Морской фасад Иокогамы

Apr 13, 2019 13:44



Иокогама - это город у моря, город-порт. Именно благодаря международному порту, открытому здесь уже в 1859 году, маленькая рыбацкая деревушка в итоге превратилась в огромный мегаполис, второй по величине город страны.

Как и во многих других портовых городах, во второй половине XX века портовая инфраструктура была перенесена дальше от центра города. А на месте бывшего «старого порта» был создан настоящий «морской фасад» - отличное общественное пространство, где парки и променады мирно соседствуют с реликтами индустриальной эпохи.

О том, какую роль порт Иокогамы играл в «открытии» Японии для внешнего мира во второй половине XIX века, я напишу подробно в посте про холм-район Яматэ (пост пока «дозревает» в черновиках), в определенных кругах более известный, как «Кокурико». Здесь же скажу лишь, что именно Иокогама стала «окном в мир» для Японии и «окном в Японию» для всего остального мира. Хотя одновременно с Иокогамой для международной торговли было открыто и несколько других, так называемых «договорных портов», главным из них была все-таки Иокогама, расположенная совсем близко от Эдо (Токио). Вскоре здесь, в Иокогаме, возникло «международное поселение», где на правах экстерриториальности жили европейские и американские экспаты. Неудивительно, что множество европейских «новинок» и «диковинок» впервые появились в Японии именно здесь, в Иокогаме. Буквально - от первой железной дороги и линии телеграфа до первого кафе-мороженого и парикмахерской, где делали европейские прически.

И все это - благодаря порту! Так что японцы молодцы, что в процессе «реновации» территорий бывшего порта они сохранили реликты той эпохи. Без порта не было бы Иокогамы, и реликты напоминают об его истории.

Далее этот пост я буду писать в «прогулочном порядке», от Морской башни до Минато-Мирай 21.



Типичный японский урбанизм, пешеходный виадук между парком «Вид на гавань» и башней Марин-тауэр.

Спустившись со «склонов Кокурико» (точнее - из парка «Вид на гавань») в направлении берега, я первым дело увидел так называемую «морскую башню» Марин-тауэр (Marine Tower, 横浜マリンタワー ).





Марин-тауэр - самый высокий морской маяк в мире, ее общая высота составляет 106 метров, высота фонаря - 104 метра, а на высоте 100 метров расположена наблюдательная площадка (не поднимался). В одном путеводителе я прочитал, что башня была построена как памятник в честь 100-летия открытия порта Иокогамы. Вот только открытие это состоялось в 1859 году, а башню открыли в 1961! Неужели японцы могли сорвать сроки на два года?

Через дорогу от башни расположены парк Ямасита и стоянка судна-музея «Хикава-мару». По сути, отсюда и начинается морской променад.



«Хикава-мару» на вечной стоянке, про нее у меня отдельный пост.



Прогулочный кораблик рядом с «Хикава-мару».



Парк Ямасита и Марин-тауэр.

Несмотря на веселый вид, история у этого места довольно печальная. Парк Ямасита (山下公園) является своего рода мемориалом Великому землетрясению Канто 1923 года, о котором я уже писал. Тогда в общей сложности погибло 174 тысячи человек. Сильнее всего от землетрясения пострадали Токио и Иокогама. В Иокогаме выгорела четверть территории города. Для создания парка Ямасита использовались обломки и прочий материал из завалов, оставшихся от зданий, разрушенных во время землетрясения. Этот мусор использовали для создания насыпной территории, где разместился парк.

Тем не менее выглядит парк совсем не траурно, а точнее наоборот, празднично! Думаю, что этот парадокс характерен для отношения японцев к смерти. Еще более «выпукло» это отношение проявляется в мемориальном парке того же землетрясения в Токио, который фактически создан на месте кремации останков тысяч погибших, но при этом выглядит, как место для отдыха с детьми. Но о том месте я напишу подробнее позднее.

Парк Ямасита открылся 15 марта 1930 года, а в 1961 году здесь на вечную стоянку была установлена «Хикава-мару». На территории парка есть несколько интересных памятников, в том числе памятник западному парикмахерскому искусству! Да-да, в 1869 году именно здесь, в Иокогаме, открылась первая в Японии парикмахерская в западном стиле. Просто удивительно, с каким пиететом в Иокогаме относятся к даже самым незначительным историческим деталям, связанным с историей контактов Японии с внешним миром! Вполне можно сказать, что роль «окна в мир» (для Японии) и «окна в Японию» для всех остальных» стала частью идентичности Иокогамы. Впрочем, о памятнике я узнал уже по возвращению из путеводителя, так что фотографии у меня нет.



