От православных греков к «чистокровным арийцам». Часть I.

Jun 15, 2022 01:24




Вверху на титульной странице книги А. Фрауэнфельда «Крым» изображена «корона готских королей» (Потсдам, ок. 1942).

Интересное продолжение истории с «греческой диаспорой на Донбассе» получается...если копнуть в глубь веков))
И на горизонте появляются совсем не благодатные берега тёплой Греции, а горные вершины и неприступные крепости Крыма, Святой Грааль и Ананербе.


«Чаша Виганда» I века н. э.

В феврале 1927 года мадридская газета «La Estera» опубликовала фотографию стеклянной чаши без ручек и основания с комментарием авторитетного библеиста и востоковеда Рендела Харриса. Чаша была найдена во время экспедиции в Крым, и Харрис приводит аргументы в пользу того, что она могла быть Святым Граалем.

Но это будет потом, а началась наша история в 1560 году, когда австрийский посол Ожье Гислен де Бусбек встретил в Константинополе двух крымчан, гота и грека, представившихся как посланцы с жалобами к турецкому султану. Один из них, готского происхождения и выглядевший, по свидетельству Бусбека, как фламандец или голландец, утратил знание родного языка и говорил только по-гречески. Грек же, напротив, благодаря тесному общению с готами, знал их язык.



Крымский тат - лучник - датский художник Мельхиор Лорк (Melchior Lorck) (г.ж. 1526/1527 - 1583).
Интересна причёска тата, нопоминающая причёску кельтов. Один из источников 14 века, Иоанн де Галонифонтибус, пришет о крымских готах как о родственниках шотландцев: «Готы ведут**** происхождение от шотландцев и говорят словно англичане. Они живут вдоль побережья близ Каффы и в Татарии.. ».

А вот что пишет Бусбек в четвёртом «турецком письме» о крымских готах: «По его словам, это воинственный народ, который и сегодня обитает во многих деревнях, из которых царёк татар, когда он готовится к войне, набирает восемьсот пехотинцев с огнестрельным оружием, составляющих оплот его войск; главные их города называются: один - Манкуп, другой - Сциварин (прим.: искаженное название деревни Сюрен).»


«Четвёртое турецкое письмо» Бусбека - список крымско-готских слов.

Бусбек записал 101 готское слово и его, по праву, считают «первооткрывателем» крымско-готского языка.
Бусбек привёз с собой в Европу в общей сложности не менее 240 греческих манускриптов, которые и доныне хранятся в Венской библиотеке.

По возвращении в Европу, в 1564 году, Бусбек был посвящен в рыцари.

Именно Бусбек оказал влияние на развитие научного интереса к готскому языку и крымской тематике в Европе. Став префектом императорской библиотеки в Вене, он обратил внимание Рихарда Штайна, советника императора Рудольфа II, на готский язык. Позднее Штайн приобрёл для императора оригинал знаменитого рукописного готского кодекса Библии, т.н. «Серебряного кодекса» (лат. Codex argenteus). Большинство современных учёных считают вклад Бусбека в германистику бесценным.

Но пойдём дальше... Как установили археологические исследования, готы проникают в Крым в III веке н. э.: экспансия начинается с нападения готов и боранов в 251-256 годах на Боспор, с разрушения позднескифских поселений Неаполь Скифский, Усть-Альма, Альма-Кермен.



Готы времён Великого переселения народов.

Чуть ранее, в 212 году, через Боспор Киммерийский в Крым вторгаются аланы. Приблизительно в это же время они закладывают в Восточном Крыму  крепость Сугдею (Судак) - от иранского "suxta-ka" - «чистый, святой».

В юго-западном Крыму аланским центром становится город Чуфут-Кале (район Бахчисарая). Известен также под более древним названием Кырк-Ер, Кырки-ер, Кырк-ор, Керкер и Керкри...



Аланы.

