Эта шарашкина контора уже упоминалась в статьях по разной тематике, на сей раз решил сделать обобщённый обзор её материальной части.
Часто спрашивают, почему в 2014 году не взлетела Харьковская Народная Республика? Причин этому много, но главная именно в людях. Слишком слабы там были антимайдановские силы, практически исчез пролетариат, огромное болото обывателей и очень много евронацистов всех мастей.
Именно последние и составляли основу военного факультета НТУ ХПИ.
Историческая справка
Ныне эта лавочка официально называется «Военный институт танковых войск». Что, конечно, спорно - сейчас там готовят специалистов по эксплуатации бронетанкового вооружения (по факту заместителей командиров танковых и механизированных рот/батальонов по технике и командиров ремонтных взводов/рот в рембатах и ремполках), вторая специальность - специалисты радиационной, химической и биологической защиты (сокращённо РХБЗ). Таким образом, назвать это учебное заведение «танковым» можно с большой натяжкой.
Именно как бывшее советское танковое училище оно закончилось в 2007 году с последним выпуском собственно танкистов. Именно тогда в последний раз там стреляли из танковых орудий:
Далее было большое сокращение - оставшийся кусок прилепили к политехническому институту (там для курсантов читали общеобразовательные программы). Но и это продолжалось не долго - в 2012 году полностью прекратили набор новых слушателей - кафедру планировали просто закрыть.
Всё изменилось весной 2014 года - еврохунте срочно понадобились кадры для разбухающей армии и восполнения потерь в войне на Донбассе.
Именно тогда на фронт было отправлено сводное подразделение (из преподавателей, контрактников и курсантов). В окопы они не попали - их задействовали при ремонте бесконечно ломающегося бронехлама укропской армии. Под это дело есть фотография, сделанная летом 2014 года на базе хранения техники в городе Артёмовск (оккупированная часть ДНР):
Скорее всего, это и есть полный состав инсургентов из НТУ ХПИ - в 2015 году тогдашний хунтяшный министр обороны Стёпа ПолтоРак вручил медальки принимавшим участие - всего 11.
На фронт они убыли на одном из своих БТР-80:
Кликуху ему дали соответствующую, как раз из лексикона их идолов - германских фашистов.
При переходе от истории вопроса к настоящему времени нужно учесть, что бывшее танковое училище по факту было превращено в военно-инженерное, и оно было насыщено соответственной материальной частью. Причём она уже бралась из частей и баз хранения - бандеровская армия до войны просто лопалась от переизбытка вооружения и боевой техники.
Инженерные гусли
Таким образом, главным инструментом для обучения там должны быть специализированные военно-инженерные машины. Однако их количество в НТУ ХПИ оказалось не таким и большим - однозначно сказывается дефицит таковых в действующей армии.
Как всегда, техника будет обозначаться в порядке возрастания бортовых номеров.
101 - БРЭМ (ещё неофициально называется БРЭМ-1):
Машина ещё советского производства, а не её львовский клон. В 2016 году замечена с заменённым опорным катком гусеницы по левому борту:
102 - БРЭМ-2:
Уже во время войны её «модернизировали» - повесили поплавки от БМП-2:
103 - самый обыкновенный БТС-4:
105 - БРЭМ-84 с громким названием "Атлет":
Это укропская поделка с использованием элементов ходовой от Т-80. В НТУ находится первый, он же выставочный образец, ранее был с непонятным номером 539:
Кроме этой машины ещё две было изготовлено для Таиланда:
На чём производство и завершилось. Для укропа гораздо приятнее оказалось пилить из старых шасси Т-72 клоны БРЭМ-1.
Номер 104 на базовых площадках не нашёлся - подозреваю, что его когда-то носил мостоукладчик МТУ-55:
Или МТУ-20:
Военные химики
РХМ «Кашалот» собственной персоной (безномерной):
Пробежавшись по фотоархиву сделал вывод - таких машин в еврорейхе осталось не так уж много - до двадцати единиц. Богатейшее наследство СССР просто кануло в Лету.
