Наткнулся на днях на старый пост Дмитрия Евгеньевича про выпускника моей школы, каковой закончил ея на год раньше меня. Речь о Шапиро-Соловьеве. Вообще-то, ДЕГа можно повторять постоянно, но тут удивительно, как вообще ничего не изменилось за эти годы. Разве, что Владимир Рудольфович ныне обласкан властью и теперь выдает на публику продукты своей жизнедеятельности буквально каждый день (upd: «Соловьиный помет» появился позже этого поста).
536. «ЖГИ ВАТУ!» Закрыта передача Соловьёва «К барьеру». Конечно это ещё один маленький шажок по сворачиванию свободы слова на ТВ. Однако...
Чувства закрытие передачи вызывает смешанные. Нет, чёрт, кривлю душой - ЭТО ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!
Ничего более мерзкого я не видел. Шоу Соловьёва - это гарантированное первое место на конкурсе самых подлых телепередач Европы. Как Америка не знаю - они до сих пор «развиваются», спрос с них иной. «Пионеры». Японцы - инопланетяне, сравнивать тоже нельзя. Остальной «Таджикистон» - подавно. Но и англичане, и немцы кусали бы локти от зависти. На конкурсе хамства - русские вне конкуренции. УМЕЮТ.
Во-первых, общая концепция. Соловьёв пытался изобразить, что речь идёт о честной-благородной полемике, «интеллектуальной дуэли». Но вообще-то спор не драка, там не убивают оппонента, а выясняют истину. Поэтому стилизация под дуэль порочна изначально. Это взгляд человека не понимающего, что такое интеллектуальное состязание. Для него это что-то вроде мочилова, но понарошку. Пейнтбол.
Во-вторых, в передаче Соловьёва орали. Россия не Израиль, здесь не орут. Тот, кто орёт - обкакался. Север. И говорят помедленнее. Тот, кто тараторит - тоже обкакался.
А вот третья черта берёт начало в русском секторе синтетической соловьёвской личности. Это «играющий судья». Соловьёв взял на себя роль рефери интеллектуальной дуэли, но понял её так: подначивать, перебивать, не давать людям высказаться, крутить своей толстой задницей, жрать в эфире шоколадные конфеты, острить, подмигивать, выставлять людей дураками, обобщать, воспитывать, плясать чечётку, окормлять словом евангельским унд зо вайтер. Главный в дуэли - секундант. Все остальные - ничтожные статисты, призванные обрамлять гиперчеловеческие качества... шестёрки. Потому что на самом деле роль ведущего дело десятое. Это не ведущий лидер, а буксир, ведущий лидера. Основное качество интеллектуального конферанса - помогать высказаться тем, кто тебя умнее и компетентнее. На крайний случай - заполнять репризами какие-то сбои и неловкости. Сам Соловьёв никому не интересен. Ушастых русско-еврейских гибридов мы насмотрелись до мордоворота и никому они не нужны. Об мартышек в Индии спотыкаются, это те же крысы или кошки. Сокровища сложной души Соловьёва, его мнения по тому или иному поводу - скучища смертная. Соловьёв у барьера, Соловьёв на барьере, Соловьёв под барьером, Соловьёв прыгает через барьер, Соловьёв барьер пилит-стругает, засовывает через телеэкран в харю зрителю - это утомительно и однообразно. Есть люди интересные. Не спорю. Можно найти человека, который сам шоу. Но Соловьёв никакой - как его фамилия. «Господин НН». И внешность такая: не красавец, не урод. Не русский и не еврей. А так - Чичиков. Так и сидел бы на жёрдочке. Самомнение и наглость русские - а плечи узкие.
В-четвёртых, - и это с учётом трёх первых пунктов главное, - тематика передачи. В конце концов, шоу можно найти потупее и похамоватее. В том числе на Западе. Но там наблюдается соответствие между формой и содержанием. Есть шоу, куда приводят драться в прямом эфире тупых обывателей. Или шоу поедателей тараканов. Но в передаче Соловьёва обсуждались реформа избирательной системы, детская смертность, история октябрьской революции. Всё это ЛОМАЛО ДИАЛОГ ВООБЩЕ. Как таковой. Можно есть в дорогом ресторане, можно в дешёвом кафе. Можно - на лоне природы или даже в грязной харчевне. Но нельзя есть, когда тут же кто-то гадит. Даже в тюремной камере за такое бьют по зубам или на крайняк орут «жги вату!».
Ну и последнее. В передаче было «голосование», априори поддельное, и были «суд», специально составленный из людей случайных и ничтожных. Для которых само появление в экране было личной удачей, в которую они не верили.
Так Соловьёв, будучи закомплексованным ничтожеством (советский инженер и комсомольский активист) обгадил всё: человеческий разговор, общественное мнение, правила общения. Он не учил людей, не поднимал до себя, а ломал и портил. Это гораздо ХУЖЕ пресловутого Доренки. Доренко от противного играл на повышение. Люди понимали: ТАК говорить нельзя. А Соловьёв отучал от мысли, от спора, от любых интеллектуальных интересов. «Сопи в две дырки и читай «Мурзилку»».
Так что лучше уж вообще никакой свободы слова, чем такая. Глядишь человек самобегло поговорит, поспорит, посидит в интернете. Не такая уж это заумная вещь. Развести костерок на берегу озера, приготовить мясо, выпить хорошего вина, полюбоваться закатом. Можно обойтись и без торфяного пожара, и без мордобития, и без вселенской помойки. Миллионы людей обходятся. Так что, дорогой ушастик, сворачивай сокровища души невиданные, и чеши с ЦТ куда подальше. Я бы советовал на производство. Ты себя показал, цена тебе такая: несложная физическая работа.