Арабский географ Абуль-Феда (1273-1331 гг.) в своем землеописании отмечал:

«Керкер или Керкри <...> находится на краю седьмого климата в стране Асов. Его имя значит по-турецки сорок человек. Это укрепленный замок, труднодоступный: он опирается на гору, на которую нельзя взойти. Наверху горы есть площадь, где жители страны (в момент опасности) находят убежище. Этот замок находится на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат к племени Асов <...> Керкер находится на север от Сарыкермена (Херсонеса)».



В более поздние периоды аланы и готы проживали в одних и тех же регионах Крыма, заимствуя друг у друга те или иные элементы материальной культуры.

Стоит отметить, что как ранние готы, так и аланы того же периода исповедовали арианство - ветвь христианства, объявленную ересью на Первом Никейском соборе в 325 году.

Однако уже в позднее средневековье крымские готы ассоциировались у иностранных наблюдателей с этнической общностью, известной под экзоэтнонимом - «таты». Эти же источники свидетельствовали о вхождении готов в состав татской этнической общности.



Крымский тат лучник
Помимо изначального значения «иранец», слово «тат» употреблялось в значении «чужак, поселенец, крестьянин, говорящий на непонятном языке варвар». В Крыму этим термином пользовались не только татары и турки, но и армяне.

Применительно к Крыму термин «тат» обозначал население южного, юго-западного и восточного Крыма, объединенное христианской верой византийского образца. Несмотря на то, что крымские «таты» говорили преимущественно на греческом, состав татской общности был неоднороден и включал не только собственно греков, но и алан , готов и лазов, говоривших не только на греческом, но и на своих родных языках - лазском, аланском и готском. Об этом красноречиво свидетельствует турецкий путешественник  XVII века Эвлия Челеби: "Народ тамошний - это народы греков и лазов, говорящих между собой по гречески, но имеют другой язык и выражения..."

Ещё задолго до Бусбека путешественники встречали в Крыму светловолосых и голубоглазых людей.

Так Вильгельм Рубрук ( XIII в) на пути из Судака к Перекопу в степи встретил алан.



Алан 13 век
Из описания Аммиана Марцелиана (4 в.н.э.) следует, что у алан так же, как и готов, был светлопигментированный тип: "...почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей..."

Другой источник  XIII века, христианский миссионер Феодор, указывал, что в Юго-Западном Крыму близ Херсонеса расселены аланы, охранявшие подступы к городу. Эту территорию он назвал Малой Алание, в противовес кавказской - Большой Алании.

Говоря о доминировании готского или аланского компонентов среди татов горного Крыма, следует отметить, что уже к XV веку, благодаря культурному сближению в рамках греческой православной церкви, оба народа смешались, получив наименование готаланы. Венецианский купец Иосиф Барбаро (XV век) писал: "...За Каффой, по изгибу берега, находится Готия, за ней - Алания. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали своё имя с именем аланов. ...ввиду смешения одного племени с другим они называют себя готаланами."

О готаланах (Gothlans) упоминает другой средневековый путешественник - бургундец Бертран де ла Брокьер (1400-1459).

Бургундец употребляет термин «готаланы» при описании «грубых христиан» (фр. gros Crestiens), проживавших в странах Чёрного моря, и выстраивает интересную гипотезу их происхождения: по его мнению, расселившиеся по побережью Чёрного моря «черкесы, зихи, готаланы, авары и мингрелы» являлись потомками рыцарей-крестоносцев времен Первого крестового похода, избегнувших западни, в которую их пытались заманить вероломные обитатели Константинополя.

То есть как культурно, так и внешне, для европейцев, черкесы, зихи, готаланы, и мингрелы представляются одним народом.



Черкесы
Ещё один кавказский след в Крыму обнаружил В.Л. Мыц (2009), выдвинувший гипотезу о черкесском (адыгском) происхождении династии феодоритских князей. Он совершенно справедливо указал на то, что по крайней мере двое из числа её представителей (Иоанн, сын Алексея I в 1435 году; княжна Мария, жена Стефана III в 1472 году) называются в документах XV века «черкесами».