303, 304, 306 - БРДМ-2РХБ:
Номер 305 - РХМ-4 (на базе БТР-80):
Были у них до 2013 года ещё два РХМ-4 - 306 и 307:
Однако ныне эти бортовые номера заняты другой техникой.
Мотопехота
БРДМ-2 в версии стандартного разведчика - 302:
Этот 307-й приплыл в НТУ уже вовремя войны - из
УПИ-190 харьковского конструкторского бюро танкостроения:
На старых снимках светились бортовые номера БТР-80 - 127, 210, 211, но, думаю, нужно исходить из актуальной нумерации (31х):
Уже упоминавшийся участник войны на Донбассе:
И актуальные 311, 312 и 313:
БТР-70 продолжают данный ряд - 314, 315, 316, 317 и 318:
БТР-4 - с бортовым номером 320:
Интересно - он ранее был в 25-й аэромогильной бригаде под номером 741:
БТР-3 появились тоже там совсем недавно - 322:
Хорошего фото 323-го не нашлось - только кадр из видео:
Броневик с номером 321 пока не нашёлся.
БМП
Довоенный состав подробно
освещён в материале уважаемого Николая Губенко.
Часть машин (4 единицы БМП-2 и три единицы БРМ-1к) попали в разведроту 92-й механизированной бригады, ибо с имеющейся у той матчасти в виде убитых БТР-70 много не навоюешь. Отжатая техника попала в объектив в 2016 году:
Click to view
БРМ-1к с именем собственным на фронте:
Позиция называется «Мост» - возле города Счастье, оккупированная часть ЛНР:
Был интерес именно на предмет состава техники, не попавшей на фронт.
ППО-1 - специальная машина для коллективного обучения механиков-водителей БМП:
Зачем она в НТУ ХПИ - большой вопрос, её место в учебных центрах механизированных войск. Очевидно, что уникальная техника в неисправном состоянии:
БМП-1 б/н 201:
Кустарно перекрашенная БМП-2, номер пока неизвестен:
БРМ-1к б/н 205:
БМП-2 б/н 206 в 2017 году:
БРМ-1к с номером 300 в этом году:
Была получена в 2011 году и ранее носила этот бортовой номер:
БМП-1КШ б/н 301 с демонтированным антенным хозяйством и аппаратурой, превращённая в медэвак:
Зимой 2018 года на полигоне в селе Подворки в кадр попали уже упоминавшаяся БМП-1КШ, БМП-2 и БРМ-1к:
Таким образом, в сухом остатке имеется 7-8 единиц разных машин семейства БМП.
Всяко-разно
МТ-ЛБ у них тоже в наличии:
Р-145 «Чайка» б/н 200 на довоенном фото:
Ибо ранее у них проходило обучение и связистов запаса:
БМД-1 появилась уже в недавнее время. Полагаю, что притянули покойницу из 169-го УЦСВ «Десна»:
Что удивило - наличие буксируемых гаубиц Д-30:
Причём сразу трёх экземпляров:
Каким ветром их туда занесло - загадка. Очевидно, что к боевому применению они уже не способны.
Бронеавтомобиль «Позор-2»:
Причём это опытный экземпляр от КБ. Очевидно, что в ХКБМ уже поставили крест на данной поделке, раз отдали предсерийную машину на сторону:
Перепил БТР-70 с заменой силовой установки на УТД-20 (от БМП), тоже выходец из УПИ-190:
Этот экземпляр отличается от изготовленных в начале 2000-х годов отсутствием боковых люков по типу БТР-80:
Ещё один бывший опытный образец - БТР-4 с ранним боевым модулем «Гром»:
Раздача «излишков» из ХКБМ идёт полным ходом:
Танки
Разделю на три группы - в первую всякие несуразности.
