Лабиринт в лабиринте лабиринта

May 10, 2011 18:42

Мы тут ездили неполным коллективом в Горный Алтай отмечать девятилетие Heart FM и, разумеется, пили и говорили, больше, вобщем-то, многие из нас толком ни на что не способны, потому и работаем, наверное, на радио. Говорили порой странные вещи, то есть те, которые мне странно было слышать. Но это очень полезно - разговаривать слюдьми, особенно, с теми, с которыми аботаешь, пусть опосредованно. Так случилось, что со многими я встречаюсь только вот на таких выездных "корпоративах". Так вот, выпили и особенно не о чем говорить, поэтому кто-то постоянно "закручивал" тему, то есть кидал вопрос и начиналось обсуждение, весьма бурное, конечно же временами, потому что мы все очень разные, очень-очень разные. Устав мучить друг-друга сдержанностью, ну, когда ты понимаешь, что этот человек работает с тобой и дать ему по морде не комильфо, как и послать, и потом - мы же, мать ети, образованные якобы толерантные и демократичные люди... Так вот, устав от полуистеричных бесед в конвульсиях мы заладили "игру" о книгах: кто какую книгу считает обязательной для прочтения и почему. Из тех, которые я знаю, была только одна - "Бесы" Достоевского. А, ну еще был "Асфальт" Гришковца. Это моя вредная натура совсем отрицает наличие этой книги) И как я здорово вовремя прочла Дэпина и перечитала Фаулза. Все же не бывает случайностей, ей Богу! И та и другая книга всю нашу поездку и эти посиделки объясняют. Фаулз говорит о том, что все мы - заложники наших представлений о жизни, любви, счастии, которые по большому счету не имеют ничего общего с самим счастьем, самой любовью и самой жизнью. А Дэпин говорит о том, что все на свете можно классифицировать и для всего на свете определить правила, по которым это все на свете существует, было бы желание, и, в первую очередь, чувство юмора. Вот и подвели нашу команду: 1. отсутствие трезвого взгляда на себя и "нас" со стороны, 2. клише и шаблоны, 3. стремление казаться, а не быть, ну и так далее. Хотя, опять же, это исключительно мое доброе, наверное, заблуждение. Съездили мы хорошо, но, вся наша проблема в том, что мы редко пьем вместе и стараемся не говорить о работе, а говорить обо всем и ни о чем не умеем друг с другом.
А что касается книг, то:

