Отгадко

Jul 23, 2023 15:35



Биржа Шарлеруа

Серым воскресным вечером 10 ноября 1912 в концертном зале биржи Шарлеура состоялся концерт для скрипки с фортепиано. Автором музыки был житель Шарлеруа Мартин-Андре Опперманн. Этот концерт не был его дебютом, к тому времени он уже был заметным деятелем культуры - по крайней мере, на городском уровне. Помимо музыки Опперманн занимался живописью. В Шарлеруа у него прошло несколько индивидуальных выставок. Но, пожалуй, самым экзотическим увлечением Опперманна была философия, точнее - теософия. Опперманн изучал не только работы теософов, но и саму восточную философию, при этом - в оригинале. Вплоть до того, что он перевел с санскрита и издал со своими комментариями Йога-сутры Патанджали*. В общем неудивительно, что в Шарлеруа Опперманна называли «Нашим Леонардо да Винчи». Однако, он вовсе не был профессиональным композитором или художником…

Опперманн родился в тогда еще независимом Ганновере в 1846 году. С отличием закончив местный политех, он начал карьеру инженера на строительстве железной дороги Бремен-Ольденбург, а после этого работал в отделе водного хозяйства Бремена. Однако, после вхождения Бремена и Ганновера в состав Германской империи Опперманн навсегда покинул родину. Пруссию - а именно она, как известно, играла первую скрипку в составе Германской империи - он ненавидел лютой ненавистью. По его собственным словам, «Пруссия убила душу старой Германии». В качестве нового места жительства Опперманн выбрал Великобританию, где он начал работать на другого немецкого «релоканта», Вильгельма Сименса. Сейчас семейство Сименсов (и основанная или фирма) прежде всего известно работами в области электротехники, но их вклад в развитие промышленных печей был не менее значимым. Еще в 1860х годах Сименсы начали экспериментировать с регенеративными печами. Если кратко, то принцип заключался в том, что в такой печи теплота дымовых газов в специальных теплообменниках утилизируется для подогрева воздуха, поступающего в печь. Таким образом повышается КПД печи. Позднее этот принцип был применен в мартеновских печах. Однако, у самих Сименсов с использованием регенеративного принципа в печах для металлургии возникли технические проблемы, а вот применить этот принцип для стекловаренных печей оказалось проще. Вообще, 1860е-1880е годы означали важнейший прорыв в стеклоделии со времен изобретения процесса выдувания стекла в I веке до н. э. Хотя сам процесс выдувания изделий оставался по сути ремесленным до начала XX века, с появлением новых печей процесс плавки стал по сути промышленным. «Комплектом» к регенеративной печи шел газогенератор с паровым котлом. Если до этого стекловарни оставались по сути эдакими «свечными заводиками», то появление новых печей уже требовало промышленных масштабов.

Впрочем, по настоящему революционной инновацией стала не сама регенеративная печь, а следующая ступень технологической эволюции - ванная печь. Если до этого стекольную шихту плавили в отдельных тиглях, то в ванной печи процесс стал непрерывным. Как можно догадаться из названия, такая печь представляла собой огромную ванну - ну или скорее бассейн - в котором процесс плавки стекла из шихты шел непрерывно. Шихта загружалась на одном конце печи, а на другом ее «черпали» стеклодувы. Принцип ванной печи также был изобретен Сименсами. Первая промышленная ванная печь Сименса была введена в действие на стекольном заводе Пилкингтона в Англии в 1872 году.

А что же Опперманн? Судя по всему, работая на Сименса он наблюдал процесс создания новых печей «из первого ряда». А может, и принимал участие - но с уверенностью утверждать этого, однако, нельзя. Однако точно известно, что в начале 1870х годов он стал представителем Сименса на континенте. Работая на Сименса, Опперманн инспектировал строительство новых печей во Франции. Однако спустя несколько лет он решил начать свою независимую карьеру. Неизвестно, чем было вызвано это решение - но точно известно, что в 1874 году он поселился в Шарлеруа как «Инженер-предприниматель, специалист по печам Сименса». Был ли рад такому ходу событий сам Сименс - история умалчивает. Зато можно с уверенностью сказать, что выбор места для строительства карьеры не был случайным - ведь в тот момент регион Шарлеруа был важнейшим центром стекольной промышленности не только бельгийского, но и мирового масштаба. До 1880х годов Бельгия была мировым лидером по производству стекла. Сильнейшим конкурентом была Франция, затем шла Англия, а остальные оставались далеко позади. К тому времени «спрут бельгийского капитализма» окутал своими щупальцами весь мир. В целом Бельгия была одной из самых индустриализированных стран мира, и, что неудивительно, бОльшая часть продукции шла на экспорт. В целом бельгийская экономика была, пожалуй, самой экспортоориентированной в мире. Стекольная промышленность экспортировала больше 90% своей продукции. На заседаниях бельгийской «Ассоциации стеклопромышленников» (которая, разумеется, была расположена в Шарлеруа) регулярно зачитывались доклады бельгийских консулов от Петербурга до Йокогамы. В 1880 году в Бельгии было 47 стекольных заводов, из них 40 было расположено в Шарлеруа. Точнее, не в самом городе, а в его «промышленных слободках». В том же 1880 году в Лоделинсаре было 18 стекольных заводов, а в соседнем Жюме - 11.

В общем, поле деятельности перед Опперманном открывалось широкое. В 1874-1875 годах он экспериментировал с ванными печами на собственные средства. И хотя сам принцип ванной печи Опперманн «позаимствовал» у Сименса, дальнейшая доводка требовала значительных усилий и была, в целом нетривиальной задачей. Дело в том, что первые печи Сименса были предназначены для плавки бутылочного стекла, в то время как плавка оконного стекла требовала других условий. Между 1876 и 1890 годами Опперманн работал на фирму Жоне, где в 1877-1878 годах под его руководством была построена первая промышленная ванная печь в Бельгии. В 1886 Опперманн получил бельгийское гражлданство.

В целом вклад Опперманна в развитие стекольного производства одними печами не ограничивался. Он был автором нескольких десятков патентов, затрагивавших разные аспекты стекольного производства. Вскоре после 1900 года бельгийская «Ассоциация стеклопромышленников» отправила Опперманна в США в целях изучения инноваций стекольного производства. Дело в том, что на рубеже 1870х-1880х буквально за одно десятилетие Америка превратилась из важнейшего клиента в важнейшего конкурента. В 1903 Опперманн предстиавил «Ассоциации» свой доклад. Видимо, на этом закончилась его профессиональная карьера. После этого, как мы уже видели, от посвятил себя музыке, искусству и философии. В 1913 ему по итогу профессиональных заслуг вручили Почетный диплом Всемирной выставки в Генте, а в 1925 он стал кавалером Ордена Лепольда, высшей государственной награды Бельгии. Умер в 1930 году.

* Вот и отгадка - в диссертации у меня приведена краткая биография Опперманна (этот пост - по сути, вольный перевод), где в качестве занимательного факта приводится его увлечение восточной философией.
Previous post Next post
Up