Учение Нестория и его анафемы, направленные против анафем Кирилла
Кто говорит, что Еммануил есть истинный Бог, а не: с нами Бог 1, то есть, что Он обитал в подобном нашему естестве, так что соединился с нашим естеством, воспринятым от Девы Марии, кто будет называть её также Материю Бога Слова, а не Еммануила, и будет говорить, что само Слово Божие превратилось в плоть 2, которую Оно восприняло для обнаружения своего божества, чтобы по виду стать как человек (Фил 2:7) - анафема.
Кто говорит, что в соединении Бога Слова с плотию, по намерению Божию, устроено местное пременение (естества) 3, что плоть стала причастна божественному естеству и Оно стало едино с плотию во всех отношениях: или опять, что (Христа) должно признавать Богом, плоть распростирая в бесконечность неописанного естества 4, что один и тот же (Христос) есть по естеству Бог и человек, - анафема.
Кто признаёт Христа, который по существу своему есть Еммануил, единым не вследствие союза лиц, и не исповедует Его (состоящим) из двух лиц, Бога Слова и воспринятого им человека, сочетанных во едино в Сыне, причём единение их у нас сохраняется без смешение (естеств) 5, - анафема.
Кто изречения евангельских и апостольских книг, употреблённые о Христе, как о состоящем из того и другого естества, принимает как бы об одном естестве 6, и страдания покушается приписывать Богу Слову, как по плоти, так и по божеству, - анафема.
Кто дерзает говорить, что после восприятия человека Сын Божий есть един по существу 7, тогда как Он Еммануил, - анафема.
Кто после воплощения будет признавать Бога Слово кем-то другим, а не Христом, кто осмелится говорить, что и зрак раба вместе с Богом Словом не имеет начала, и, как Он Сам, не сотворён, кто не будет признавать его (раба) сотворённым от Него, как Господа, творца и Бога по естеству, как Он и обещал восставить его собственною силою, говоря: разорите церковь сию и треми денми воздвигну ю (Ин 2:19), - анафема.
Кто говорит, что сотворённый в Деве человек есть самый Единородный, который прежде денницы рождён из чрева Отца (Пс 109:3), а не исповедует, что он получил наименование Единородного от Отца через соединение с Единородным по естеству; кто также называет Иисуса другим кем-то, а не Еммануилом, - анафема.
Кто говорит, что зрак раба достоин почитания сам по себе, т.е. по достоинству своей природы, хотя и не есть Владыка всего, а не за то почитается, что принять в общение с блаженным естеством Единородного, и по самому естеству Господа, - анафема.
Кто говорит, что зрак раба сосуществен Св. Духу, а не входит в общение с ним через посредство Бога Слова, и что от самого зачатия имел союз с ним, вследствие чего некогда и совершал чудесные врачевания в людях и со властью изгонял духов, - анафема.
Кто говорит, что само сущее в начале Слово соделалось первосвященником и посланником нашего исповедания (Евр 3:1) и самого Себя принесло в жертву за нас, а не признаёт посланником Еммануила, почему и приношение приписывает (самому) Тому, кто принял (человека) в единение, (всё) относя к одному лицу Сына и приписывая Ему, то - как Богу, что принадлежит Богу, то как человеку, что свойственно человеку, - анафема.
Кто говорит, что принятая в единение плоть по силе своей природы животворяща, тогда как сам Господь и Бог возвещает: Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже (Ин 6:63), - анафема. - Дух есть Бог (Ин 4:24), сказано ещё. Итак, кто говорит, что Слово Бог стало плотию ипостасно, тогда как плоть сохраняет свойственный себе вид в Господе Христе, - особенно, когда по воскресении Он сам говорит ученикам своим: осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк 24:37), - анафема.
Кто, исповедуя страдания плоти, но, не различая достоинства естеств, те же страдания приписывает Богу Слову, как и плоти, которую Он воспринял, - анафема.
1Несторий злоупотребляет значением слова: Еммануил, прилагаемого в св. Писании к воплотившемуся Сыну Божию и означающего: «с нами Бог». По учению Церкви, это наименование означает именно воплощение Бога, единение с нами Бога через восприятие нашего естества в единство ипостаси, а по мнению Нестория это только обитание Бога в человеке (Христе), которого Он избрал храмом для Себя и орудием для своего единения с человеками.
2Здесь Несторий злонамеренно представляет православное учение в превратном виде, как будто Церковь допускает, что божеское естество Сына Божия в воплощении превратилось в плоть; оно не превратилось, а восприяло человеческую плоть, не изменившись в самом себе.
3Т.е. что Бог нисшёл с неба на землю, и вселился в утробу пречистой Девы, от которой восприял плоть.
4Здесь опять Несторий извращает православное учение, представляя, что оно человеческую плоть во Христе распростирает в бесконечность; Церковь напротив учит, что плоть Христова сохранила свои естественные свойства и не сделалась ни бесконечною, ни неописанною.
5Несторий несправедливо думал, что Церковь смешивает или сливает в Иисусе Христе божественное и человеческое естество, когда учит, что Он есть Богочеловек в одном лице: по учению православной Церкви, оба естества в лице Спасителя остаются неслитными и несмешанными, как два различные естества.
6И здесь умышленное извращение православных понятий. Церковь не говорит об одном естестве или существе во Христе, состоящем из двух естеств: она признаёт в нём два естества в одном лице. Тоже извращение православного учение и во всех последующих статьях Нестория.
7см. выше.