пальцы ног цапли). Когда добыча оказывается достаточно близко, птица хватает её своим острым клювом. У всех этих цапель огромные ареалы, так что они встречаются во многих местах помимо Мадагаскара. Разумеется, в Тане живут одичавшие сизые голуби (Columba livia). Ещё один широко распространённый интродуцированный вид - обыкновенная майна (Acridotheres tristis), шумная стайная птица родом из Азии. В Тане мы увидели первую, но затем встречали их регулярно, в том числе в самых недружелюбных ландшафтах острова, чаще же всего - рядом с человеческим жильём и обрабатываемыми полями. В столице мы увидели и первых маскаренских ласточек (Phedina borbonica) - обычный вид на острове. Из хищных птиц нам удалось увидеть серебристого чеглока (Falco concolor) - зимующего на острове мигранта с Ближнего Востока.

Постепенно мы выбрались из города и двинулись на юг. Дороги Мадагаскара сильно различаются по качеству. Через весь остров тянется несколько узких, но приличных по покрытию и регулярно ремонтируемых главных трасс, от которых отходят грунтовки. Дорога Тана-Анцирабе была из числа приличных. Впрочем, это не помешало проявиться феномену, который мы назвали Мадагаскарским Поправочным Коэффициентом. Дело в том, что озвученное гидом расстояние до любого места в реальности увеличивалось в два с лишним раза без всякого разумного объяснения. Видимо, причина была в наших водителях, которые не хотели слишком разгонять автобус. Когда ближе к концу пути мы распрощались с автобусом, Поправочный Коэффициент исчез.

Путь до Анцирабе проходит мимо относительно - по меркам мадагаскарской "новой нормальности", разумеется - прилично выглядящих мест. Диких лесов здесь, разумеется, давно уже нет, но есть перелески из завезённых сосен и эвкалиптов, а пепелищ от пожаров почти не видно. Деревеньки и городки тоже относительно зажиточные - как и во всех немногих местах на Мадагаскаре, где народ находит занятия, отличные от подсечно-огневого земледелия. Дома (иногда с вычурными балкончиками) построены из кирпича и оштукатурены, на рынках торгуют солнечными батареями. Один из городков живёт за счёт производства фуа-гра - и мы, да простят меня все защитники прав животных, поддержали тамошнюю экономику. Фуа-гра здесь стоит очень дёшево, и подают его огромными порциями, но уже после нескольких кусочков чувствуешь, что внутренние органы вот-вот забьются жиром. Не еда, а какое-то оружие массового поражения. Тем не менее, должен признать, что это довольно вкусно. Производство фуа-гра - это очень жестокая практика, а получающийся продукт явно вреден - но пусть уж лучше мадагаскарцы делают паштет из печени домашних уток, чем из лемурятины.

По дороге мы остановились поискать птиц у небольшого озера. На Клубничном мосту (донельзя романтичное название) сидела наша первая мадагаскарская пустельга (Falco newtoni) - самая распространенная хищная птица острова. На озерце плавало два десятка красноклювых шилохвостей (Anas erythrorhyncha), около него тусовалась мадагаскарская трясогузка (Motacilla flaviventris) (напоминает нашу горную окраской, но не поведением), рядом на сосне расположилась колония больших белых цапель, а вокруг летала пара оливковых щурок (Merops superciliosus). Затем мы выследили в соснах мадагаскарскую малую кукушку (Cuculus rochii). Это очень распространенный на острове вид - её голос, ничем не напоминающий привычное для нас кукование, раздаётся и в сухих лесах запада, и на влажном востоке, и в местностях, почти полностью убитых человеком. В качестве хозяев мадагаскарская кукушка использует самых обычных птиц острова - райских мухоловок, камышёвок-беброрнисов Nesillas typica и мадагаскарских цистикол и других.  И, наконец, последним новым видом на этой остановке был пегий ворон (Corvus albus) - птица, по размеру средняя между вороном и нашей серой вороной, с контрастной чёрно-белой окраской. У этого вида огромный ареал в Африке, и на Мадагаскаре он тоже обычен.




Мадагаскарская пустельга

Далее у нас было ещё несколько коротких остановок, во время которых мы наблюдали мадагаскарских чеканов (Saxicola (torquatus) sibilla) (отдельный вид либо подвид африканского чекана; впрочем, систематика черноголовых чеканов это большой повод для грусти), мадагаскарских трясогузок, африканских пальмовых стрижей (Cypsiurus parvus) и  вездесущих майн. Остановившись поснимать очень красивого черноклювого зимородка (Corythornis vintsioides) у реки, увидели мадагаскарского беброрниса (Nesillas typica) (жуткое название, но я не могу придумать лучшего русского варианта; по-английски птица называется brush-warbler. Этот род птиц, похожих на камышевок, обитает только на островах в западной части Индийского океана). Беброрнис - ещё один вид, многочисленный в различных местах обитания, от тропических лесов до чахлых кустарников посреди антропогенного ландшафта. Черноклювый зимородок тоже является хорошо приспосабливающейся птицей и неплохо себя чувствует на рисовых полях, небольших реках и прудах.


Черноклювый зимородок




Уже в темноте мы приехали в Анцирабе. Гид сообщил, что здесь самая высокая на Мадагаскаре концентрация рикш, а название переводится как "место, где много соли". Мне сложно что-то добавить к этой информации, кроме того, что отель был вполне хорош.

Мадагаскар 2016, путешествия, фото, птицы

Previous post Next post
Up