Мне очень понравился роман Марка Дэпина "Секс и деньги. Как я жил, дышал, читал, писал, любил, ненавидел, мечтал и пил в мужском журнале".
Во-первых, он очень полезен редакторам мужских журналов, но, поскольку таких людей сотня, думаю, на миллион, то их интересы мы можем не учитывать с чистой совестью, но очень интересно все же узнать изнанку производства того, что так красиво стоит на полках с какой-нибудь знаменитостью на обложке.
Во-вторых, в книге все по правде. Меня даже порой удивляли некоторые откровенные моменты у Дэпина, он совсем не стеснялся рассказывать почему он уволил одного, выгнал другого и побил третьего. А ведь это самые настоящие, по сей день живущие люди, которые обязательно прочитают, надо думать уже прочитали, его "Секс и деньги". Роман абсолютно автобиографичен. В этом его уникальность.
В-третьих, у Дэпина исключительное чувство юмора и здоровое отношение к себе.
В-следующих, абсолютно прозаичный, но такой необыкновенный сюжет самой простой человеческой жизни. Хочется думать, что весь сюжет упирается в процесс производства глянцевого журнала, но на самом деле все вертится вокруг самого Дэпина, его возможностей и невозможностей, его страхов и угрызений, его желаний и попыток то сбросить вес, то научиться водить машину, то стать чемпионом по боксу, то доказать начальству, что оно тупое и так далее.
Все же он, наверное, необычный человек, этот Дэпин. Он англичанин, который однажды проснулся послепьяный на лавке в чужом городе без башмаков и денег. Потом делал то, это, так и вот так, ну, то есть пил, читал, писал, пил, тратил, кое-где подрабатывал, пил, выздоравливал, бросал курить, путешествовал на случайно подвернувшиеся деньги, начинал курить, пил, дрался, считал, что всё вокруг дерьмо и был крайне спокоен. Однажды случайно улетел в Австралию, там и остался, сначала случайно попал в редакцию глянца, а потом намеренно стал редактором, ну или сделался им.
Из редакторских рук в редакторские руки переходил журнал, был вроде неплохим, но только Дэпин сделал его мега-монстром - цельным продуктом, а сам себя исключительной личностью, которая просекла, что самое важное в деле - это люди, непосредственно и осознанно участвующие в процессе, он их долго собирал, отсеивал, просеивал, искал, они сами выискивались и собрались в одной редакции, делал выводы, набивал шишки и вычислял, почему это успешно, а это проигрышный вариант, почему порножурналы печатают интересные статьи (для того, чтобы оправдать их наличие у тебя тем, что там много интересного, а не потому что там пипки и соски). А еще важней голова, которая прежде всего понимает, к чему она стремится. Ну, вобщем, ничего нового, ведь так? Но очень интересно. И смешно. Невыразимо остроумно и шуточно написано. Надо полагать, что Дэпин точно так же смешно и клево писал статьи в свой "Ральф", которых в каждом издании было процентов восемьдесят, плюс подписи к фотографиям, плюс рекламные тексты и конечно же все эти рейтинги - такие популярные 100 или 200 или 150, а то и 250 самых-самых, как правило, сексуальных девушек Австралии или мира, что и объясняет читательский интерес к  журналу. Да, кстати, все эти рейтинги составляет один, от силы два человека, как правило редактор и его помощник, как оказалось, читатели не имеют к составлению рейтингов никакого отношения.  Глупо думать, что только здоровские статьи и фотки сделали журнал успешным. Что еще - читайте книжку, в ней для удобства есть даже 10 Непреложных Правил Издания Журналов, например, правило №3 гласит: "Обнаженные знаменитости продают журналы", но больше всего мне понравилось Правило №8: "В издании журналов, как и в обычной жизни, если кто-то говорит, что ты ему нравишься, то это значит, что он хочет тебя трахнуть". Судя по всему, у всего есть 10 правил, даже у горнолыжников есть свои. Я читала роман и смеялась как умалишенная. Давно меня так ничто не веселило. 
Пару цитат:
«В 1995 году не существовало качественных мужских изданий, и мужчины покупали журналы, только если желали присмотреть новую машину, новый мотоцикл, новую лодку или хотели подрочить.»
«В последний вечер, проведенный на борту «Тропического солнца», пока я лежал на палубе и смотрел в чистое небо, мне также открылась истина. Я понял, насколько малозначимыми были звезды по сравнению со мной. Вот он я, известный журналист, редактор и кинодраматург на пике своей карьеры - а вот они, давно погибшие, ничтожные солнца, мерцающие воспоминания о мирах м миллионах километров отсюда.»

