Центр изучения истории Гражданской войны

Aug 20, 2012 10:23




Накануне Дня строителя были подведены итоги профессиональных конкурсов. Лучшим объектом реконструкции минувшего года в Омской области был признан Центр изучения истории Гражданской войны, опередивший даже "миллиардный" Концертный зал.
А так как к нынешнему облику Центра (его "внутреннему миру") и я основательно приложился, то есть повод рассказать об этой своей работе, которая началась еще в мае 2011-го.
Построенный в начале ХХ века, особняк Батюшкина в 1918-1919 был резиденцией Верховного Правителя России А.В.Колчака. Потом  детским домом, костнотуберкулезным санаторием, цехом картографической фабрики, архивом ЗАГСа. Реконструкция здания началась с прицелом на свадебную индустрию: планировалось, что там будут торжественные регистрации браков: прилепленный к особняку ЗАГС, видимо, уже не справляется с потоком молодоженов. Проект реконструкции был именно "свадебный", пышный. Уже были даже заказаны дорогущие "дворцовые" люстры.
Однако, волей прежнего губернатора назначение особняка вдруг изменилось. Почитатель личности Адмирала, Л.Полежаев решил увековечить его память. Тем не менее, название было придумано "политкорректное": Центр изучения истории Гражданской войны.


Надо сказать, что это было громом среди ясного неба для владельцев особняка - Министерства государственного и правового развития Омской области. Фактически нужно было с нуля за 5 месяцев создать музей. Для того же Министерства культуры, например, проблем бы не было - ну, еще один филиал краеведческого, подумаешь! А тут - ни опыта, ни экспонатов. Большинство документов того времени еще в 1920-х вывезено в Москву, имеющиеся - большей частью про жертвы "белого террора", вещей нет совсем. И главное - никакого представления, с чего начать, за что хвататься.
Обратились в специалистам-музейщикам.  Н.А.Шугаева, гл. хранитель "Либеров-центра" посоветовала меня. Когда я впервые встретился с Галиной Юрьевной Бородиной, в то время начальником архивного управления, та была просто в панике.
А вот так тогда выглядел особняк Батюшкина 27 мая 2011 года:









Среди этого хаоса ругался со строителями краевед И.Коновалов, контролировавший ход реконструкции.












Входная дверь сохранилась родная.



Цветные слои разных времен.






Датой открытия Центра было назначено 4 ноября - день рождения Колчака и новый государственный праздник. Все эти месяцы работа шла в авральном порядке. Но открыться в ноябре было не суждено: у губернатора неожиданно изменились планы. Потом ждали его через неделю, потом все отложилось и вовсе до января - на "после выборов".



Центр в ожидании. Ноябрь 2011-го.









А это внутренность, созданная по моим эскизам (кроме светильников!) с многочисленной корректировкой "по ситуации".
Центральный вход. Холл. Основная доминанта - зеркало высотой 3,5 м в деревянной резной раме (раму делал С. Диянов). Я хотел, чтобы это был настоящий арт-объект: чтобы из зеркального полотна смотрели лица со старых фотографий. Не приняли...



Справа от входа. На правом планшете - существующие и планирующийся омский памятники Колчаку. Под портретом - слова Бунина. Светильники достались от "свадебного" проекта, но прикрутить-то их хотя бы можно было ровно...



Слева - история особняка. Весь полиграфический дизайн делала С. Машанова.



Элементы декора рамы повторяют элементы декора исторической входной двери.



Справа от входа - операционный зал: место, где посетители могут работать с архивными материалами. В кадр не попали компьютеры, в которых закачаны терабайты информации, но они - есть.
По первоначальной, июньской, концепции это тоже должен был быть экспозиционный зал, где были бы материалы о дореволюционном Омске и 1917-18 годах. Поэтому и изображения на баннерной сетке, закрывающей окна, с дореволюционных фотографий.
Но министр госправразвития Дианов вдруг (а это слово было ключевым в работе над обликом и содержанием Центра) воспротивился чрезмерной, по его мнению, "музейности"  и распорядился сделать здесь помещение более "архивное". Тем более неуместными смотрятся дурацкие (опять же "свадебные") бра "под старину".
Картинки (вынужденно повешенные) в этом зале - работы московской фанатки Адмирала, срисованные с фотографий или фантазийные. Художественной ценности не представляют.



