Постмодернизм периода ГорбачёваМихаил Сергеевич Горбачёв, генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991), президент СССР (1990-1991), был действительно образованный и прогрессивный на тот момент лидер страны. Он закончил школу с серебряной медалью, поступил без экзаменов и закончил юридический факультет МГУ, а также Ставропольский сельскохозяйственный институт. Михаил Сергеевич одно время даже собирался идти в науку и был ближе к искусству чем предыдущие правители. Например, в беседе с руководителем Союза кинематографистов Э. Климовым Горбачёв сказал: «нам в искусстве нужна правда, но полная правда, а не полуправда». Предложенный им курс на перестройку затрагивал все основы жизни страны и означал демократизацию общества и искусства.
В это удивительное время контрастов и перемен стихийно образуется множество художественных группировок и организаций, проповедующих новую эру в искусстве, возникают новые постмодернистские направления - акционизм, симуляционизм, арт-фотография и т.д.
В 1987 году Горбачёвым был подписан Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года. Здесь город и область рассматривались как единый организм. Планировалось глобальное перемещение части производств из города в область с созданием на её территории производств, экспериментальных баз и полигонов. Однако из-за экономических проблем в целом это не удалось.
В середине 1980-х годов продолжалось плановое жилищное строительство, которое сошло практически на нет к началу 1990-х гг. Символами перестройки стали не только программа «Взгляд» и очереди, но и то, что относится к нашей теме - грубо сделанные ларьки и заросшие долгострои.
В этот период процветал постмодернизм со своим нигилистическим или юмористическим отношением к историческому наследию. Что из этого получилось на архитектурное ниве - посмотрим.
Мостоотряд N 19
Здание Мостоотряда № 19 в Красном Селе на пр. Ленина построено в 1986 г. в стиле советского минимализма.
Станция метрополитена "Улица Дыбенко"
Наземный павильон построен в 1987 г. по проекту архитекторов В. Г. Хильченко и К. Г. Леонтьевой в стиле минимализма.
Санаторий-профилакторий "Царскосельский"
Санаторий в Пушкине был построен для Ижорского завода в 1987 г. Здание, решённое в бруталистском ключе, отдалённо напоминает замок - ведь рядом располагается Баболовский дворец (увеселительный павильон, построенный в 1785 году в готическом духе). После реконструкции 2006-2007 гг здесь располагается отель «Потёмкин».
Жилой дом на углу Финляндского и Большого Сампсониевского проспектов
По соседству с гостиницей «Ленинград» в 1985-87 гг было построено здание с двухуровневыми квартирами для ленинградской элиты по проекту архитекторов В. Э. Струзман и В. И. Битной (кстати, и Струзман и Битная участвовали ранее в постройке гостиницы «Ленинград»). Постмодернистский облик здесь определяется заметной фиолетовой керамической облицовкой фасадов и характерной аркатуры галереи первого этажа. В верхних этажах мансардного типа располагались двухуровневые квартиры с мастерскими для художников.
Новое здание Государственной Публичной библиотеки. Российская национальная библиотека
Новое здание библиотеки на Московском проспекте построено в 1985-98 гг по проекту авторского коллектива под руководством архитектора В. Н. Щербина. Экономические проблемы надолго затянули строительство, приемочная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь нового здания РНБ только в 2002 г. Постмодернистский облик здесь обогащается античным влиянием. Ротонда-патио украшена десятью медными скульптурами "Театр", "Архитектура", "Механика", "Медицина", "Правосудие", "Религия", "Воздухоплавание", "Виноделие", "Философия", "Музыка" (скульптор А. А. Мурзин по моделям Б. А. Свинина). В оформлении большого читального зала использованы мозаичные панно в виде метопов «Познание» (авторы эскизов - С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин).
Здание вычислительного центра ЦСУ СССР
Здание вычислительного центра на ул. Профессора Попова построено в 1986-1990 гг, авторы проекта архитекторы Р. В. Прокоп и И. П. Евтеев. Облик здания напоминает какую-то технократическую структуру - скорее всего, гигантскую ЭВМ.
Ждановский мост
Пешеходный однопролетный железобетонный балочный Ждановский мост через реку Ждановку, соединяющий Петровский стадион со Ждановской набережной, построен в 1989-1992 гг по проекту архитекторов Н.А. Дибцова и Ю.Г. Шиндина (инженеры Г. М. Толстопятов и В. Е. Эдуардов). Простой рисунок перил моста украшен олимпийской символикой.
ЛенНИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены им. Пастера - СПб НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера
Впечатляющее здание института на улице Мира в типичных бруталистских формах с "эркерами-лифтами" построено в 1985-1988 гг по проекту архитектора Э. Н. Юшмановой.
Межвузовский Учебный спортивный комплекс
Здание спорткомплекса в Апраксином переулке было построено в 1989 г. по проекту архитектора Э. Н. Юшмановой (?) в стиле брутализма.
Пожарная часть N 36
Любопытное здание на части территории Смоленского Лютеранского кладбища (пер. Декабристов, 1) построено по проекту В. А. Реппо и Т. Ф. Хрущевой в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Прогуливаясь у фасадов, можно наслаждаться смелой игрой красно- и белокирпичных крыльев, экспрессивными выступами здания, напоминающего по ассоциации с кладбищем протестантскую современную кирху со смотровой башней-колокольней.
Бассейн ВМФ (СКА) на Васильевском острове
Здание, построенное для моряков, напоминает парусник (с трубами а-ля крейсер «Аврора») и построено в духе «развитого брутализма» («перевёрнутая пирамида») из кирпича и монолитного бетона. 1988-1989, архитекторы Т. Ф. Хрущёва, Л. М. Рощин, конструкторы В. И. Канатуш, О. А. Курбатов.
Выставочный комплекс "Ленэкспо". Павильоны №6 и №4
Павильон №6 построен в 1990 г по проекту архитекторов В. М. Фрайфельда и Д. Б. Седакова. Хорошо прорисованные формы здания напоминают драккар викингов. Павильон №4 построен по проекту тех же архитекторов в 1995 г.
Смольнинские бани
Бани на ул. Красного Текстильщика построены в 1991 г. по проекту архитекторов Л. И. Кругловой и В. П. Шепеты. Уникальное здание было изначально облицовано бетонной плиткой и украшено световыми круглыми отверстиями, напоминающими люнеты турецких бань. После переоблицовки плиткой здание потеряло своё очарование.
Государственная инспекция охраны труда
Здание на улице Зои Космодемьянской построено в 1991 - 1992 гг в стиле исторического постмодернизма.
В СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