Почему-то в «научном сообществе» и общественном сознании за Оро закрепилась «дурная слава» - бога войны.
Танец. Таити. Ариори
А на самом деле, он так же, как и греческий Дионис, - «божественный бог» или просто «Бог»... Он и бог войны, и мира, и земледелия, и плодородия... В зависимости от ситуации и региона.
На разных островах Оро носил разные имена - Махуи на Маркизских острвах, Лоно - на Гавайях, Оро (ʻOro) - на Таити и островах Общества. Но везде в Полинезии культ Оро был связан с определёнными культурными и идеологическими изменениями в обществе.
На Гавайях, например, с ним связывают земледелие, музыку и появление танца хула. Лоно (Оро) здесь спустился по радуге в образе человека, чтобы жениться на Лаке (божестве, отождествляемом с хулой и красным цветком лехуа). Он установил на Гавайях праздники и законы, а перед отъездом в «Кахики» пообещал вернуться морем на "каноэ Ува Алалуа" - так гласят гавайские легенды.
Click to view
Лоно инициировал игры Макахини в честь Лаки, в течение которых он спускался на землю и бросал вызов любому мужчине, с которым впоследствии встречался на поле для схватки.
На Таити Оро был богом войны, который в мирное время становился богом изящных искусств и плодородия...))) Необычное сочетание!
Здесь бог Оро основал закрытого общества Ариори или Ариои (резиденция находилась на острове Раиатеа - мараэ Тапутапуатеа), которое, как казалось европейцам, проводило время в праздности и веселье, перемещаясь с острова на остров подобно труппе циркачей и комедиантов.
Мараэ Тапутапуатеа на острове Raiatea
Главный долг членов общества Ариои (почитателей бога Оро) состоял в заботе о поддержании плодородия полей и плодовитости женщин. Они часто выступали на свадьбах.
Ариори выступали со своими танцами, песнями, акробатическими представлениями и пантомимическими спектаклями даже в очень отдалённых от Раиатеи областях Полинезии.
Корабли таитян (Острова Общества) (из работы Джулио Феррарио). Милан. 1818 год.
По представлениям полинезийцев пребывание ариори на острове приносило много радости: после их посещения рождалось много детей, поля давали удивительно обильные урожаи, а море богатый улов.
Что это вам напоминает? Античные вакханалии (дионисии) в честь Диониса.
Дионисия. Ваза из спартанского города Тарас (Италия). 400 г.
И в честь Диониса, и в честь Оро устраивались театрализованные представления, пантомимы (трагедии и комедии), шумные пляски и веселья.
Также как и в Полинезии, Диониса сопровождали группы посвящённых - менады и сатиры - всегда веселящиеся и поющие.
А если кто забыл, у культа Диониса была и военная составляющая: Дионису приписывают военный поход в Индию... А быть может он пошёл и дальше...
Ареои в Полинезии, как и менады в Греции, кочевали от острова к острову, устраивая многодневные фестивали с пирами, плясками и демонстрацией представлений на основе мифологических сюжетов.
Представление ариори. Танец Тимороди. Таити.
Вступить в орден мог каждый желающий, и мужчины и женщины, кто смог пробраться на собрание ареори, находясь в состоянии транса (одержимости богом Оро). Что это был за транс - сведений не сохранилось. Состояние транса присутствует и в культе Диониса.
Если Ариори считали кандидата подходящим, его принимали. Важнейшими критериями для этого были физическая красота, знание религиозных текстов, умение декламировать, танцевать и пантомимы.
Добавим к этому, что на островах Общества
владение сёрфингом было важным атрибутом, отличающим высшее сословие от простолюдинов: как во Франции фехтование для королевских мушкетёров...
На каждом из островов Общества была своя группа ариори, связанная с определенным местом поклонения (мараэ), и свои лидеры ордена. Абсолютным высшим лидером был один из руководителей ордена в Раиатеа, поскольку там располагалась мараэ Тапутапу-Атеа - самая святая из всех культовых площадок Полинезии.
