ПОСТМОДЕРНИЗМ

Sep 22, 2017 21:50


ПОСТМОДЕРНИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ ПЕРИОДА АНДРОПОВА И ЧЕРНЕНКО
ПОЗДНИЙ СОВЕТСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Завтра ветер переменится,
Завтра, прошлому взамен,
Он придёт, он будет добрый, ласковый,
Ветер перемен.

Эти слова знаменитой песни из фильма про Мэри Поппинс, снятого в 1983 г., символизировали новые веяния в нашей стране. В 1982 году умерли Л. И.  Брежнев и главный идеолог компартии М. А. Суслов. С приходом к власти Ю. В. Андропова (1982- 84) и затем К. У. Черненко (1984-85), развитие советского архитектурного модернизма вроде бы продолжало происходить в традициях минимализма и типизации. Однако, назревшее в обществе ощущение перемен, дискредитация коммунистических идей, западное влияние, просачивающееся через железный занавес, привели архитектуру к новому этапу.

В это время в СССР зарождается новая эпоха, которую теперь мы можем отнести к мировому постмодернизму. Идеи постмодернизма, как преодоление избыточного рационализма модернистских решений на Западе продвигались уже с 1960-х годов.  В поиске новой эстетики постмодернисты стремились уйти от типизации архитектуры, создавая индивидуальный образ, применяя декорирование стен, барельефы, росписи и др., часто обращаясь к историческому прошлому. Поэтому постмодернистскую архитектуру называют иногда и неоэклектикой.

В Ленинграде особую популярность приобрели средневековые мотивы, образы крепостей и замков в это время появлялись как в общественной, так и жилой архитектуре. Возможно, это было связано с подсознательным сопротивлением погибающей политической системы?

Сегодня словом «постмодернизм» пугают детей и зарабатывают рейтинги, и полемичность подхода к этому явлению можно свести к тому, что постмодернизм в философии и искусстве - это то, что следует за модернизмом и часто противопоставляется ему.
.
Жилой дом в Перекупном переулке
Жилой дом в Перекупном переулке перестроен в 1982 г. и является одним из первых примеров постмодернистской архитектуры - здание напоминает готизирующие постройки эпохи модерна.

Дворец бракосочетания (ЗАГС) Выборгского района
Здание построено в 1982 г. по проекту архитекторов Б. Г. Устинова, Л. Н. Травиной и М. В. Меккель. Ассиметричная компоновка свободно растущих экспрессивных форм, напоминающих трансформированный в современной эпохе замок с башней, бойничными окнами (видимо, архитекторы подразумевали супружескую дом-крепость), обширное застекление крыши делают данную постройку одним из необычных современных архитектурных произведений.

Детский сад № 19
В 1983 г. в переулке Джамбула по проекту архитекторов С. П. Шмакова и В. В. Меляковой было выстроено уникальное здание для детского сада. Облик фантастического средневекового замка был дополнен острыми кирпично-бетонными формами бруталистской архитектуры с балками, треугольниками, квадратами, кругами, полукругами, загадочными металлическими навершиями, напоминающими чебурашек.  Шмаков вспоминал: "Голь на выдумки хитра. Для этого мы использовали железобетонные кольца канализационных колодцев, в качестве макетов пушек - чугунные канализационные трубы, применялись и железобетонные, квадратные по конфигурации элементы теплокамер". В журнале "Архитектура СССР" один автор разглядел здесь масонские символы, что в совокупности с острыми формами здания вызвало в те времена большой резонанс.

Профессионально-техническое училище №147
В 1983 г на углу Звёздной ул. и Дунайского пр. по проекту архитекторов В. М. Фрайфельда и В. И.  Лемехова было построено училище для объединения "Скороход". Видимо, для того, чтобы будущие обувных дел мастера проявляли больший творческий поход к своему делу, был разработан довольно изысканный проект. Архитектурный комплекс из кирпичных связанных корпусов создан в бруталистком духе, но общая изощрённость решений, противопоставленная минималистским идеям «правдивого стиля», игра геометрических форм, масштабов и облицованных материалов говорят о развитом этапе советского брутализма.

