Путешествие по Щелковской слободе

Feb 15, 2015 23:15


В очередной субботний день [24 января 2015 года] решили прогуляться по зимнему лесу, а заодно посетить сразу четыре усадьбы разной степени сохранности: отреставрированная, ветхая, руинированная и исчезнувшая.
Поскольку я люблю фантазировать на тему, как те или иные места выглядели во время расцвета дворянских имений, то представим, что мы гуляли на рубеже этак века 18.
Наш маршрут на этот день: платформа "Фрязино" - усадьба Гребнево - усадьба Медное-Власово - усадьба Савинское - усадьба Глинки - платформа "Монино".





В 11 часов вышли из электрички на станции "Фрязино пассажирская". К слову, в далеком 18 веке в зимнюю пору до этих мест можно было добраться только на санях, запряженных тройкой лошадей, поскольку железнодорожное сообщение здесь появилось только 1949 году.


Пройдя через городок Фрязино, который в те далекие времена был небольшой деревушкой, мы дошли до усадьбы Гребнево, которая в настоящий момент представляет из себя руины.


18 век в усадьбе Гребнево - это время князей Трубецких, и только к 1781 году усадьбу покупает суворовский генерал Гаврила Ильич Бибиков. Он снес старый деревянный дом и построил на его месте каменный ансамбль усадьбы. Парадный двор был обстроен восьмью новыми зданиями. В это время в усадьбе Гребнево велась активная пышная жизнь, проходило много приемов, балов, карнавалов. Родная сестра Бибикова была супругой знаменитого полководца М.И. Кутузова, который не раз бывал в Гребнево. Отстроивший усадьбу генерал Г.И.Бибиков увлекался музыкой и театром, в Гребневе был свой оркестр, театр из крепостных актеров, балетная школа.
Придя в такую пору в усадьбу, мы бы встретили суетившуюся прислугу, готовившую завтрак для господ. За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже - кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Помимо бутербродов с ветчиной на стол ставили яйца всмятку и горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то несли холодные закуски, кулебяку, жаркое и даже водку.
Поскольку в гостях мы тут уже бывали (http://kleine-furer.livejournal.com/37187.html), не заходя на территорию усадьбы, двинулись дальше в путь.
Через Новую Слободу, Камшиловку, в ту пору состоявшую из 9 домов, Дубраву и Топорково вышли на трассу. Дорога через эти деревни практически прямая, а поскольку машин практически не было, шли спокойно, любуясь свежевыпавшим снегом и густым лесом.
От Топорково до следующей нашей усадьбы Медное-Власово через лес идти не стали, поскольку снега было по колено, тропы видно не было, а лес завален буреломом. Сделали небольшой крюк через Мизиново.
У первого дома села Мизиново вдоль забора повернули в лес - там по краю деревни вдоль реки Воря проходит народная тропа до Медное-Власово.


В 18 веке на этом месте ничего не было до тех пор, пока в 1822 году купцом Савельевым не был основан медно-латунный  завод. В 1860 году завод был куплен купцом Зерновым, после чего  был перекуплен братьями Соловьевыми. В 1871 году тут же, чуть дальше, чем располагался завод, его владельцы построили себе и усадьбу, большой дом с колоннами из камня, флигели и хозяйственные постройки. Практически все постройки братьев сохранились и до сегодняшнего дня, но сильно обветшали. Усадьба Медное-Власово находится в аварийном состоянии.
Вышли из Медного-Власово, попробовали прорваться по пояс в снегу через поле и в итоге повернули вправо по Щелковскому шоссе до дороги с указателем "Усадьба". Вдоль дачного массива добрались до усадьбы Савинское как раз к обеденному времени.
Имение Савинское принадлежало нескольким поколениям Лопухиных вплоть до 1819 года. Одним из последних владельцев его был генерал-поручик, кавалер ордена Александра Невского, участник войн с Турцией, Швецией и Пруссией Владимир Иванович Лопухин (1703-1797). Не менее знаменит был его сын Иван Владимирович Лопухин (1756-1816), видный государственный и общественный деятель и сенатор. И.В. Лопухин поступил на военную службу в 1775 году прапорщиком, а в 1782 году вышел в отставку в чине полковника. Поселившись в Москве, он был советником, а затем председателем Московской уголовной палаты. Лопухин возглавил просветительскую и благотворительную деятельность кружка московских масонов-мартинистов.


