«
Пила 3D» действительно ответила на все вопросы. И, в первую очередь, доходчиво объяснила, что кино-то закончилось еще в предыдущей серии. Кто не понял - тех и не жалко.
Какие-то глупые сомнения лезут в голову после просмотра фильма, который ближе всех предыдущих частей «Пилы» подобрался к жанру чистого слэшера: зачем столько убийств? Вот, например, в недавнем «
Коллекционере» (в котором замешаны и создатели изуверских приключений Джона Крамера) такое смятение духа попросту невозможно: режет себе человек, рубит, щепки летят, все больно и страшно. Полон дом трупов и заготовок. И ведь действительно: если в кадре на протяжении полутора часов орудует маньяк в маске, о котором зрителю известно только то, что он, во-первых, натуральный маньяк, а во-вторых, никогда не снимает маски, - этого довольно для ценителей пыточного кинематографа. «Пила» - несколько другая история, в которой важен и сам образ Конструктора, и воровское проникновение в его прошлое, и попытка примирить отвращение с пониманием. Интрига первых частей «Пилы» как раз и состояла в том, чтобы рассмотреть в маньяке мотивы поступков обычных, нормальных людей, показать, сколь тонка грань, отделяющая законопослушного обывателя от безумца-мизантропа. Иногда казалось, что сценаристы слишком уж сочувствуют человеку, решившему спасать мир при помощи мучительных экзекуций. Но все это осталось в прошлом.
Конструктор мертв, но и дело его давно заглохло: последователи маньяка-философа оказались какими-то бесславными ублюдками, обычными мясниками-садистами. Для формата 3D это, конечно, очень пригодилось. Ценой уничтожения истории, в которой были исключительно странные, но любопытные исследования пограничных состояний и палача, и жертвы.
В «Пиле 3D» убрали «все лишнее» - и ничего не осталось. Может быть, иного способа отделаться от убийцы с манерами воспитателя-пуританина и не было. Слишком хорошо у него получалось напоминать людям, что жизнь - чертовски ценная штука. Хотя вряд ли у таких разных величин, как отвращение к человеку и любовь к жизни есть общий знаменатель.
Что важно: бессмысленный кровавый раствор последней «Пилы» - отчасти дань уважения обычным человеческим ценностям, среди которых нет места для Джона Конструктора, но наверняка найдется темный угол для добротной кинематографической рубки.
***
Отзыв участвует в
январском конкурсе КЛУБ-КРИКа. Голосование - в начале февраля.