Вскоре сигнал светофора можно будет услышать по радио
КЛЕРК 13.10.2006, Москва 09:90:99
Начиная с декабря 2006 года столичные светофоры начнут вещание в FM-диапазоне на частоте 100,0 МГц
Указ о запуске программы "Радио-информационная система дорожного движения Москвы" (РИС ДД Москвы) подписал сегодня столичный градоначальник.
На первом этапе по радиоканалу будет передаваться сигналы открытия/закрытия (аналогично звуковой сигнализации для пешеходных светофоров).
В перспективе на базе РИС будет развёрнута полноценная система информирования водителей о ситуации на дорогах.
Технология направленной передачи сигнала
Идея трансляции сигналов светофора не нова, попытки реализовать такую систему предпринимались с начала распространения авторадиол. Однако до сих пор не существовало способа решения проблемы направления сигнала - очевидно, что водители,
Направленное УКВ-излучение основано на вертикальной поляризации несущей частоты.
Частотная модуляция, применяемая в УКВ и FM диапазонах, может осуществляться в вертикальной и горизонтальной плоскости. Обычные излучатели используют обе плоскости, поскольку это позволяет расширить радиус уверенного приёма.
В направленном УКВ-излучении в вертикальной плоскости волны модулируются передаваемым сигналом, а во всех остальных - специальным интерференционным сигналом, который, взаимодействуя с аналогичными сигналами соседних передатчиков, заглушает передаваемый сигнал вне узкого сектора. В результате передача сигнала оказывается направленной.
Изменяя параметры передаваемого и интерференционного сигнала можно изменять угол и длину сектора уверенного приёма.
подъезжающие к перекрёстку с разных сторон должны получать различный сигнал, но устройство передатчиков позволяет вести только ненаправленное вещание.
Проблема была решена специалистами НИИ устройств сведения радио-частот (НИИ УСРаЧ), которые создали технологию направленного УКВ-излучения. Эта технология позволяет формировать чётко ограниченные зоны приёма сигнала, что открывает возможности для развёртывания локальных радио-информационных систем.
Программа РИС ДД Москвы
Реализацией программы РИС ДД Москвы займётся ОАО "Московские радио-информационные системы" (МосРИС), дочка АФК "Система". Поскольку владелец рассматривает МоcРИС как телекоммуникационный актив, в качестве логотипа компания будет использовать знаменитое яйцо на оранжевом фоне.
Все светофоры будут работать на частоте 100,0 МГц FM-диапазона. Настроившись на эту частоту, водитель будет получать сигналы от ближайшего по ходу движения светофора.
Пилотная установка системы будет передавать звуковой сигнал открытия/закрытия светофора: при горящем красном - тишина, при зелёном - периодический звук, похожий на сигнализацию открытых дверей на ВАЗах, при мигающем зелёном - тот же звук, но в два раза чаще.
"Звуковые сигналы сделаны интуитивно очевидными", - отметил директор МосРИС Андрей Сгаражей, - "При отказе системы тишина в эфире заставит водителей ориентироваться на цвет сигнала светофора, что позволит повысить безопасность движения".
Первая линия светофоров с направленными передатчиками будет смонтирована на Профсоюзной улице от пересечения с проспектом 60-летия Октября до Нахимовского проспекта.
"Траффик ФМ"
В перспективе функциональность РИС будет расширена - появятся каналы, информирующие водителя о ближайших объектах на маршруте - пересекаемых улицах, развязках, схемах манёвров и т.д. Кроме того, РИС будет сообщать о затрудненях движения и предлагать маршруты проезда.
Последнюю услугу исследователи в шутку называют "GPS для бедных". На основном канале "Траффик ФМ" (это будет, скорее всего, 99,9 МГц) будут передаваться частоты, на которых передаётся информация о маршрутах объездов затруднений (пять каналов с 100,1 до 100,5). Информация об объезде будет привязана к ближайшему светофору.
Московское правительство надеется, что внедрение РИС позволит решить хотя бы часть проблем с движением в столице.
Источник иллюстрации:
Википедия