Также, по мнению исследователя, два князя Готии, Уздеморох и Олобо (Олобей), носили адыгские имена.

Обращает на себя внимание наличие в юго-западном Крыму достаточно многочисленных археологических находок XIII-XV веков (особые керамические сосуды, украшения, специфический погребальный обряд), имеющих прямые аналогии с материалами из мест расселения черкесов (адыгов) на Кавказе. Пребывание в Крыму адыгов отразилось и в многочисленных крымских топонимах - например, названии реки Кабарта, нагорья Черкес-Тюз, селения Черкес-Кермен и Черкес-Эли и др.

Все это позволило Мыцу прийти к выводу о том, что переселившиеся в эпоху позднего средневековья в Крым черкесы (адыги) «были расселены компактными группами в междуречье Качи и Бельбека («Черкестюз»), Мангупе, а также в Алуштинской долине, образуя своеобразные родовые анклавы».



Черкес-Кермен в начале XX века.
О присутствие черкесов в Крыму говорит и Эвлия Челеби: ханская гвардия - "капыкулы", расселённая в районе Бахчисарая, состояла из кавказских народов... "Однако они не татары, но потомки абхазов, черкесов и грузин."

То есть мы наблюдаем в одном и том же ареале потомков многих народов: готов, аланов, адыгов, лазов (мингрелов), греков, которые ко времени присоединения Крыма к Российской империи (18 век) исповедовали православное христианство и говорили на двух языках - на крымскотатарском и на румейке - понтийском греческом языке. Эту эническую общность как жители степей, так и турки называли татами (не путать с татарами).

Однако незадолго до присоединения Крыма к Российской империи произошло важное событие - Переселение 1778 года христиан из Крыма в Приазовье, существенно перекроившее этническую и конфессиональную карту Крыма.

Екатерина II, только по ей одной известным соображениям, организовала переселение крымских христиан в Приазовье - на обширные, но оказавшиеся, после многочисленных войн, безлюдными земли Новороссии. Предлогом были названы притеснения и убийства крымских христиан со стороны мусульман.

Возможно и были подобные факты, но Крымское ханство получило независимость от Османской империи, и на тот момент на её территории находились русские гарнизоны. Новый крымский хан, Шагин Гирей, был прогрессивных (европейских) взглядов, был частым гостем в Санкт-Петербурге. Оснований для серьёзных переживаний вроде бы и нет...

Затея Екатерины носила, скорее, экономический характер, целью которой было освоение новых земель, а крымские христиане оказались её удобным инструментом (как сейчас принято говорить: ничего личного, только бизнес). Незадолго до этого умер митрополит Готфейский и Кефайский и на его место был назначен Игнатий - этнический грек с Архипелага, то есть человек совсем не местный.

Однако переселение с родных мест дело не простое, и не все христиане были в восторге от перспективы смены места жительства. Как гласят предания современных "крымских татар" и "мариупольских греков", часть крымских христиан было вынуждено принять ислам, чтобы остаться на Родине.



Успенский монастырь в Марьма дере
Сколько человек осталось и приняло магометанство сейчас трудно установить, но остались свидетельства, что переходили в ислам целыми деревнями. Известно, что жители с. Керменчик (Высокое, Бахчисарайский район) все разом перешли в ислам, а свой православный храм быстро переделали в мечеть.

Таким образом, в конце XVIII века мы наблюдаем искусственный раскол одного народа по религиозному признаку. Но факт остаётся фактом: крымские таты, как этнос, исчезли, разделившись на "крымских татар" и "мариупольских греков".

А печально известный, по последним событиям, Мариуполь (город Марии) был основан крымскими христианами (татами) на новых землях в Приазовье в память об оставленной Родине - ущелье и монастыре под Бахчисараем.

Продолжение следует.

мариупольские греки, история, аланы, крым, таты, адыги, крымские готы, феодоро, крымские татары

Previous post Next post
Up