Непоправимо

Apr 11, 2011 18:04

Возраст - такая странная штука и местами очень невеселая, в том смысле что с годами тебе все больше и больше лет, а принять свои столько-то никак не получается.

И вот уже доказательств тысячи: морщинки не только у глаз и не такие мелкие, волосы, эти красивые волосы уже как будто бы и не твои и не такие красивые, а главное - все тело в целом! Вот есть фотографии где ты такой, каким привык себя ощущать и стоит засмотреться на одну из хороших, где ты себе очень нравишься, как понимаешь, что с того дня, когда тебя у воды с этим красивым загаром сняли прошло уже лет 10, и вот эти шорты, что на карточке, у тебя есть, но они просто лежат в шкафу, потому что уже не налазят. Вот это тело... Думаешь, ну вот сейчас посижу на диете, немножко, лишние килограммчики убегут и все будет как раньше.
И никак голова не хочет понимать, что как раньше уже никогда не будет. Обмен веществ уже не тот, твое тело раз и навсегда изменилось и будет еще меняться, что пора забыть про 42-й размер и нужно уже давно просто купить новые вещи 44 или 46 размеров и просто принять себя новым, другим, взрослым,большим. И не обманывать себя. И не мучить себя всякими мыслями, типа: надо было вовремя спортом заняться, надо было поменьше жрать, надо было еще 10 лет назад бросить курить, надо было и то и се, и пятое и десятое. Но ведь, мол, и сейчас еще не все потеряно! Можно все вернуть назад, можно все исправить. Если честно, то нельзя. Как и тогда, когда надо было делать что- то по-другому, по-другому ты бы не сделал.
Эта гадкая история не терпит сослагательного наклонения и эта жизнь бежит как сумасшедшая, а ты еще более сумасшедший, раз не хочешь принимать все таким, какое оно есть.
Возраст - необыкновенная штука, которая меняет нас. И это прекрасно. Любые перемены, говорят, к лучшему, но нужно уметь с ними справляться.
Возраст - это не ты, это просто констатация того, что ты все еще живешь столько-то лет. Но вот как ни хотелось бы оставаться прежним, и многие говорят, что в душе ощущают себя тем вон пацаном, своего неверного спутника-возраст, нельзя не брать в расчет. Потому что пока ты думаешь, что все еще можно изменить и все еще поправимо и впереди уйма времени, ты ломаешь дрова и со временем становиться все поздней и поздней, а потом станет совсем поздно и окажется, что ничего не изменишь, не исправишь, и прошла жизнь как в бреду, другими словами - напрасно.

Вот такой эпилог у меня созрел к тому, что я собираюсь написать о замечательной книге Александра Кабакова "Все поправимо", которую называют лучшей книгой писателя и самым зрелым и мощным его произведением. Мне трудно судить о лучшести, поскольку пока сравнивать не с чем. Ничего другого у Кабакова я пока не читала.
Но пока читала "Все поправимо" моя собственная жизнь легла по полкам огромного книжного стеллажа, где стоят книги, брошюрки, альбомы, буклеты посвященные отдельным фрагментам моей истории жизни.

В книге все как в жизни. Сначала школа 50-х с ее "русским жопа узким", не Фаиной Абдуловной, а "Хуйной Надутовной", "фигсдва" и "амбец" вместо матерщины...

А странно мы все взрослеем. Сразу после чего-то определенного, после чего-то внезапно случившегося. Вот кто-то до последнего еще ребенок, у него все соответственно возрасту. А кто-то вмиг взрослеет. Ему бы еще покуривать исподтишка, с удовольствием разглядывать витрины игрушечных магазинов, ходить в кино, а он уже научился быть совсем один у думать, думать, думать. А самое интересное: кажется, что так у всех - взрослеешь тогда, когда понимаешь, что все крутится вокруг денег, когда эта мысль начинает преследовать. Когда ты еще совсем ребенок, до денег тебе нет никакого дела. Ты не может не повзрослеть, понимая что это страшная, жуткая, несправедливая жизнь, абсурдная и безумная. Жизнь несчастных умных людей, которые должны с ней кончать, потому что Великому Кому-то везде мерещатся враги. Это абсурдное время и абсурдной взросление. Это обычная жизнь поколения, которой нам, родившимся в 70е-80е, не понять, все же к радости. Мы не знаем такой жизни. И не только мы. Многие, кто жил в тех 50-х не знали ее, может, от того, что не хотели.

...Это же какая удивительная у Кабакова память! Как здорово и как подробно он описывает детские годы, школьные годы. Читаешь и начинаешь припоминать и понимать: да, все мы в разных десятилетиях рожденные, делаем одно и то же, так же обзывались, дурачились, ходили то туда, то сюда, рассказывали, рассуждали, пробовали по-взрослому говорить. Мне описывают 50-е, а я вспоминаю свои уроки, которые были 30 с лишком лет спустя. Эта книга - машина времени, которая доказывает, что ничего не меняется. Все точно так же. Пока ты не повзрослел.