Таитянка, покрытая татуировкой. Clarissa Armstrong, 1833 г.
Структура ордена Ариори была иерархичной. Меренхаут описывает восемь рангов, которых можно было достичь посредством посвящения. Поначалу прием в ордены был относительно простым. Далее продвижение было связано со все более сложными требованиями. Теоретически все уровни всех социальных групп были открыты для всех, но на практике высшие степени ариори были зарезервированы для высших классов - арии (арики).
При посвящении новый участник получал право носить тапу из лубяного волокна определенных цветов и наносить на тело определенные татуировки, начиная с небольшого кольцеобразного узора на лодыжке. По мере того, как член поднимался в высшие ранги, татуировки становились все более большими и богато украшенными.
Во время своих выступлений Ариори пользовались большой степенью свободы, критикуя светских и религиозных лидеров в шутливой форме.
Дизайн костюма королевы Пуреа (Обореа) для пантомимы "Омаи" Филиппа Джеймса де Лутербурга, 1785
Ареори имели большую власть и влияние. Члены ордена могли спокойно брать любую приглянувшуюся им собственность и устанавливать табу.
И главное, как считали первые европейцы, ариори жили в полнейшей сексуальной свободе. Внутри ордена им дозволялось свободно создавать и разрушать пары. Однако после установления союза между мужчиной и женщиной промискуитет прекращался.
Таитянки. Начало 20 века
Рика Тракслер в диссертации «Одежда без одобрения: эволюция танцевальных костюмов на Таити и Раротонга» утверждает: если женщина-ареори беременела, она обязана была задушить ребенка сразу после его рождения, или, если ребенок был ожидаемым, производилось прерывание беременности. Если же она желала сохранить жизнь младенцу, то должна была найти среди ареори мужчину, согласного признать отцовство, и тогда они должны были покинуть орден.
Уильям Эллис в «Достоверном рассказе о путешествии, совершенном капитаном Куком и капитаном Клерком в 1776, 1777, 1778, 1779 и 1780 годах» даёт более конкретные пояснения: «В общем, они остаются в этом обществе до тридцати или тридцати пяти лет, когда, позволив одному из своих детей выжить, они лишают себя привилегий ариори».
Танцующая девушка с острова Таити, Роберт Бенар, 1785
Возможно, основной причиной убийства детей было стремление помешать людям из высших классов иметь детей от людей из низших классов, чтобы сохранить «чистоту» линии арии.
Другая причина может быть найдена в представлениях полинезийцев о мане (особой духовной силе), а именно в том, что мана передавалась по мужской линии и что отец терял часть своей маны при рождении своего первого сына.
Все эти обычаи были на столько чужды миссионерам, прибывших в начале XIX веке на Таити, что они, используя весь свой административный ресурс, полностью уничтожили общество.
Британская энциклопедия 1911 года описывает общество в таких красках:
«Ариори пользовались большими привилегиями.... Их также боялись как служителей табу. Основной целью существования этой группы было поклонение порождающим силам природы, а ритуалы и церемонии инициации были крайне распущенными. Они стремились к коммунизму во всем. Женщины-члены были общей собственностью; Ареои путешествовали, посвящая все свое время пирам, танцам (главным танцем женщин был крайне неприличный Тимороди, упомянутый капитаном Куком) и разврату».
Удивительно, но в то же самое время европейская культура восхищалась античностью и мифами о Дионисе, в частности.
Густав Климт «Алтарь Диониса» (1886-1887) Фрески венского Бургтеатра
В 1832 году на Таити произошло восстание, однако ариори (на то время они уже трансформировались в христианскую секту под названием Мамая) были подавлены в кровавых столкновениях с британскими войсками. В 1833 году Мамая были изгнаны с Таити. После смерти короля Теао в 1842 году движение угасло.
Однако танец Тимороди (Timorodee) дошел до наших дней, но в гораздо более пристойном виде и под другим названием - Отеа (с движениями Fa’arapu).
Click to view
Первая часть
О Дионисе
Flag Counter