На баннере - Успенский собор.



А это - зал Гражданской войны.
Первоначально я планировал, что на трех тканевых оконных баннерах будет изображение взорванного железнодорожного моста через Иртыш - символ разделения, розни. К тому же это была очень выразительная графическая диагональ. Но тщательная чиновничья мысль была тут как тут: э, нет, мост-то взорвали колчаковцы, а посему - нельзя! К счастью, Света Машанова нашла вполне адекватный вариант с колоколами.




Вообще, из изначальной концепции наполнения Центра ближе к осени - также вдруг - была радикально выброшена "красная" линия. Тогда же в работу активно включилось и Министерство культуры Омской области.



Этот центральный объект тоже должен был иметь совсем другой образ: я задумывал его похожим на большой рухнувший штабной стол с картой боевых действий - также как символ обрушившейся страны.
Света уже работала над картой, собирая в нее разные этапы войны из разных других карт. И - вдруг.
Тот демонстрируемый картой очевидный факт, что в Гражданской войне в России победили "красные", сделал невозможным ее демонстрацию! А другой карты и быть не могло! А стол уже стоял! А оставлять его пустым тоже было нельзя!..
Наши диалоги с чиновниками напоминали театр абсурда.
В результате пришлось сделать некую "псевдокарту": разорванные фото образуют силуэт страны, цифры зловеще перечеркивают...
Очень надеюсь, что полноценная карта все-таки появится.



В пустом зале эта помпезная дорогущая "свадебная" люстра нещадно доминировала. Теперь ее почти не замечаешь. Что правильно. Война, все-таки.









Во всех витринах  документы из Госархива Омской области или копии из других архивов, а также предметы из собрания Омского историко-краеведческого музея и коллекции В.Селюка.



На фото знаменитый предшественник Колчака генерал Гришин-Алмазов. За его спиной на стене - картина. Удалось сделать ее атрибуцию. Это репродукция популярного в то время полотна К. Маковского "Поцелуйный обряд".  О картине и самом обряде здесь.
Такую же репродукцию решили поместить и в экспозицию зала.






А так вблизи выглядят планшеты: сталь, терракота и сепия. Эти цвета и во всей экспозиции зала.



Кабинет Верховного Правителя.
Сразу скажу, что выглядит он совсем не так, как задумывалось. Во-первых, я категорический противник восковых фигур. Этот восковой истукан долго "жил" в краеведческом музее и был перенесен сюда по воле Полежаева: мол, "весь Колчак" должен быть в одном месте.
Во-вторых  - и в-главных - цвет стен здесь тоже задумывался (и был уже сделан!) терракотовый - цвет обожженой огнем глины. Колористический принцип изначально был задуман и утвержден на бесчисленных совещаниях такой: первый зал (ныне операционный), зал войны и кабинет - стены терракотовые; холл и зал о гражданской жизни "белой столицы" - сепия; "полярный" - голубой; коридор и конференц-зал - фисташковый. Каждый цвет символичный и эмоциональный.
И вдруг. Неожиданно появившийся в Центре среди лета губернатор категорически забраковывает терракоту в кабинете и приказывает покрасить в зеленый. Причем, говорят, сам выбирает цвет и тон!  Сразу вспоминаются две истории: одна более давняя, когда здание Врубелевского корпуса Музея имени Врубеля начали красить в "родной", первоначальный охристый цвет, а Полежаев приказал перекрасить опять же в (любимый?) зеленый; и другая, прошлогодняя, когда, по слухам, он забраковал крыльцо реконструируемого Концертного зала и чуть ли не сам лично нарисовал (!) как должно быть.
Конечно, кабинет тут же перекрасили. Конечно, в целом получилась жопа... Были заказаны уже портьеры, куплен ковер на пол... Срочно пришлось искать новый, но портьеры остались те же.



Это снимок ноября 2011-го. Стол, стулья и другие предметы временно взяты (на открытие) у коллекционера и краеведа В. Селюка. Сейчас в экспозиции новодельные стол, кресла и диван. Их появлению предшествовала целая эпопея, которая еще ждет своего Гомера)).



Да, зелененький он был...



Кроме фото, остальные экспонаты непосредственного отношения к Колчаку не имеют. Но надо же было чем-то наполнять кабинет.
Из этой нужды возникла и серия "Корабли А.В.Колчака".









