Людмила Улицкая, "Даниэль Штайн, переводчик".

Aug 17, 2014 12:04

Однажды я пыталась вырастить авокадо. Я долго выбирала в магазине плод, который мог бы быть "тем самым", аккуратно вырезала косточку и точила спички. Подобрав подходящий стаканчик и налив воды точно до нижнего края косточки, разместив её на спичках сверху, я стала ждать. Через несколько недель, не дождавшись результата, я выбросила всю конструкцию ( Read more... )

обсуждение

Leave a comment

alenenok72 August 17 2014, 11:31:01 UTC
Книга за одним небольшим исключением мне очень понравилась. И вначале об этом исключении.
Улицкая ударилась в религиозные догматы, выяснения как правильно, причем не просто описывала это по ходу произведения (ну тут уже такой главный герой такой, что без этого не обойтись), а она и в письме к подруге свои мысли высказывала и очень по книге видно что она считает. И не просто этого в книге оказалось больше, чем, на мой взгляд, нужно, а она залезла в такие дебри, что сама себе противоречить стала. Вот если бы ее личные влезания в догматы убрать, была бы книга намного лучше.
А так - книга очень хороша, многие вопросы болезненные поднимает.
"Какое страшное это место Израиль - здесь война идёт внутри каждого человека, у неё нет ни правил, ни границ, ни смысла, ни оправдания. Нет надежды, что она когда-нибудь закончится."
Тема войны - вообще одна из ведущих в книге, будь то война в Израиле, или вторая мировая. Правда, война не вообще, а применительно в основном к евреям. Хотя есть и общие вещи: "Не слушай того, кто тебе скажет, что война закаляет мужчин, что через войну люди меняются в хорошую сторону. Скорее так - очень хорошие люди и от войны не делаются хуже, но вообще-то - от войны и тюрьмы люди теряют человеческое лицо."
В принципе "еврейский вопрос" в книге описан очень хорошо, не вызывает раздражения совсем. И он идет как бы попутно, потому что основная все-таки тема в книге - это жизнь. Вся наша жизнь, в самых разных проявлениях. Отношения родителей с детьми, насколько сложно их налаживать и зачастую требуется смерть одного из участников конфликта, чтобы понять, что все вовсе не так, как виделось раньше. А иногда и смерть не помогает, и продолжаешь винить других, не замечая ничего вокруг себя. Отношения между самыми разными людьми, любовь, как иногда тяжело она дается: "Почти двадцать лет мы были любовниками, потом это закончилось. Не потому, что я перестала его любить, а потому, что душа моя сама сказала мне: хватит. И он понял. Мы виделись последние годы только в церкви, иногда стояли рядом, и оба понимали, что нет никого на свете ближе, и нежность осталась, но желания наши мы глубоко похоронили."
Очень разноплановая, слушалась очень легко, а чтение Ерисановой выше всяких похвал. Местами казалось, что она еле сдерживает слезы, и это настолько усиливало эффект от прослушивания. Книгу стоит почитать, и не просто почитать, а и подумать над ней.

Reply

olga_savinova August 17 2014, 11:43:36 UTC
Единственное, что хочу спросить по поводу комментария: где Улицкая "ударилась в религиозные догматы, выяснения как правильно.."? Мне как раз показалось, что предложенные ответы предельно просты и не взыскательны.

И еврейский вопрос мне, пожалуй, видится скорее основным, нежели "сопутствующим" жизненным проблемам. Сама Улицкая пишет, что "Я выблевала все еврейские и нееврейские энциклопедии,
которые за последние месяцы прочитала, весь еврейский вопрос,
которым я отравилась сильнее, чем томатным соком..." И мне кажется, она его так и не переварила и не уяснила.

Reply

alenenok72 August 17 2014, 12:15:37 UTC
Да, она в центр ставила еврейский вопрос, но она его раскрывала через жизнь, при чем не акцентируя его, в некоторых книгах с этим вопросом он так навязает на зубах, что читать невозможно.
Может, ответы религиозные просты и не взыскательны, но такие могут возникнуть только от большого мудрствования.

Reply

olga_savinova August 17 2014, 12:28:14 UTC
Вот-вот, я бы как раз и хотела на конкретных примерах посмотреть, где она - мудрость, "как правильно" и пр. Как раскрыт этот вопрос (пусть, только еврейский, не в целом религиозный), с Вашей точки зрения?

И ещё, к слову, сейчас подумала, что в принципе, путь Штайна в католичество не особенно прописан: прятался, почитал книги, решил; а его признание, что в гестапо было служить легче, чем у партизан - ставит жирный знак вопроса на основаниях морали как таковой.

Reply


Leave a comment

Up