"Волхв" Джона Фаулза совсем непростое и во всех смыслах очень большое произведение, которое Фаулз переписывал и переписывал, каждый раз делая его все откровенней и откровенней. В нем есть все самые сложные и неоднозначные произведения мирового значения самых разных эпох, в нем очень живые персонажи, невероятный сюжет, прекрасный язык и стиль изложения. Что это? Безусловно роман. Любовный? Да. Но как-то наполовину.
Сначала есть он, потом появляется она, у них вроде любовь, потом они расстаются, она переживает, он не очень, он уезжает преподавать английский на остров Фраксос в Греции и получает от бывшего тамошнего учителя наставление ни в коем разе не посещать "Зал ожидания". Если ты хочешь, чтобы человек обязательно что-то сделал, скажи ему чтобы он ни за что не делал этого. И наш герой попадает в этот "Зал ожидания", мы, разумеется, вместе с ним, и, сами того совсем не осознавая, попадаем в лабиринт, из которого попадаем в другой, находящийся в лабиринте лабиринта без начала и конца, и начинается мистический детектив. Теперь в его жизни есть выходные, странный пожилой человек, вроде как очень богатый со всех сторон. Теперь в жизни нашего героя есть странные беседы и появившаяся из начала века прекрасная девушка, к которой тянет неимоверно (то ли Роза, то ли Джун, то ли Лилия, то ли Джули).
Все именно так при вольном опосредованном очень кратком пересказе. Пересказать это произведение неимоверно трудно, потому что все непонятно и запутано. Где правда где ложь, как все на самом деле. Откуда берутся все эти странные персонажи. Что они делают с главным героем и зачем. Какое они имеют право так над ним издеваться. Издевательство ли это, опыты над живым человеком? Для чего? Ради чего? Как к всему этому относиться? Вот вроде все встало на свои места, стало понятно кто кого и зачем водит за нос и предела возмущению нет: как мог этот богатей так измываться над самым святым, что может быть у человека - над его чувствами? Кажется, хуже и глубже некуда. Ан нет. И все изысканней запутывается клубок повествования, все глубже закапываемся в догадки мы с главным героем, все острее воспринимаем действительность... и вот уже любовь - не любовь, а страстное желание отомстить, история - не факт, а всего лишь очередная история кем-то когда-то придуманная, но детально задокументированная, все теперь не то, чем кажется, все теперь не так, как было раньше. А что изменилось? Ты все так же ешь, пьешь, дышишь, ходишь и спишь, что мешает тебе жить привычно, то есть очень гармонично существовать в контексте своих убеждений, правил и принципов? Но после того, как вытащили наружу твои принципы, убеждения, любови и пристрастия они перестали ими быть. Все становится не так после того, как ты понял, что нет никакой абсолютной истины, веры, правды, доверия в общечеловеческом - то есть придуманном - смысле. Все мы всего лишь заложники своих идей, воспитания, убеждений и нравов, представлений и мнимых желаний. От них не так просто отказаться, самому практически невозможно. А вот извне - вполне, но это очень болезненно и противно. Можно ли живого человека препарировать, разобрать его сущность на составляющие, выкинуть наносное и вообще все, из чего, как человеку кажется, состоит его жизнь? Можно. Если верить Фаулзу. А не верить после прочтения "Волхва" не получится. Так о чем это книга? Да черт ее знает. Обо всем. Гениальный роман. Ужасный и прекрасный, ни на что не похожий и похожий на все сразу, точный и расплывчатый, странный и необычный. Понравилась мне эта книга?  Да. Чем? Всем? Нет, всем она мне не понравилась, но многим. А чем не понравились? А кому понравится быть все время одураченным? Это нонсенс, меня раздражала книга как человек тем, что меня выставляли дурой, меня конкретно водили за нос. Все эмоции, какие можно было вытянуть из меня, "Волхв" вытянул. О чем это говорит? О том, что роман сильнющий. Вот эту книгу, пожалуй, точно нельзя не читать. 
Цитирую:
"Я не сужу о народе по его гениям. Я сужу о нем по национальным особенностям."
"...судьба - это всего лишь случай; мир справедлив к человечеству, пусть каждый из нас в отдельности и переживает много несправедливого."
"... количество счастья и горя закладывается в нас при рождении."
"В колоде Таро есть карта под названием "волхв". Чародей и волшебник. Цветки лилии и розы  - его постоянные атрибуты."
"... улыбка - вовсе не способ проявить свое отношение к миру, но средоточие жестокости мира, жестокости для нас неизбежной, ибо эта жестокость и существование - разные имена одного и того же."
"Не терзай ближнего своего понапрасну."

И о сегодняшнем дне. О том, что в нем меня сводит с ума. 
Меня сводят с ума школьные учебники. У моей дочери задача в учебнике по математике: "У мальчика было несколько книг. Три он отдал. После этого у мальчика осталось 19 книг. Сколько книг у него было?". У него было несколько книг. Сами же сказали! И это очень занятно, неужели 22 книги - это несколько?!

Дэпин, люди, считано, Фаулз, heart fm

Previous post Next post
Up