Юбилейный 12-й выпуск! "Занудная" книга мая 2012!

May 31, 2012 23:27

Сегодня мы с вами, дорогие читатели, собираемся рассматривать уже 12-ю книгу нашего занудного цикла, т.е. рубрике исполнился ровно год. :))) Вот уже год я занудствую, и мы с вами за это время пролистали популярные издания самых разных сфер - искусство, история, этология, лингвистика, картография, литература, философия... всего даже не перечислить, наверное! :) Традиционный вопрос - что нравится и что не нравится в рубрике? Дает ли она что-то новое и интересное, или только место в сообществе зря занимает? :) Жду пожеланий. :)

Ну а пока - Владимир Семенов, "Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век." - замечательное издание серии "Новая история искусства" - "Азбука-Классика". Некоторые книги серии, конечно, подверглись критике (и зачастую вполне обоснованной!), но данная книга - труд замечательный и фундаментальный, а главное - поднимает тему достаточно редкую для научно-популярных книг последних лет - тему первобытного искусства.
Автор - петербургский археолог, преподает в институте им. Репина, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры; провел 35 археологических сезонов, выпустил множество интереснейших монографий.



Казалось бы, какое искусство может быть у древних людей, занятых в основном выживанием? Могут ли произведения того периода дать нам хоть какие-то эстетические чувства, или же они покажутся нам грубыми и примитивными? В современном обществе, конечно, искусство редко создают талантливые самородки-самоучки, профессиональные художники нередко выходят из интеллигентных семей, они долго учатся, ну а все остальные забывают даже простейшие навыки рисования, привитые в школе; и может быть, это не так уж правильно - первобытное, дикое самовыражение древнего охотника, нарисовавшего на стене пещеры бизона или мамонта, заложило что-то важное в развитие всех последующих поколений.
Конечно, что именно побудило человека создавать какие-либо изображения, до сих пор остается загадкой. Автор, подошедший, можно сказать, к самым истокам проблемы, делится с нами очень интересными размышлениями и цитатами.
Например, из книги Д.С.Мережковского: "...от нынешнего человека... отличается ледниковый предок его... не только духовно, но и физически, строением и мозговою емкостью черепа, а может быть и составом нервной ткани. Если так, то пять чувств у него совсем не те, что у нас, и чувство времени тоже..."

(Но самое интересное то, что пишет автор о жизни в верхнем палеолите - при всей ее сложности люди были приспособлены к среде обитания и здоровы, редко получают травмы, случаи насильственной смерти единичны. Жизнь была мирной, нет изображений конфликтов между людьми и редко изображаются охотники с оружием - быть может, золотой век все-таки был и именно такая "младенческая" спокойная стадия развития человеческого общества и дала нам возможность зарождения искусства?!). Вот такой интересной мыслью автора тоже хочу с вами поделиться: "Если время появления древнейших произведений искусства более или менее известно, то мотивация творческого акта остается по большому счету не выясненной."
Спектр древних произведений искусства достаточно широк - это и пещерные фрески, и петроглифы, и различные небольшие скульптуры - изображения животных и людей. (На что я хочу обратить внимание - изображения женщин (или богинь?) отличаются от современного канона - женщины все крепкие, женственные, развитые; очень часто встречается изображение беременной женщины, что, конечно, не удивительно - это и символ плодородия, и обычное женское состояние того времени; есть изображения и худых женщин, но все равно складывается впечатление, что такая женщина рожала и кормила; с т.з. современного человека не можешь не задать себе вопрос - такие женщины казались красивыми или такими были все, это была реальность, которую изображали?)
Что интересно - процесс создания изображений не был так уж примитивен, как это может показаться. Краски нередко добывались сложным путем, техник нанесения рисунка, например, на стену пещеры тоже было не так уж мало - и пальцами, и кистями из перьев птиц и меха животных, и размочаленными концами палочек, и подушечками из мха и шерсти, и выдуванием краски из трубочек! И что самое смешное, если открыть какой-нибудь современный самоучитель по рисованию, среди необходимых инструментов найдешь практически все то же самое, только промышленного производства!

Необыкновенно интересно автор пишет об экстатических состояниях древних художников и о современных опытах с сознанием, о зарождении религиозных изображений.
Вот что еще интересно, цитирую: "После отступления ледников палеолитическое искусство прекратило свое существование, и прямой генетической преемственности нигде не наблюдается."

Каким-то чудом кажется и возникновение портретного искусства, ювелирных изделий, фантастически гармоничных орнаментальных украшений древних построек. А некоторые произведения искусства периода Бронзового Века по своей эстетичности могут поспорить с современными изображениями.

Словом, эту книгу нужно читать внимательно, и возвращаться к ней несколько раз - она помогает не только узнать что-то о древнем искусстве для общего развития, но и на каком-то уровне понять и особенности человеческого мышления.
В книге 588 иллюстраций, таблицы, карты, словарь терминов, указатель.
Издана хорошо - приятный формат, плотная белая бумага, иллюстрации цветные. Мягкая обложка.
Автор включил материалы не только фундаментальных источников, но и сравнительно недавних открытий (за последние 10-15 лет). Читается интересно. Единственная трудность - конечно, не всегда понятны научные термины, что-то приходится уточнять.

От себя хочу добавить - если кто-нибудь не верит в существование первобытного искусства, пусть попробует скопировать какое-нибудь древнее изображение. :)
http://stefar.pl/spedycjade/cuevas-de-altamira-spain&page=5
http://www.mifograd.ru/galery-primeval.html




"занудная" книга месяца

Previous post Next post
Up