Прочитал на одном из новосибирских онлайн-площадок, где проходит обсуждение идеи «Челябурга»,
цепочку связанных комментариев, в которых достаточно резона.
- Бред в том, что единственным вариантом развития сотрудничества между регионами и довольно далекими друг от друга городами автору видится агломерация. Без этого что ли никак сообщение между городами назначить?
- Вряд ли это стоит называть агломерацией. А вот скоростное сообщение не помешало бы...
- Да, действительно. В нашем случае с близлежащими городами нужно укрепление внутренних связей по типу "созвездие". У Новосибирска, Кемерово и Новокузнецка уже фактически сформированы свои естественные агломерации, и мне видится тут объединение регионов с целью решения именно этих региональных связей, например, строительство скоростных дорог Новосибирск-Кемерово, Новосибирск-Юрга-Анжеро-Судженск-Мариинск, проработка федеральных трасс, координированное развитие железно-дорожного сектора. Развитие аграрного сектора. Т.е. локальное решение всех тех вопросов, на которые федерация закрывает глаза. Ну а делать тут свой "Челябург" - это, конечно, бред.
- думаю, силы этих мечт даже на то, чтобы какие-то бумажки оформить не хватит, так что обсуждать смысла нет. А скоростная ЖД имела бы большой смысл, там часто катаются туда-обратно.
Я считаю идею конурбации/агломерации или как ее там прогрессивной и необходимой, но вижу ее мечтой, идеальным желаемым образом; ближе к реальности, мне кажется, ставить сегодня целью упомянутое выше «укрепление внутренних связей по типу «созвездие» - т.е. на улучшение «метаболизма», а уже потом, если появится пульс, оценивать состояние организма - делить, кто станет головой, а кто пяткой.
Еще один важный момент, который нужно учитывать: это потенциал конурбации/«созвездия» «Челябурга» как транспортного узла в свете начавшихся масштабных движений на Ямале и освоения Арктики.
Основное, что имеется в виду - началось строительство морского порта Сабетта, первоначально под «Ямал СПГ» (вывоз танкерами сжиженного газа), но с устойчивым стремлением сделать этот объект многофункциональным - под все типы грузов. Уже просчитана круглогодичная грузовая навигация по Северному морскому пути: оказывается, по этому маршруту экономия перевозчиков при доставке товаров из Европы в Азию по сравнению с линией через Суэцкий канал составляет до 30%. Сабетта, как одна из ключевых точек Севморпути, приобретает большое значение также для экспорта российских грузов из урало-сибирского района. И только что, сегодня на пресс-конференции, президент Путин
подтвердил господдержку этому проекту. Очевидно, если Сабетта заработает, основной грузопоток туда потечет через Екатеринбург - это исторически обусловлено. Но у Челябинска есть хорошие шансы не остаться в стороне, влить и влиться сюда, реализуя тем самым свои анонсированные «транспортно-логистические амбиции». Идея «Ебурчела» Челябинску здесь в помощь.
p.s. 1) про Сабетту я интересуюсь и масштаб оценил год назад, а в Челябинске впервые услышал в созвучном моему контексте от депутата ЗСО, председателя Чро «Деловой России» Константина Захарова на
октябрьском круглом столе по развитию Южного Урала; 2) картинка
взята тут.