Как Бельгия помогала жертвам землетрясения в Японии в 1923 году

Feb 16, 2019 20:30



Картинка для привлечения внимания. Международная помощь Японии. Прямого отношения к Бельгии не имеет. Мемориальный музей землетрясения в Токио.

В наши дни международная гуманитарная помощь жертвам стихийных бедствий, катаклизмов и прочих катастроф является чем-то само собой разумеющимся. Однако я как-то никогда не задумывался о том, когда же такие акции начали проводиться впервые. И вот, довольно случайно мне попалась интересная информация о том, что уже в 1923 году Бельгия оказывала помощь Японии, пострадавшей от страшного землетрясения.

Первого сентября 1923 года в Японии случилось страшное землетрясение, получившее название Великое землетрясение Канто. Канто - регион в центре Хонсю, объединяющий префектуры Гумма, Тотиги, Ибараки, Канагава, Тиба и Токио. Канто является наиболее урбанизированной частью Японии, здесь расположена огромная токийская агломерация. Мощное землетрясение (магинтуда 8,3) в этом районе не могло не привести к серьезнейшему ущербу. Крупнейшие города Японии, Токио и Иокогама, были разрушены практически полностью. Помимо собственно подземных толчков, важнейшиим поражающим фактором стали пожары, которые не могли не возникнуть в разрушенных городах, застройка которых процентов на девяносто была деревянной. Эффект пожаров в Токио был сравним с «огненным штормом», вызванным бомбардировками городов зажигательными бомбами во Вторую Мировую войну. В Токио полностью выгорело 44% территории города, в Иокогаме - 26%.



Печатные машинки, расплавленные жаром пожара. Мемориальный музей землетрясения, Токио.



Иокогама. Страница из книги The Outline of the Reconstruction Work in Tokyo & Yokohama, The Bureau of Reconstruction Home Office Japan, 1929, Королевская библиолтека Бельгии.

«Официальное» количество жертв составило 174 тысячи человек, однако более полумиллиона человек числились, как пропавшие без вести. Общее же количество пострадавших превысило четыре миллиона.



Мемориальный музей землетрясения.

Но этот пост не о самом землетрясении (о нем я рано или праздно еще расскажу в контексте мемориального музея и храма в Токио), а том, как откликнулась на эту трагедию далекая маленькая Бельгия.

Вскоре после катастрофы по инициативе бельгийского правительства и при поддержке бельгийского Красного креста в Бельгии было сформировано девять провинциальных и один национальный комитет помощи жертвам землетрясения в Японии. В их состав вошли бургомистры городов, представители Красного креста, прессы, спортивных организаций, профсоюзов и разных культурных и общественных организаций, вплоть до любительских духовых оркестров и обществ ветеранов и инвалидов Первой мировой войны. В некоторых городах также были сформированы местные комитеты.

По всей стране было организовано множество акций для сбора средств для пострадавших. Благотворительные представления и концерты были организованы во всех важных брюссельских театрах, включая Королевский театр монетного двора - главный театр страны. В кинотеатрах проводились благотворительные сеансы. Профсоюзы организовали сбор средств среди своих членов.

Многие акции проводились на региональном и местном уровне, по инициативе местных органов власти и общественных организаций. Так, с 28 октября по 1 ноября во всей провинции Брабант проводились «японские дни», во время которых продавались японские флажки. Аналогичная акция проводилась брюссельской коммуне Иксель (Элсене), где ученики муниципальных школ продавали японские флажки и значки. Вырученные средства шли на помощь пострадавшим.

К сожалению, точных данных о количестве собранных средств не сохранилось. Известны лишь данные по отдельным городам и провинциям. Например, в провинции Брабант было собрано 1 миллион 126 тысяч 064 франка. Мне сложно оценить размер данной суммы. Конечно, вряд ли вклад Бельгии в общий объем международной помощи был велик. Но в любом случае организация сбора средств в Бельгии была выражением искренней солидарности бельгийцев с пострадавшими. Тем более в то время, когда абсолютное большинство бельгийцев имело лишь самое смутное представление о Стране Восходящего Солнца.

Печальная ирония (сарказм?) истории заключается в том, что Великое землетрясение Канто фактически означало начала конца «демократии Тайсё» - самого либерального периода в истории Японии с реставрации Мэйдзи и до конца Второй Мировой войны. Эпоха Тайсё, начавшаяся в 1912 году, действительно означала демократизацию политической и общественной жизни страны. Росло и материальное благосостояние жителей. Простой японец начал пожинать какие-то плоды модернизации и экономического рывка страны.

Однако землетрясение Канто стало катализатором постепенного отхода от демократических принципов. Многими оно воспринималась, как кара божья за отказ от традиционных ценностей и традиционного стиля жизни. На первое место в общественном дискурсе вышли такие понятия, как дисциплина, готовность к (само)пожертвованию, восстановление традиционных ценностей, отказ от тлетворных западных влияний. И хотя демонтаж «демократии Тайсё» продолжался до конца двадцатых годов, именно эти тенденции в итоге привели к росту милитаризма и войне с западным миром.

Япония, Иокогама, Токио, история бельгийско-японских отношений, Бельгия, история

Previous post Next post
Up