Когда великий итальянец Томмазо Маринетти в 1914 году приехал в Россию, его отвели в подвальное кафе «Бродячая собака». Он сидел за столиком, осушая бокал за бокалом, не обращал внимания на то, что творилось на эстраде и, периодически стряхивая сонливость, разражался громовой тирадой: «Обладать женщиной - не значит тереться об нее, а проникать телом в тело! Вставлять одно колено между ляжек? Какая наивность! А что будет делать второе?» Русские посетители кафе от возгласов трепетали - а речь шла о том, как правильно танцевать танго: яростный футурист Маринетти только что опубликовал манифест «Долой танго и Парсифаля!» и шпарил кусками из него. Тема была актуальной - в «Бродячей собаке» как раз этот танец считался самым модным, в пику «устарелым» ужимкам босоногой позерки Айседоры Дункан.
Читать дальше в журнале "Нож" Петербургская «Бродячая собака» - прославленное арт-кабаре Серебряного века. Но не единственное - в ту эпоху их было множество по всей России. Другое знаменитое питерское заведение - «Привал комедиантов»; еще в столице существовали театральные «Лукоморье», «Кривое зеркало» (где придумали пародийную оперу «Вампука»). В Москве были «Летучая мышь» (там отдыхали мхатовцы) и «Алатр», в котором начинал петь Вертинский, а Вера Холодная познакомилась с Ханжонковым. В Киеве работал «Х.Л.А.М.», а
в Ростове-на-Дону «Подвал поэтов» - приют ничевоков, великих русских абсурдистов. Эти кафе, где представители богемы чувствовали себя как дома, появлялись и в 1900-х годах, и после революции, причем некоторые просуществовали до 20-х.
Ну что значит «как дома»? Лучше, чем дома!
В «Летучей мыши» после напряженного трудового дня Станиславский отплясывал канкан, а величественная Книппер-Чехова исполняла легкомысленные песенки. Будущий балетмейстер Метрополитен-оперы Борис Романов скакал верхом на стульях.
Пока еще весьма приличный режиссер на госслужбе Мейерхольд на маленькой сцене «Бродячей собаки» экспериментировал со всеми приемами, какие ему приходили в голову, - что из этого вырастет, мы знаем.
Директор императорских театров князь Сергей Волконский организовывал там же показ приемов модной ритмической гимнастики - не сам, а силами своего друга, почти голого француза Поля Тевна, танцовщика и художника, в будущем сердечного приятеля Кокто и Стравинского.
Актеры приходили сразу после вечерних представлений - иногда даже не сняв грим. Разумеется, было много флирта, алкоголя и иных веществ. Список лиц и развлечений бесконечен и разнообразен, всего не перечислишь - в любых художественных мемуарах той эпохи можно встретить упоминания этих своеобразных «культурных центров».
Почему театральные и литературные кабаре стали появляться в таком количестве именно в эту эпоху?
Дело в том, что в начале ХХ века уже образовалась критически большая масса «профессиональных бездельников» - простите, работников умственного труда (артистов, художников, поэтов, журналистов). Именно поэтому в Серебряном веке и случился такой всплеск культуры.
Но тут свою роль сыграл и бытовой фактор: в собственные гостиные на интимные вечера эта публика уже не влезала. Да и не было у них своих гостиных и «салонов» - работающие же люди. Возник запрос на создание собственных ночных заведений, где можно веселиться без оглядки на людей цивильных, быть собой, быть богемой. В Европе такие кабаре давно уже были придуманы - дошло дело и до России.
Первые подобные заведения были полностью закрытыми, туда пускали только «своих». Но такой формат, разумеется, был экономически нежизнеспособен - через некоторое время пришлось распахнуть двери для всех. Однако ранний, «закрытый» этап оказал отличный пиар-эффект: среди прочей публики уже активно циркулировали слухи о кабаре, где можно было увидеть всех знаменитостей запросто или в самых удивительных постановках.
Богема, в особенности практичные директора этих кафе, относилась к буржуазии с презрением, как к кормовой базе: например, в «Бродячей собаке» посетителей делили на представителей искусства и так называемых «фармацевтов».
Этим словом, как вспоминает Бенедикт Лившиц, именовали людей любой другой профессии, лишь бы у них водились деньги. С посторонних просто за вход в кабаре драли огромные суммы, да и счета за обслуживание наверняка выходили побольше, чем для своих. Очевидно, именно эти досужие зрители в основном и делали кассу заведениям - ведь альтруизм в точках общепита быстро приводит к краху. А звезды обставляли свое появление по-настоящему театрально.
«Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в „свиную“ книгу свои последние стихи, по которым простодушные „фармацевты“ строили догадки, щекотавшие только их любопытство» (Б. Лившиц).
Актеры, участвующие в спектакле, могли сидеть в зале за соседним столиком и подавать реплики - так, что и не сразу сообразишь, что это тоже действующее лицо постановки, а не пьяный завсегдатай. Актрисы взбирались на столики, чтобы танцевать между тарелками.
Приличных дам и господ, помимо развязности бомонда, разумеется, приводил в трепет и сам антураж арт-кафе, сильно отличавшийся от атмосферы приличных ресторанов с зеркалами и вышколенными официантами. Размещались кабаре, как правило, в подвальчиках с низкими сводчатыми потолками. Попадать туда следовало через подворотни, налево, направо, вниз по ступенькам, пригните голову, тут долго стучаться. Гостей заставляли проходить обряд посвящения, например надевали на них бумажные колпаки.
«Лица, которые мы привыкли видеть важными и деловитыми, стонали от спазм неудержимого хохота. Всех охватило какое-то беззаботное безумие смеха: профессор живописи кричал петухом, художественный критик хрюкал свиньей» (Н. Эфрос).
На атмосферу, конечно, влияло оформление: им по дружбе занимались приятели содержателей этих подвальчиков - те самые живописцы, которые сейчас входят в топ-100 самых дорогих русских художников по результатам аукционов. Например, буфетную и еще одну комнату в петербургском «Привале комедиантов» процессиями итальянских актеров расписывали Борис Григорьев (сегодня аукционный рекорд на его картину составляет 3,7 млн долларов) и Александр Яковлев (4,6 млн). Ставни, разрисованные Судейкиным, закрывали окошки - на них был изображен венецианский карнавал. Стены одного из залов «Бродячей собаки» он же украсил фигурами изогнувшихся женщин и арапчат, невиданными птицами и цветами ядовито-зеленого и лихорадочно-красного цветов, а Николай Кульбин оформил вторую комнату вырвиглазной кубистической живописью.
Автор:
Софья Багдасарова Читать дальше в журнале "Нож" Также вам могут понравиться эти материалы:
Великие наркоманы Серебряного века Обнаженная женская натура в русской живописи: почему так стыдливо? Тест дня: угадайте художника по ноге