Череп макрокефала (длинноголового) из коллекции Керченского историко-археологического музея. Керчь. 10.02.2024.
Второй череп макрокефала (длинноголового) из коллекции Керченского историко-археологического музея. Керчь. 10.02.2024.
Друзья, спешу вам сообщить, что я наконец-таки добрался до Керченского музея древностей...
Одной из целей этой поездки были так называемые «сарматские черепа»...
Однако детальное рассмотрение черепов поставило ещё больше вопросов и ставит под сомнение само их происхождение: сарматские ли они, и к какому «виду человека» их можно отнести?
Во-первых, они очень малы по объёмы - это не аналог Паракаса или кавказских длинноголовых черепов.
Информация об их антропологических параметрах отсутствует. Однако из разговора с сотрудником музея удалось выяснить, что, согласно антропометрической реконструкции, рост владельца такого черепа должен составлять приблизительно 1 метр 40 сантиметров - это ниже, чем рост современных бушменов (до 1,5 м).
Во-вторых! Почему-то никто не обратил и не обращал (или эту информацию где-то «хранят под сукном») внимание на само строение черепов🧐
Посмотрите на вторую фотографию. У черепа две лобные кости!
Для современного человека в норме - одна лобная кость!
Лобная кость. Строение черепа человека. Википедия.
А вот теменная - одна! Хотя, опять же, для нормального строения черепа человека характерно две теменные кости.
В-третьих. Такое строение черепа не является результатом искусственной деформации - традиции, приписываемой сарматам и аланам.
Деформация не приводит к образованию двух лобных или одной теменной кости.
Теменная кость. Строение черепа человека. Википедия.
И это их роднит с черепами из Паракаса. О чём я писал, в связи с крымскими и кавказскими находками, в этом посте.
Сотрудница музея, без пояснения, высказала такое мнение: это черепа не людей, по своим размерам (объёму) они сильно отличаются от кавказских, хранящихся в музее Кисловодска.
Что интересно - в Крыму были найдены десятки таких черепов! Но где они находятся сейчас? Информация в доступных источниках отсутствует, а в тех небольших материалах что есть - все картинки «битые».🤨
История исследования длинноголовых черепов (макрокефалов) в Крыму
В основу музейного собрания длинноголовых черепов в Керчи легла коллекция родоначальника керченской археологии Поля Дюбрюкса (1774-1835), собранная им в ходе раскопок, проводившихся на его средства с 1816 года близь Керчи, Еникале и на Таманском полуострове.
С 1871 по 1876 год хранитель Кавказского музея в Тифлисе и археолог-самоучка Фридрих Самойлович Байерн (1817-1886) обнаружил подобные крымским деформированные черепа на Кавказе в Грузии близь Мцхеты.
Некоторые из этих черепов были описаны доктором Степаном Францевичем Сцепура (1826-1881) в 1875 году. Эти черепа были отнесены исследователями к представителям кочевого ираноязычного племени аланов (предков осетин) скифо-сарматского происхождения.
Во второй половине XIX века деформированные черепа были найдены во многих древних могильниках около Эльбруса, в курганах близь устья Дона, в Воронежской и Самарской губерниях.
В 1884 году археолог Владимир Ильич Сизов (1840-1904) нашёл подобные деформированные черепа при раскопках кладбища в Крыму у Биа-Сала (в 10 км. к югу от Бахчисарая).
Почти все найденные черепа, судя по их типу и украшениям, были женские, по своей первоначальной форме (не деформированной) они были ортокефальными, с довольно большим тонким носом и с большими глазницами. Погребения были определены В.И. Сизовым как греческие (прим.
крымские таты), но относящиеся к XVI-XVIII векам (до выселения греков в Приазовье в 1779 году). Черепа были деформированы иным способом, чем более древние макроцефалические черепа Крыма.
В 1886 году деформированные черепа были обнаружены в крымской Алуште при раскопках, производимых археологом Всеволодом Фёдоровичем Миллером (1846-1913). По вопросу о племенной принадлежности алуштинских черепов, он писал: «Византийские писатели называли это варварское население (Алушты и Гурзуфа) неопределенно Тавроскифами, что, конечно, не дает никаких этнографических указаний; и для нас едва ли явится возможность когда-нибудь более точно определить национальность этих варваров. В виду следов иранского элемента, сохранившихся, например, в древнем названии близлежащего Аюдага (Вриксава) и Судака, тавроскифское население, быть может, принадлежало к ветви сарматов или аланов; но столько же вероятия, что оно принадлежало какому-нибудь более древнему племени, предшествовавшему в этих местах иранским сарматам. Во всяком случае, едва ли можно думать, что древнейшее население Алушты принадлежало к тюркским племенам». Датируются алуштинские черепа V-VI вв. н.э.
В 1890 году в Крыму под Гугушем и Гурзуфом этнограф и антрополог Алексей Николаевич Харузин (1864-ок.1901) обнаружил в захоронениях 6 деформированных черепов, датированных учёным VII-VIII веками.
В 1896 году деформированные черепа были обнаружены в захоронениях Херсонеса Таврического К.К. Костюшко-Валюжиничим. Здесь же были обнаружены подобные черепа и при раскопках 1937 года.
В советское время много трудов проблеме крымских деформированных черепов посвятил первый заведующий кафедрой анатомии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, профессор Виктор Владимирович Бобин, собравший коллекцию из 30 деформированных черепов из Херсонеса, Керчи , Алушты, Гурзуфа, Судака и Симферополя.
Большинство учёных сходятся в том, что деформированные черепа (по крайней мере, из крымских могильников) нельзя отнести к представителям древних греков, населявших колонии южного берега Крыма с ок. VII в. до н.э.
По словам В.Миллера: «Культура, следы которой мы встречаем в могилах крымских макрокефалов, гораздо беднее греческой и относится, по всем признакам, к другому народу и к более поздней эпохе, может быть, тождественной, или близкой к той, к которой приурочивают керченские катакомбы, то есть к I-IV векам н.э.».
Д.Н. Анучин сделал вывод, что деформированные черепа не попадаются в греческих гробницах, но нередко обнаруживаются среди земляных гробниц представителей бедного класса, открываемых в сплошных могильных местах на горе Митридат (в Керчи).
По словам А. Харузина, деформированные макроцефалические черепа были находимы по всему южному побережью Крыма, начиная от Керчи и кончая Инкерманом. Серия деформированных черепов из Инкермана была доставлена в Москву на Антропологическую выставку 1886 года и описана А. Богдановым.
В.Ф. Миллер писал: «Впрочем, обычай деформирования головы ни у одного из этих племен не был распространен сплошь, а практиковался, по-видимому, лишь известными родами и был доводим до крайней степени только в некоторых более обособленных уголках, как, например, в Крыму или ущельях западного Кавказа».
К примеру, среди находок А.Н. Харузина под Гугушем и Гурзуфом в 1890 году следы деформации носили лишь 36% черепов , а остальные черепа из одновременных захоронений не несли следов деформации. Кроме того деформация черепа не была прерогативой мужской или женской части племени и не была связана с гендерной демаркацией внутри сообщества.
А.Харузин : «есть много оснований, да и кажется логичнее объяснять нахождение макроцефалических черепов в разных странах занесением самого обычая в данную местность извне, а не всеместным распространением одной народности».
По теме:
Подмосковный краевед: Древние деформированные черепа Крыма
Flag Counter