Цветы для Мартина Идена или Чарли Гордон у Лондона

Jan 24, 2011 16:04

Я уже говорила (что-то я в последнее время все чаще стала повторяться), что со мной стали происходить какие-то совершенно неожиданные неожиданности, практически приключения! И опять же, я как-то сознавалась, что у меня уже давным-давно лежит стопочка книжец, которые я отложила во время капитальной уборки книжного стеллажа. И вот дошли руки у меня до Джека Лондона. Удивительность и приключенственность всего этого заключается в том, что  книга издательства "Просвещение" 1986 года! Еще рано рукоплескать - нечему. Весь фикус в том, что эта книга пролежала на разных полках и подвергалась выпалесосиваниям и смахиванию с нее пыли десятки раз точно, но вот читать ее никто не читал! Я впервые за много лет взяла в руки книгу, страницы которой я разлепливала - они были склеены!!! Разрезала ножом! Одуреть, ведь правда? Как это рисует эпоху и мою семью в ней красочно: все что положено, стоит на полке и будто бы читается. Ну вот и дождалась своего читателя книжечка. 25 лет ждала! И как воремя я ее взяла в руки. Я писала о том, какое сильное впечатление произвела на меня книга Дэниела Киза "Цветы для Элджернона". А Мартин Иден как будто бы ее старший брат (как в кино снимают сиквелы, вот будто бы сиквел). Но исключительно как будто бы.
Герой романа - моряк, он "спасает жизнь", а, может, и не фигурально, одному богатенькому парняге, который в знак "спасибо" приглашает Мартина к себе в дом, где тот встречает в натуре все то, что до этого было только в его воображении, образы брались из книг. И вот, мол, он понимает, что все реально! Книги пишут люди о том, что видят наяву. Знакомится он с чудесной барышней и решает во что бы то ни стало встать на одну ступеньку вместе с ней и с тем, что ей так дорого, красиво и вкусно. Это никчемное совсем дело - перессказывать сюжет книги, для того вагонами продаются всякие "краткие изложения для..." (или как там они зовутся) во всех, иногда даже совсем не книжных, магазинах. Как у меня отдыхало сознание и глаза на тексте! Как давно я такого не читала! Это песня для уха, если читать вслух, или если не вслух, то для внутреннего уха. Так уже не пишут, и все таки, к сожалению! Любители романов авторов конца 19 - начала 20 веков поймут меня. Это что-то такое, от чего в 12 лет я балдела, когда читала Маргарет Митчелл, Джейн Остин, потом Достоевского, Толстого, Голсуорси...
Буквально 50-70 страниц этой книги прочитав, я вспомнила о своем убеждении: все познается в сравнении. Как только Мартин Иден увидел, что бывает и по-другому, он не может не то чтобы улыбаться, но и смотреть в сторону дам, с которыми проводил пару часиков, на своих собратьев по несчастью, которые двух слов связать не могут, как и он раньше - он же теперь не только уйму книг прочел и еще читает, но и пишет, мечтает!
Книга о том, что все мы страшно убеждены в том, что окончательно и бесповоротно правы во всем что делаем, живем ровно так, как положено, думаем и понимаем лучше остальных, когда всего лишь навсего сидим в темной маленькой кладовой со швабрами в огроменном особняке, стоящем посреди здоровенного мегаполиса, и самое страшное, даже не пытаемся выйти из этого незапертого чуланчика.
Я думаю, у каждого, кто вырос в обыкновенной советской семье и кто таскает книги из родительской квартиры за собой, есть в библиотеке "Мартин Иден", прочитайте эту трагическую национальную историю успеха. Как много там всего настоящего и нужного.
Я не хочу оценивать. Книги, как и людей (я прочитала это у Лондона, убедившись в своих догадках) не нужно оценивать, их, если хочется, нужно читать и принимать, или не принимать. Но человеку же может что-то нравиться, а что-то нет! Все все мы всего лишь навсего люди. Мне понравилось, да это и очевидно.
Выбрала я такие кусочки:
"Став вьючной скотиной, никогда не достигнешь светлых высот: виски подсказало ему эту мысль, и он согласился с нею."
"...мир так устроен, что деньги необходимы: без них не бывает счастья..."
"Все в мире непрочно, кроме любви. Любовь не может сбиться с пути, если только это настоящая любовь, а не хилый уродец, спотыкающийся и падающий на каждом шагу."
"Радость поэта в самом творчестве, а не в достигнутом успехе."

Лондон, считано

Previous post Next post
Up