Есть в сети прекрасный ролик про противостояние разных типов воспитания и вообще родительства, который заканчивается моралью про Sisterhood of motherhood, о том, что презирай отличные от твоих принципы материнства сколько хочешь, но все мы всё равно просто мамы и папы, которые любят своих детей и лучше которых для конкретно этих детей быть не может.
Это прекрасное коротокое резюме развития моего материнства. Когда ты видишь детей только со стороны, с другой планеты, ты многое критикуешь и говоришь себе: "Вот уж я никогдаааа...", и "Вот уж мой ребенок никогдаааа..." И так смешно потом, как проходя с ребенком соответствующие стадии взросления, один за другим отбрасываешь эти "никогда" и миришься с нарушением и преображением этих принципов в то, над чем ты кривила губы и внутренне содрогалась.
Вот иногда вспоминаю свои никогда:
Никогда не надену зимние штаны с начесом. Знаете, такие болоньевые огромные штаны, такой пуховик для ног. Мне всегда они казались отвратительнейшим созданием текстильной промышленности, которые насмерть убивают женственность. Как часть лыжного костюма - да, возможно, там лыжные ботинки уже достаточно фигуру уродуют, чтобы штаны как-то еще портили картину. И тем более это спорт, не светское ежедневное событие. Но каждый день гулять в таких штанах? Увольте.
На третью зиму гуляний с малышом я еще не сдалась, но принцип уже пошатнулся, и я больше не так категорично их отвергаю :) И то только благодаря теплой питерской зиме. Представляю, как в Сибири гулять два месяца подряд в минус 15 - это "никогда" улетучилось бы гораздо быстрее. Хотя, честно говоря, на днях рассматривала одну маму с коляской: классическая норковая шуба с поясом, такие вот пуховые штаны и угги. Нет, сказала я себе, со штанами я еще подожду...
Никогда не доведу воспитание ребенка до того, чтобы он мог валяться на полу в супермаркете с ором и плачем, а я бы сгорала от стыда и не знала, как успокоить избалованное дитятко. Сейчас я понимаю, что воспитание - это процесс, в котором есть пробы и ошибки, есть падения и взлеты, а валяние ребенка на полу в истерике - это вполне нормальный акт проверки границ родительского контроля, вседозволенности, это следствие неумения еще справляться с эмоциями (особенно если вам достался очень эмоциональный ребенок), а не пробел родительства и недостаток воспитания. В итоге мой ребенок иногда может и поваляться, и поистерить, но я не стою в ужасе, готовая провалиться сквозь землю, мы спокойно вместе работаем над тем, чтобы научиться этого избегать.
Никогда не позволю ребенку бегать голым на пляже. Здесь, возможно, мои личные тараканы, но мне неприятны голые дети на пляже. Да и где-либо еще в общественных местах. Хотя головой понимаю, что с точки зрения здоровья этого не избежать. И наш отпуск полгода назад показал, что этот таракан не такой уж и принципиальный. Практика просто вынуждает нарушать этот принцип, потому что ну невозможно запастись десятью трусами только на один утренний поход на пляж, и неизвестно, что вреднее: сидеть голой попой на песке или в мокрой одежде на ветру. Но эстетически мне по-прежнему чужие голые дети не особо приятны, хоть я и понимаю их родителей.
Отсюда вытекает еще одно никогда: мой ребенок не будет делать свои дела в кустики на улице. Разве не отвратительны пьяные мужики, стоящие у забора или вдоль автотрассы и на виду у всех делающие это? Почему тогда считается нормальным то же в случае детей? Все русские мамы снисходительно улыбаются, слыша мое негодование по этому поводу, как и в случаях других "никогда", все говорят: а как иначе? Маленький ребенок не может долго терпеть, а ходить в мокрых штанишках опасно для внутренних органов. Европейские мамы разделяют мое фи, но у них на каждом шагу туалеты, и такой поблемы, как я понимаю, вообще не встает. Честно скажу: я не знаю, что делать в этом случае. И не знаю, как я буду поступать. Очень надеюсь, что не придется это "никогда" нарушить. Моя дочь только-только перешла от памперсов к человеческой одежде, и наши передвижения сейчас предусматривают близость цивилизованных туалетов, да и низкая температура на улице не позволяет действовать иначе. Но что будет летом? Я не знаю...
Никогда не позволю ребенку мешать отношениям между родителями, в том числе ночью. Мы с сестрой с младенчества спали в своих кроватях и в отдельной комнате, когда позволяли условия, и рассказы о том, как папа на несколько лет изгоняется из постели, а его место занимает малыш, мне казались дикостью. Потом я начиталась о совместном сне, потом на практике поняла, насколько это удобно, потому что все высыпаются, и в итоге больше сил и энергии днем. Я до сих пор не считаю правильным выгонять папу, и в нашем случае совместный сон всех троих членов семьи до определенного момента был лучшим решением.
Никогда не стану зомби-мамой, которая говорит только о ребенке, которая сидит дома на хозяйстве и не думает о карьере. Хм, ну здесь можно судить по количеству постов о детях в последнее время и отсутствию постов о чем-либо еще. В Москве я была уверена, что выйду на работу максимум через полгода после родов, случись они там. А здесь я и через 2,5 года выходить не хочу, правда, надо сказать, что и работа здесь совсем другая, в ней тоже дело. И мой планшет завален ссылками по кулинарии и книгами про воспитание детей, не говоря уже про три тысячи фотографий ребенка в год - ну чем не зомби-мама? :) Не знаю, будет ли оправданием мое увлечение сутажными украшениями и периодические переводы для старых клиентов, но тут я очень близка к переходу на темную сторону :)
Сейчас перечитала, поняла, что хотела в общем-то написать только об одном: у каждого в голове много тараканов по поводу "нужно" и "никогда", но нет и не может быть железных принципов в родительстве, для каждого работает что-то свое, и чем дальше, тем тоньше оттачивается искусство спокойно относиться к любым существующим аспектам воспитания. Для меня до сих пор остается неоспоримым неприятие телесных наказаний, но я знаю прекрасную семью с тремя сыновьями, где ремень не отрицается как возможный рычаг воспитания, и это их право, потому что только эти конкретные родители могут быть самыми лучшими и подходящими для этих конкретных детей.