Школа - это особый кусок, шмат жизни, где все очень быстро меняется. Сегодня ты оболтус, дурак, шпана, а проходит лето и к тебе уже очень уважительно относятся просто потому что ты это ты, а оболтусы и дураки теперь другие. А еще школа - это не то место, где дают самые важные знания, азы, а школа жизни, где тебя могут ненавидеть просто потому что ты есть и ты учишься с этим жить, учишься изворчиваться и врать, подлизываться и подстилаться, учишься быть гадом, потому что ты уже и так последний гад по мнению взрослого - твоего учителя. Школа приучает к тому, что жизнь - это не дом, и тебя там не обязаны любить - это тебе все время и доказывают. Но это уже в старших классах, когда уже все-все знают про деньги. Говорят, дети очень жестоки. Но откуда берется эта жестокость и кто ей учит?

Итак, книга первая - про мальчика. А вот уже вторая - это чья-то чужая молодость. Но в ней, как и в твоей, нужно понять что главное, и в поисках этого главного враз повзрослеть.

И вот ты как будто взрослый и уже все можно, но ведешь ты себя как последний хам и эгоист, как безответственная сволочь (впрочем, ты и есть безответственная сволочь) и всех жалко, но больше всех жалко себя.

А сколько здесь чудесных и страшных историй людей, которые попали в книгу на миг. Всё, всё как в жизни: каждый день встречаешь "попутчиков", которые все самое важное о себе рассказывают, а потом пропадают навсегда, при этом про самых близких тебе толком ничего не известно. Но, надо отдать должное, все эти случайные персонажи, на пару страниц со своими историями жизни, совсем не случайные. Если бы не они, как бы Кабаков показал целую эпоху с ее всякими разными людьми с такими одинаково непростыми у всех судьбами.

И всегда есть те, кто знает как жить, вот они устраиваются в своих пятиэтажках, "ездят на работу через весь город, носят ужасную одежду. ходят на собрания и не боятся, что завтра все рухнет, кончится мир". И появляется отвращение к ним, всё и всезнающим, выворачивающим твою жизнь наизнанку, решающим твою судьбу, судящим тебя. Кто они? Они люди. И их большинство.

Понимаете, да, книга о тех,кто в меньшинстве,о тех, у кого по определению нет никаких прав. И третья книга - самая настоящая взрослость, когда уже даже не споришь сам с собой, а знаешь наверняка, что там ошибался, а вот там был прав, когда все в корне меняется и доказательство тому тот факт, что ты отрекаешься от жизненной философии прошлых лет и приходишь совсем к иным выводам: "Будь у нас внутри пустота, как я, дурак, когда-то думал, так она наполнилась бы этим говном, которое мы за полвека наглотались".
И суть заключительной книги-воспоминаний заключается в том, что «жизнь сделала меня…пустым, лживым и бесчувственным стариком» и это не грустно, это хорошо, наверное, когда смотришь на жизнь и на себя в ней трезвыми глазами.
"Все поправимо" - все же обманчивое название книги, где свою жизнь в доме для престарелых длиною в тире между пятидесятыми и девяностыми вспоминает все понявший человек. Если вам было бы интересно узнать, что делается с человеком, когда ему некуда идти, почему может раз и навсегда замолчать женщина, отчего хороший человек слепнет, почему взрослый мужчина сам себя убивает, можно ли уважать человека, который не держит своего слова, как влияет детство на взрослую жизнь, зачем и почему одному мужчине нужно много женщин, как люди взрослеют и умирают, все ли у всех одинаково и все ли делают то, что невозможно исправить то, что в корне меняет жизнь, ради чего все, тогда читайте "Все поправимо" Кабакова.

Цитирую:
««москвич, в голове кирпич», а еще почему-то «африканец голожопый»»
«но мы все пустые и ничего на самом деле не чувствуем, и живем, не думая об этой пустоте, которая поглощает и в конце концов поглотит каждого из нас.»
«…не правда противоположна лжи, а жестокость, потому что правда и есть жестокость и только жестокие люди могу не лгать никогда, потому что они не жалко тех, кому они говорят правду.»
«Страсть, любовь - это простые и, наверное, вполне исчерпывающие объяснения, но их почему-то мало, когда вспоминаешь то, что было.»
«Будь у нас внутри пустота, как я, дурак, когда-то думал, так она наполнилась бы этим говном, которое мы за полвека наглотались… Так, может, то, что внутри нас, только оно и существует?"

Кабаков, считано, переживания

Previous post Next post
Up