Марк Чангизи, «Революция в зрении: что, как и почему мы видим на самом деле».

Sep 05, 2014 22:53


Обыденные, привычные всем явления редко когда удостаиваются осмысления - порой мы просто их не замечаем. Взять, к примеру, зрение: хотя все как будто представляют себе его важность [1], мало кто осознаёт, насколько удивителен и необычен этот дар. Чтобы воздать ему должное, нужна способность видеть чудесное в повседневном - и автор книги «Революция в зрении», нейробиолог-теоретик Марк Чангизи, ею обладает.
Несмотря на громкое название, от «Революции» не следует ждать ни всеобъемлющего исследования человеческого зрения (замечу в скобках, что большую книгу, в которой рассматривалась бы эволюция, физиология и психология зрения, мне очень хотелось бы прочесть), ни откровений, способных изменить мировоззрение. Эта книга посвящена решению нескольких частных проблем, касающихся эволюции зрительной системы нашего вида. «Революция» делится на четыре главы, в каждой из которых рассматривается соответственно один из четырёх вопросов: для чего появилось цветное зрение? почему глаза у человека расположены спереди, а не по бокам? как действуют визуальные иллюзии? почему буквы выглядят так, а не иначе? Ответам на эти вопросы и посвящена книга Чангизи.
Марк Чангизи - исследователь с оригинальным взглядом: он способен видеть загадки там, где другие их не замечают, - и пытается разрешить их. Вопросы, на которых акцентирует внимание автор, как будто лежат на поверхности, но мы не привыкли задавать их себе. Почему, например, мы не способны с точностью назвать цвет собственной кожи? Почему не существует позвоночных животных с глазами на затылке? Можно ли классифицировать разрозненное разнообразие зрительных иллюзий? Как нам удаётся с такой лёгкостью идентифицировать условные изображения животных (последнее, кстати, интересовало автора этих строк уже довольно давно)? Отвечая на эти «странные» вопросы, Чангизи шаг за шагом подбирается к решению четырёх проблем, которые были озвучены в предыдущем абзаце. Строго говоря, к решению его приближает уже то, что он задаёт подобные вопросы - ведь это говорит о способности на какое-то время «отстраниться» и, перестав воспринимать зрение как привычный процесс, по достоинству оценить эту удивительную способность. А она и вправду удивительна - недаром каждую главу Чангизи озаглавил в честь одной из сверхспособностей: телепатия, рентгеновское зрение, ясновидение, спиритизм.
По крайней мере в первых двух главах Чангизи подвергает сомнению общепринятые теории (в частности, сомневается в том, что цветное зрение появилось для определения спелости плодов, а бинокулярность развилась для увеличения зоны стереоскопического зрения). Подобное отношение к официальным версиям, характерное для опусов непризнанных гениев, может заставить читателя насторожиться, но в данном случае причин для беспокойства нет: Чангизи не имеет никакого отношения к невеждам, прикрывающим отсутствие знаний рассуждениями о «закостеневшей догме». Свои гипотезы он подтверждает не пустыми словами, а результатами наблюдений и экспериментов. Читатель волен сам решать, насколько убедительно они доказывают правоту автора (что до меня, то в трёх случаях из четырёх я склонен согласиться с мнением Чангизи, а в четвёртом - я имею в виду «цветовую телепатию» - полагаю, что он открыл важный феномен, но несколько преувеличил его значение). Несомненно главное: читатель «Революции в зрении», следуя за мыслью автора, будет не просто узнавать новое, но и упражнять собственный интеллект.
Автор не останавливается на теоретической части вопроса и - что встречается нечасто - идёт дальше: он приводит примеры того, как его идеи могут быть реализованы на практике. Предложения Чангизи - например, трёхмерные объявления (основанные на реализации возможностей свойственного нашему виду расположения глаз), зрительные микросхемы (использующие вычислительные мощности человеческого мозга) или визуальная лингвистика (гипотетическая наука, которая изучала бы визуальные высказывания от фасонов одежды до архитектуры) могут вызвать скептическую усмешку, но фантазия автора в любом случае поражает. Возможно, реализация каких-то из его проектов и вправду могла бы принести пользу.
Некоторые авторы научно-популярной литературы - например, Ричард Докинз и Ричард Форти - создают прозу очень высокого качества, столь элегантную и остроумную, что многим беллетристам впору только завидовать. Книга Марка Чангизи, к сожалению, к этой категории не относится: для «Революции» характерны простой стиль, понятные шутки, а текст иллюстрируют примеры, близкие среднестатистическому американцу (супергерои, видеоигры и т.д.). Что ж, пожалуй, учёных, которым есть что рассказать о своей работе, в любом случае следует ценить - независимо от того, насколько они талантливы как писатели.
Подведём итог. «Революция в зрении» - не выдающаяся, а всего лишь хорошая научно-популярная книга. Ожидать от неё слишком многого не стоит, но свои задачи - заставить читателя по-новому взглянуть на зрение, поделиться с ним малоизвестными фактами и дать ему пищу для размышлений - она выполняет блестяще.

P.S.
О книге рассказывает её переводчик (кстати, переведена книга прекрасно - ну а кто сомневался в мастерстве человека, так великолепно переведшего "Расширенный фенотип"?):
http://antongopko.livejournal.com/53947.html#comments

[1] Помимо прочего, эта важность отражена в языке, в частности, в обилии зрительных метафор, используемых для описания восприятия и мышления. В этом отзыве я забавы ради выделил подобные выражения с помощью курсива.

книги, эволюция

Previous post Next post
Up