Т-80БВД/РВД - укропский перепил Т-80Б под двигатель 6ТД. Не ездящий, не стреляющий, да и вообще просто макет (б/н 120):
Серийный Т-80УД -б/н 130 (до перекрещения был 220-м):
Уже давно не на ходу:
Т-80БВ - б/н 131:
Появился где-то в 2016 году, на ВЛД нанесена маркировка согласно контракту на ремонт, но используется как макет:
Т-84У «Оплот» - единственный экземпляр, официально принятый укропом на вооружение - 132:
Т-64БМ «Булат» - 133:
Тоже массо-габаритный макет.
Т-80УД - 209:
Притянут в 2014 году из УПИ-190:
Очевидно, что и он неисправен.
Уже в апреле 2020 года засветили первую реинкарнацию Т-84 - б/н 101:
Он из тех, что неудачно выступили на НАТО-вских пострелушках в Германии в 2019 году:
Укроп утверждал, что все пять машин были отправлены в «Десну», чему я, откровенно говоря, не очень то и поверил.
Внимательный взгляд нашёл ещё две машины там же (102 и 103):
Учебно-действующие стенды
Эксклюзивный экземпляр - стенд Т-80УД:
Рядом с ним стенд УДС-432 танка Т-64:
Интересный факт - точно такой же валяется в Крыму, на территории Михайловской батареи под Севастополем:
Был в укропии когда-то учебный стенд Т-72, но так и сгинул на киевском бронетанковом заводе:
Т-72
Самая запутанная история произошла именно с ним. Правда, уже пять лет светится единственный ходовой Т-72АВ:
Увы, на бортовой номер ни разу не удалось посмотреть.
Т-72Б с номером 110 многие годы только присутствует как неходячий экспонат:
До войны имелось ещё некоторое количество Т-72 разных модификаций:
Парочку даже засветили в январе 2015 года:
Но с течением времени часть из них пропала - очевидно, что была отправлена на заводы или прямиком в действующую армию.
То, что в НТУ ХПИ танки Т-72 оказались на вторых ролях подтверждает факт - в бронетанковом управлении укропской армии первоначально на них и не делали ставку. И только дефицит боеготовой техники вынудил залатать дыры в штатных расписаниях именно ими.
Т-64
В каталоге портала
LostArmour.info они достаточно подробно представлены. Но за долгие годы часть танков сменила бортовые номера, некоторые убыли, другие были получены. По этой причине будут предъявлены машины, засветившиеся последние 6-7 лет.
Исключение будет сделано для этого командирского Т-64БВК:
Долго не попадался на глаза его бортовой номер:
Это его куда-то увозят:
Всплыл он в 2015 году уже где-то в действующей армии:
Ещё один раритет - Т-64АВ:
Используется как учебное пособие по ремонту:
Строевые машины. По их боеготовности есть большие вопросы - они только перемещаются своим ходом, но не стреляют.
111, 113, 114, 115, 116, 118 и 119:
121, 122, 124, 126, 127, 128 и 129:
222, 224, 225, 226, 227 и 229:
Уже во время войны был получен танк б/н 136:
Он новомодной модификации «образца 2017 года»:
Три таких танка засветились в боксе с имитаторами движения:
Они заменили там обычные Т-64БВ:
Один, покрашенный в новомодный квадратиковый камуфляж, погружен на дно плавательного бассейна:
Подводя итоги.
1. В количественном отношении бронетехники НТУ ХПИ примерно соответствует укропской механизированной бригаде образца 2020 года.
2. Ощущается дефицит бронированных боевых и инженерных машин, впрочем, это общая проблема хунтяшного вийська.
3. Пополняются они всякими неликвидами. В то же время, были получены последние модификации Т-64, БТР-3 и БТР-4. Ибо с ними выпускникам и придётся иметь дело в войсках.
4. С танками Т-72/Т-80 полная засада. Несмотря на то, что более двух сотен таких машин находятся в эксплуатации.