Вид морской набережной со стороны парка. Следующий объект прогулки - морской терминал, у которого ошвартован белый корабль.

По пути к морскому терминалу мне попался первый (и последний за всю поездку) неадекватный японец. Без каких-либо японских формальностей ко мне подошел какой-то мужичок алкогольного вида, и несмотря на мои «вакаримасэн» (не понимаю), начал довольно эмоционально что-то рассказывать. Уж не знаю, о своей тяжелой японской жизни рассказывал, наверное. Не скажу, что это вызывало какой-то негатив (агрессии не было), скорее было забавно. Через пару минут он все-таки оставил меня в покое, найдя себе более благодарных слушателей.



Променад частично проходит по бывшим железнодорожным виадукам, такая вот местная Хай-лайн. Полицейские и лоцманские (Pilot - лоцман) катера.



Мост через залив Иокогамы (Yokohama Bay Bridge, 横浜ベイブリッジ). Мост вантовый, общая длина - 860 метров, наибольший пролет - 460 метров, высота пилонов - 172 метра, высота от уровня воды - 55 метров. Открыт в 1989 году.

А вот и Международный пассажирский терминал Иокогамы или, как сказали бы в России - морской вокзал. Исторически это место известно, как причал Осанбаси (大さん橋). Пассажирский причал на этом месте был построен в 1889-1896 годах. В 1998 году по проекту британского архитектурного бюро Foreign Office Architects здесь был построен современный пассажирский терминал для приема круизных лайнеров.



Я бы охарактеризовал морской вокзал Иокогамы, как «здание-ландшафт». Его общие виды на фотографиях наверное не впечатляют. Но зато прогулка по нему вызывает восхищение! Да, по этому зданию можно гулять в самом прямом смысле слова, доступ на крышу свободный. И эта крыша больше всего напоминает современный парк, даже с рельефом!

















Ну а теперь немного «технических» деталей:



Телетрап похож на аэропортный, но только увеличенный в несколько раз.



Вход.



Японская полиция бдит!



Внутри похоже на терминал аэропорта.



Модель японского корабля «Хокко-мару». Про сам корабль (прототип) информации не нашел, а про модель написано, что она была изготовлена в 1913 году и использовалась в мореходной школе Хакодате в качестве учебного пособия для изучения парусов и такелажа.

Продолжаем прогулку. Реликты индустриальной эпохи.



Железнодорожный виадук, ныне - променад.

Следующий пункт маршрута - краснокирпичные склады (Red Brick Warehouses, 横浜赤レンガ倉庫). В прошлом - портовые (точнее - таможенные) пакгаузы, ныне - место размещения ресторанов, бутиков и т.д. Здесь также проводятся выставки, концерты, и прочие мероприятия. Они были построены в 1911 и 1913 годах и использовались как таможенные склады до 1989 года с перерывом на 1945-1956, когда они были реквизированы американскими оккупационными властями. Склады выстояли в Великом землетрясении Канто благодаря своей необычной конструкции из «железокирпича». Основной строительный материал - кирпич, но конструкция была усилена стальными элементами. В 1992 году два сохранившихся склада были куплены городскими властями Иокогамы, и с 1994 по 1998 они подверглись реставрации и конверсии. В 2002 году склады открылись вновь как «торгово-развлекательный центр». Отличный пример ревновации исторической промышленной архитектуры!







Внутри сохранены некоторые исторические детали:




Тут же рядом ошвартован фрегат (или сторожевой корабль, не очень разбираюсь в этой классификации). «Акицусима» PLH 32 Береговой охраны Японии. Вплотную, правда, не подойти, но видно хорошо, фотографированию никто не препятствует (это фото сделано на зуме).

