Конечно, бельгийцы строили железные дороги в Конго. Самую первую открыли в 1898 году. Она связала Матади (морской порт в нижнем течении реки Конго) и Леопольдвиль (Киншасу) и была предназначена для обхода водопадов в нижнем течении Конго, из-за которых ее (реку) нельзя было использовать для перевозки грузов из центра Конго к морским портам. А в среднем течении по реке ходили пароходы, которые строились в Бельгии, и доставлялись на место в разобранном виде.
Первый паровоз в Леопольдвиле
Потом бельгийцы построили много железных дорог по всему Конго.
Тот человек, с которым я общался пару дней назад, среди всего прочего подал мне идею изучать "железнодорожный колониализм", но, если честно, "африканский" колониализм меня не очень интересует, в отличие от "азиатского". Вот история железных дорог в Индонезии или французском Индокитае была бы интересной темой, но я не думаю, что там были какие-то связи с Бельгией.
Но если я действительно займусь историей бельгийского паровозостроения то, конечно, какие-то "конголезские следы" мне явно попадутся. Не сомневаюсь, что паровозы, которые использовались в Конго, были большей частью бельгийского производства. Было бы странно пускать в свою колонию иностранных конкурентов.
Я как-то читал одну книгу про историю железных дорог в Конго, она была написана еще во "времена те" (кажется, 1949 года издания), и "цивилизационная миссия" там еще стояла в полный рост. Буквально в выражениях типа "Неоценимый вклад железных дорог в материальный и моральный прогресс туземного населения". Сейчас отношение к этой теме в Бельгии... несколько иное.
Не знаю, насколько конголезцам сейчас дело до своей истории, в том числе железнодорожной. Но пару работ конголезских историков я видел и даже цитировал, когда писал курсовую на тему "Хлопковая компания Бельгийского Конго". Но кроме этой курсовой с колониальной историей я как-то не сталкивался :) В общих чертах имею представление, конечно.
Конечно, бельгийцы строили железные дороги в Конго. Самую первую открыли в 1898 году. Она связала Матади (морской порт в нижнем течении реки Конго) и Леопольдвиль (Киншасу) и была предназначена для обхода водопадов в нижнем течении Конго, из-за которых ее (реку) нельзя было использовать для перевозки грузов из центра Конго к морским портам. А в среднем течении по реке ходили пароходы, которые строились в Бельгии, и доставлялись на место в разобранном виде.
Первый паровоз в Леопольдвиле
Потом бельгийцы построили много железных дорог по всему Конго.
Тот человек, с которым я общался пару дней назад, среди всего прочего подал мне идею изучать "железнодорожный колониализм", но, если честно, "африканский" колониализм меня не очень интересует, в отличие от "азиатского". Вот история железных дорог в Индонезии или французском Индокитае была бы интересной темой, но я не думаю, что там были какие-то связи с Бельгией.
Но если я действительно займусь историей бельгийского паровозостроения то, конечно, какие-то "конголезские следы" мне явно попадутся. Не сомневаюсь, что паровозы, которые использовались в Конго, были большей частью бельгийского производства. Было бы странно пускать в свою колонию иностранных конкурентов.
Я как-то читал одну книгу про историю железных дорог в Конго, она была написана еще во "времена те" (кажется, 1949 года издания), и "цивилизационная миссия" там еще стояла в полный рост. Буквально в выражениях типа "Неоценимый вклад железных дорог в материальный и моральный прогресс туземного населения". Сейчас отношение к этой теме в Бельгии... несколько иное.
Не знаю, насколько конголезцам сейчас дело до своей истории, в том числе железнодорожной. Но пару работ конголезских историков я видел и даже цитировал, когда писал курсовую на тему "Хлопковая компания Бельгийского Конго". Но кроме этой курсовой с колониальной историей я как-то не сталкивался :) В общих чертах имею представление, конечно.
Reply
Leave a comment