Монастырь - деревня в Гайнском районе Пермского края, входит в состав Сёйвинского сельского поселения.
Численность населения по данным переписи 2010 года - 3 человека. В июле 2017 года здесь жил один человек - Александр Колпаков.
Александру около 40, переехал в Монастырь несколько лет назад из Краснокамска. Рассказывать о его житье-бытье я не буду, кому интересно, съездите сами, поговорите.
Интересно, что 400 лет назад в этих местах тоже жил отшельник Александр.
Священник Иаков Шестаков писал: «Троицкая Варлаамова Плёсенская мужская пустынь в 295 верстах от города Чердыни при реке Каме, ныне село Монастырь, существовала в 1611 году, когда разбойники предали смерти строителя ея Варлаама и разграбили церковное имущество. После разграбления в ней поселился старец Александр, а в 1639 году её занял чернец Иона. Около 1756 года пустынь была подчинена Пыскорскому монастырю и содержалась ея доходами.
Деревянный полуразрушенный храм пустыни сохранился до наших дней».
(«Древние монастыри Прикамского края», 1912 год).
Про пыскорский монастырь:
https://klyaksina.livejournal.com/652870.html.
Обратимся к более древним источникам. Документ 1639 года
(«Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией», 1841-1872).
Год основания монастыря неизвестен.
В писцовой книге Яхонтова (1579 г.) он не упоминается, а в переписи Кайсарова (1623-1624) отмечен:
(В. Н. Шишонко «Пермская летопись»)
А. А. Дмитриев в «Пермской старине» о дате основания писал следующее:
К началу XX века в Монастыре от монастыря оставалась деревянная Троицкая церковь, о чём свидетельствует «Протокол реставрационного заседания Императорской Археологической Комиссии за вторую половину 1908 года»:
Пермской губернии Чердынского уезда село Монастырь (Плёсо).
Деревянная церковь.
Доложено:
1) заявление художника В. А. Плотникова о желательности сохранить от уничтожения старинный деревянный храм в д. Монастырь (бывшая Плёсенская пустынь, в верховьях р. Камы), которому предание насчитывает 300 лет. Местное духовенство желает убрать эту разваливающуюся церковь, но приход не даёт на это своего согласия: «Пусть стоит! Рук мы на него не наложим». Лет 40 тому назад окна ещё едва доставали рукою, а ныне здание село, так как нижние венцы подгнили. По предположению г. Плотникова ремонт для храма требуется небольшой, а «он своею архитектурой может воодушевить не одного строителя».
2) Справка о Плёсенской пустыни, которая именовалась Троицкой Варлаамовой. Существовала в 1611 г., когда разбойники предали смерти строителя ея Варлаама. После разграбления в пустыни поселился старец Александр, а в 1639 г. её занял чернец Иона. Около 1756 г. пустынь была подчинена Пыскорскому монастырю и содержалась его доходами (Зверинский, ч. III, № 2107).
По заключение В. В. Суслова и Н. В. Покровского церковь может быть относима и к концу XVI в., но нельзя быть вполне уверенным в этом, так как памятников деревянной архитектуры XVI в. очень мало, и она не достаточно известна. Сохранность церкви признана весьма неудовлетворительной.
Постановлено: просить Пермского преосвященного принять меры к сохранению и ремонту Плёсенской церкви, как весьма любопытного памятника старины.
(Журнал «Известия Императорской Археологической Комиссии»)
Есть изображение этой церкви и в «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря (1910 год)
К сожалению, сведений о дальнейшей судьбе этого «любопытного памятника старины» у меня пока нет. Но до наших дней церковь точно не дожила.
В 1905 году в Монастыре построили деревянную Николаевскую церковь
(«Справочная книга Пермской епархии» на 1912 год).
В 30-е годы XX века церковь была закрыта, здание использовалось под клуб, склад, почту.
Сейчас заброшено
У церкви растут кедры, набрали шишек
Посадим на даче монастырские кедры в память об одном из первых в Прикамье монастыре