Живя в усадьбе, Иван Владимирович решил разбить здесь оригинальный парк, который отражал бы новую моду в парковом искусстве. Английская пейзажная планировка стараниями французских зодчих была украшена архитектурными и скульптурными элементами. Парк в усадьбе был сделан в виде архипелага, чьи многочисленные острова образовывали лабиринт, по которому можно было блуждать целыми часами. Везде были устроены места для отдыха: кресла, беседки, диванчики и т.п. Пруд украшали многочисленные каналы, пруды-канавки, дорожки; было в парке немало памятников и памятных плит.  Центром парка был Юнгов остров, названный в честь английского поэта-масона Готфрида Юнга. На острове располагались храм дружбы, пустынническая хижина для уединения и молитв, памятники французским просветителям Жан-Жаку Руссо и Фенелону, генерал-фельдмаршалу Н. В. Репнину, другу Лопухина, а также герою Семилетней войны генералу Василию Авраамовичу Лопухину. На других островах, островках и в рощицах находились памятники Сократу, Платону, Беме, Эккартхаузену, Конфуцию. В заливчике, в тени прибрежных деревьев, плавно покачивалась бочка Диогена. В честь М. В. Ломоносова Лопухин устроил Рыбачий остров. В покрытых берестой шалашах хранились рыболовные снасти. Рядом, под развесистыми деревьями, были врыты столы со скамьями, здесь для гостей подавался обед с традиционной ухой из рыбы, выловленной в Воре, в то время изобиловавшей рыбой.
А вообще обычно за обедом подавались и горячие щи и холодная со льдом ботвинья с осетриной, грибы жареные в сметане, утки или индейки со всевозможными соленьями, отварными грибами, моченой брусникой, смородиной и т.д., и разные сдобные пироги. Чарочки и рюмки, наполненные вином, медом, веселили сердце, горячили кровь и располагали общество к веселой, дружной беседе, взаимному обмену мыслей и чувств.
К сожалению, от усадьбы Савинское остался только уже изрядно заросший пруд.
Вдоль реки Воря, мимо усадебного пруда через деревню Савинки, по дороге на Лосино-Петровский как раз к вечернему чаю дошли до последней нашей усадьбы на сегодня - усадьбы Глинки, которую не так давно отреставрировали.



В 1727 г. Брюс в чине генерал-фельдмаршала ушел в отставку и уехал из Петербурга. Он купил землю около села Глинково и отстроил усадьбу Глинки. Поселившись здесь вместе со своей супругой Маргаритой фон Мантейфель, Яков Брюс отдался своему любимому занятию - научным изысканиям и опытам. Применяя свои знания в архитектуре, Брюс создал великолепный усадебный ансамбль.Усадьба Глинки относится к одному из самых ранних, уцелевших до наших дней подмосковных имений. Первый этаж дома был стилизован под средневековый замок, а обтесанные камни, обрамляющие окна первого этажа, в темноте представлялись демоническими масками. Весь усадебный ансамбль был выполнен в стиле барокко, по-прежнему модном в первой трети 18 века: хозяйственные постройки располагались строго симметрично по отношению к усадебному дому, а напротив главного входа был разбит регулярный парк с аккуратным прудиком и павильонами... К сожалению, после пожара 1899 года только флигель-кладовая и садовый павильон, служивший лабораторией Брюсу, сохранились в первозданном облике. Усадьба Глинки выстроена в стиле дворцово - парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. В настоящее время сохранилось два каменных комплекса - парадный и хозяйственный. Парадный двор образован главным домом и тремя флигелями. Хозяйственный двор был основательно перестроен в конце 18 века и более не представляет художественного интереса. Небольшой двухэтажный, прямоугольный в плане дом (20-30-е годы 18 века), можно считать наиболее старым из сохранившихся в Подмосковье. Его отличает сдержанная торжественность. Парадный дворец - небольшой двухэтажный дом, торжественный и сдержанный, с открытой лоджией со спаренными колоннами с двумя флигелями по бокам. Стены его разбиты пилястрами (полуколоннами), наличники окон богато украшены. В замковых камнях высечены карикатурные маски. Садовый павильон и караульня, расположенные под углом к главному дому, и хозяйственные постройки ограничивают парадный двор. За домом разбит регулярный вековой липовый парк с прямоугольным прудом. В планировке его аллей можно увидеть масонские знаки.

От усадьбы Глинки, ныне санатория Монино, пошли до конечной остановки нашего маршрута  -железнодорожной станции Монино.Поскольку в Лосино-Петровском (до 1928 года - Лосиная слобода, названная в честь открытой здесь Петром I в 1708 году казённой Лосиной мануфактуры для производства кожаного обмундирования и амуниции из лосиной кожи.), где и располагается санаторий Монино и одноименная станция, был завален снегом, тротуары были не чищены, а местами отсутствовали вовсе, то оставшиеся 5 км проехались на автобусе. Как всегда, уставшие, мокрые и жутко довольные поехали домой на вечерней электричке.
В соответствии с распорядком дня дворянского быта обедали они обычно около двух часов, в пять часов наступало время вечернего чая, а поскольку ужинали в дворянских семьях только после девяти, то часов в семь или восемь, когда возвращалось стадо, можно было отведать парного холодного молока с хлебом.
Ужин в дворянском быту представлял из себя повторение обеда, а поскольку мы не дворяне, то по нашей старой доброй традиции после каждого похода мы едим хинкали.
25 км пути по снегу позади. Горячие хинкали на столе. Настало время отдыхать.

Маршрут нашего путешествия: http://maps.yandex.ru/?um=7TBAHvH-Vka-6tt40RFXu9Ho1bEKeHH5&l=sat%2Cskl
Некоторые из источников:
http://mohovoy.ru/yaroslavka/vorya.htm
http://www.booksite.ru/usadba_new/world/16_0_02.htm
http://www.skitalets.ru/books/moscow_miheev/
http://deadokey.livejournal.com/
http://www.imesta.info/places/show/251/#sthash.mQAhnVLG.dpuf

Москва и ее окрестности

Previous post Next post
Up