Гребная база Ленинградского Кораблестроительного института
В 1983 году на Крестовском острове появляется главный корпус гребной базы Ленинградского Кораблестроительного института. Выразительное здание в построено в уже ставшем «традиционном» бруталистском духе, однако здесь появляется явный «неоисторизм» - в его облике мы без туда узнаём отсылку к соседним постройкам Мельцера (дом Фолленвейдера и собственный особняк).



Лабораторный корпус Института гидротехники им. Б. Е. Веденеева
Построен в 1983-84 гг по проекту архитектора Е. В. Карпина. На этом примере виден поиск новых приёмов архитектуры - бруталистический дух здесь дополняется стилизованными фланкирующими средневековыми башнями с окнами-амбразурами. Необычная архитектура обусловлена расположением здесь крупномасштабной модели Невской губы Финского залива (для исследования влияние дамбы на акваторию). В 1997 г. здание реконструировано под нужды гипермаркета.

Жилые дома на Ленинском проспекте
В 1984 г были построены несколько домов-гибридов на основе проектов серий 137 и 600.11. В попытке отойти от типизации архитекторы применили необычную разноцветную окраску, расположенную ступенчато.

Масляный, Можайский и Газовый мосты через Обводный канал.
В 1984 г. на Обводном канале по типовому проекту архитектора В. М. Иванова и инженера Б. Э. Дворкина были построены несколько пешеходных мостов.  Однопролетная металлическая конструкция была украшена ажурными чугунными перилами, криволинейными нижними балками и торшерами с фонарями под XIX век.

Кинотеатр "Подвиг"
Построен в 1984 г. в Колпино, по проекту архитектора О. А. Харченко. Бруталистский облик архитектор «облагородил» тёмно-красным кирпичом и придал сходство с ратушей в духе XIX века.

Профилакторий завода "Красный Октябрь”
Здание на Елизаветинской улице построено в 1985 г в постмодернистском стиле неоэклектика, сочетающим дух брутализма, модерна и средневековья.

Станция метрополитена "Проспект Большевиков"
Наземный павильон построен в 1985 г. по проекту архитекторов В. Г. Хильченко и К. Г. Леонтьевой. Облик напоминает античное или средневековое сооружение цилиндрической формы с порталом-вестибюлем (например, Пантеон или замок Святого Ангела в Риме). Наружные стены павильона отделаны сааремским доломитом светлого оттенка.

Станция метрополитена "Ладожская"
Наземный павильон, построенный в 1985 г. по проекту архитектора В. Н. Есиновского с фланкирующими башнями напоминает постмодернистскую крепость.

Автобаза обкома КПСС
Здание автобазы Ленинградского обкома и горкома построено на Херсонской улице в 1985 г по проекту В. М. Фрайфельда. Экспрессивная пластика форм с цилиндрическим объёмом рампы для подъёма и спуска легковых машин делают это здание одним из лучших образцов позднего советского брутализма.




Детско-юношеская спортивная школа
Здание специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва на улице Королёва построено в 1982-86 гг по проекту архитектора С. П. Шмакова. Свою любовь к брутализму автор выразил в бетонно-кирпичном решении фасадов.  А своим дизайном с парящей крышей, стилизованными контрфорсами и всевозможными пристройками архитектор сказал своё новое слово в эпоху постмодернизма: «Укрываться одеялом удобнее, чем листом фанеры». И, очевидно, он понимал, о чём говорил.

Гаражный кооператив "Василеостровец"
Здание в бруталистском духе построено на Уральской улице в 1986 г.  Его отличает тотальная бетонная решётка из «исторического» «бриллиантового руста» и характерные скошенные зубцы балконов из бетона.



Жилой комплекс с торговыми помещениями на Новосмоленской набережной, 1
Ансамбль, раскинувшийся вдоль всей Новосмоленской набережной (дом 1) построен в 1983-1986 годах по проекту архитекторов В. А. Сохина, В. Н. Соколова и П. В. Курочкина. Уступчатый абрис крыш представляет собой единую линию над пятью объемами с высотными башнями. В экспрессивных переходах нависающих уступов и балконов опытный взгляд сразу выхватит типично «бруталистский» приём - перевёрнутые пирамиды.



содержание

andropov, постмодернизм, architecture, postmodernism, черненко, андропов, минимализм, брутализм, tchernenko, советский, сохин, leningrad

Previous post Next post
Up