С. Баранов. "Крейсер "Аскольд". 2011. Стальной холст, авт.т. 60х120



С. Баранов. "Миноносец "Пограничник". 2011. Стальной холст, авт. т. 60х120



С. Баранов. "Линкор "Императрица Мария". 2011. Стальной холст, авт. т. 60х120



Из кабинета вход в "полярный" зал.



На тканевых оконных баннерах - путь экспедиции барона Толля, отправившегося на поиски Земли Санникова.



По легенде эта комната первоначально была домовой церковью. Слева от входа на "алтарной" стене - икона "Никола Раненый". Известно, что Николай Угодник - покровитель мореплавателей. Но эта икона оказалась символом и в годы войны.









Вправо от входа.






Колчак-Полярный.















Зал "Белая столица". Политическая, общественная, культурная жизнь Омска в 1918-19 годах.



Г.Ю.Бородина (которая стала директором Центра) очень хотела сюда афишную тумбу. Я не возражал.















Витрина с документами из архива Антона Сорокина.



Коридор. Направо - конференц-зал, налево- кабинеты сотрудников, прямо - переход в здание ЗАГСа.
Сейчас на его стенах фотовыставка.



До появления воскового Колчака в кабинет планировался этот.
Великий размер и "непозитивный" образ оставили портрет на момент открытия Центра на полу в коридоре. Судьбу портрета должна была решить реакция губернатора. Полежаев на удивление отнесся благосклонно и предложил найти более достойное место. Но и по сей день этот Колчак стоит у стенки - уже в конференц-зале.



С. Баранов. "Оставляя Омск". 2011. Ст. х., авт. т. 200х90

Центр открылся после выборов, в январе 2012 года. Церемония открытия была еще одним действом человеческого театра. Я был зрителем, наблюдал. Единственный не в пиджаке-галстуке, а в мятежной красной рубахе навыпуск.
Наблюдения мои внесли еще несколько ярких красок в ту картину, которая разворачивалась передо мной все эти месяцы. Выводы простые: я нисколечки не завидую чиновникам, несмотря на их гигантские зарплаты. Постоянное единственное стремление угодить-угадать начальству разрушительно. И для них самих, и для страны. 39-летний министр Дианов скончался от инфаркта скоро после открытия Центра.

Прошло время. Сменился губернатор и оба министра. Центр живет своей жизнью. В экспозиции появляются новые экспонаты, появилась и "красная" линия.
Возникла дискуссия о необходимости установки памятника Адмиралу во дворе особняка. Пикантность в том, что памятник уже давно готов и оплачен. И фундамент подготовлен. Просто из-за болезни скульптора не удалось установить его тогда, в ноябре.
И сумм уже потраченных гигантских жалко, и противников установки много. Противников по трем основным причинам: одни категорически против самого Адмирала; другие за, но не в этом месте (первоначально памятник планировался на набережной и, конечно, великоват для двора); третьи против образа морского офицера (в котором запечатлен Колчак), а не Верховного Правителя, кем он был в Омске. Есть еще противники по причинам чисто эстетическим: Ногин и Врубеля превратил в бухгалтера.

А тем временем неподалеку процветает  детище нового времени: "демократичный ресторан "Колчакъ" с ирландским пабом, итальянской пастой и вульгарнейшей архитектурой.

Расписание работы Центра для посетителей: понедельник, вторник, среда, четверг с 9:30 до 16:30, пятница с 9:30 до 16-00. Вход бесплатный. Телефон для справок: 8(3812) 31-44-19.

Обязательно посмотрите 9-минутную хронику, снятую кинооператором французской миссии!

Позвонить
Отправить SMS
Добавить в Skype
Вам понадобятся деньги на счете в SkypeБесплатно через Skype

Позвонить
Отправить SMS
Добавить в Skype
Вам понадобятся деньги на счете в SkypeБесплатно через Skype

Позвонить
Отправить SMS
Добавить в Skype
Вам понадобятся деньги на счете в SkypeБесплатно через Skype

Позвонить
Отправить SMS
Добавить в Skype
Вам понадобятся деньги на счете в SkypeБесплатно через Skype

занимательная антропология, война, моё, стальной холст, художник и деньги, мифы, Омск, портреты

Previous post Next post
Up