«Акиуцсима» - корабль типа «Сикисима» (Shikishima-class, しきしま型巡視船). Всего их три таких, «Акицусима» была заложена в 2011, спущена на воду в 2012 и введена в состав флота в 2013 году. Длина - 150 м, ширина - 16,5 м, осадка - 9 м, водоизмещение - 6500 тонн (9300 при полной загрузке), скорость - 25 узлов (46 км/ч). Место постоянного базирования - Иокогама. Вооружение - две сдвоенных 35-мм пушки Эрликон и две 20-мм пушки. Также корабль несет два вертолета Eurocopter AS332 Super Puma. На меня, как на профана, такие характеристики как-то не произвели особого впечатления. Однако функция таких кораблей - не полноценное боевое применение (в случае Японии возможность, конечно, чисто теоретическая), а скорее поисково-спасательные и «полицейские» операции. И принадлежит «Акицусима» не Морским силам самообороны Японии (аналог военно-морских сил; формально Япония не имеет права иметь армию и военный флот), а Береговой охране Японии. Основные задачи Береговой охраны - патрулирование территориальных вод и исключительной экономической зоны, надзор за соблюдением правил судоходства, организация поисково-спасательных работ на море, а также - охрана окружающей среды и даже научные исследования. Что касается «полицейских операций», то корабли Береговой охраны Японии, в том числе и «Акицусима», регулярно принимают участие в международных операциях по борьбе с пиратством в Малаккском проливе.



Рядом с краснокирпичными складами есть и другие реликты старого порта:





Открытые фундаменты какого-то портового сооружения.







Реликты железнодорожной станции Иокогама-Минато, которая была открыта в 1911 году, и находилась практически непосредственно у причала. Мультимодальность столетней давности!

После этого маршрут несколько отходит от морской набережной, но со старым портом мы не прощаемся. Его следы тут повсюду. Следующий (и последний) пункт прогулки - район Минато-Мирай 21 (Minato Mirai 21, みなとみらい21). Сейчас Минато-Мирай 21 - это главный деловой центр города, «Иокогама-сити». Хватает здесь и торгово-развлекательных заведений. Создание района началось в 1983 году на месте бывшей портово-промышленной зоны. Здесь располагались судоверфи Мицубиси и портовая инфраструктура. Отрадно, что в процессе реновации района была сохранена часть реликтов того времени. Территория района частично была создана буквально заново, как насыпная территория.

Главная доминанта района - это, конечно, башня Лендмерк-тауэр (Yokohama Landmark Tower, 横浜ランドマークタワー), т.е. буквально «башня-достопримечательность». Что ж, свое название она вполне оправдывает! Я, в целом, не люблю высотки, поскольку они, во-первых часто портят городской ландшафт, во-вторых зачастую прочно скучны (стеклянные параллепипеды). Но в Японии немало высоток, интересных с архитектурной точки зрения, а что касается японского городского ландшафта, то «хуже уже не будет». Так вот, Лендмер-тауэр у меня проходит по категории «интересных высоток». Высота здания - 263,3 м, есть обзорная площадка (не поднимался). Башня строилась с 1990 по 1993 год.



У подножия башни находится док (в настоящее время «мокрый», но может быть осушен), где на вечную стоянку установлен учебный парусник «Ниппон-мару» (日本丸). «Ниппон-мару» - железный барк (для «салаг», барк - это как «Крузенштерн» и «Седов», хотя «Ниппон-мару», конечно, меньше), построенный в 1930 году как учебное судно для торгового флота Японии. «Ниппон-мару» был выведена из состава флота 1984 году, при этом в этом же году в состав флота вошел учебный парусник «Ниппон-мару II», который практически идентичен своему предшественнику. Изменения конструкции сделаны лишь там, где того требуют современные нормы. В 2017 году «Ниппон-мару» получил статус «Важной национальной культурной собственности». Сейчас «Ниппон-мару» - музей, но на борт я не попал, польку было уже поздно.











Во время активной службы экипаж «Ниппон-мару» состоял из 27 офицеров, 48 «постоянных» моряков и 120 курсантов. Длина - 97 м, ширина - 12,95 м, осадка - 6,9 м. В дополнение к парусам имелось два 600-сильных дизеля.

Территория вокруг «Ниппон-мару» известна, как «Мемориальный парк Ниппон-мару», но сил исследовать его у меня уже не было. День в Иокогаме был для меня невероятно насыщенным, так что до «Ниппон-мару» я добрался в состоянии «живой труп». Тут же рядом я отужинал типично японским блюдом - большой пиццей. Просто не было сил искать что-то другое.

В двух шагах от «Ниппон-мару» находится главный вокзал Иокогамы. По пути на вокзал мне попался еще такой артефакт:







Воздушный компрессор, построен в Чикаго. На протяжении шестидесяти пяти лет использовался на располагавшихся в этом месте судоверфях Мицубиси. После вывода судоверфей в 1983 году был подарен городу и установлен как памятник.

суда и корабли, промышленная архитектура, Япония, Иокогама, транспорт, #Япония, промышленное наследие

Previous post Next post
Up