Прямая речь. Искусство коммуникации. 2003

Aug 14, 2012 11:51



Продолжаю ретроспективу моих музейных проектов. Вот один из самых ранних, удавшихся, но преждевременно закрытых и поэтому мало кем виденный. История преждевременного закрытия чуть ниже. 
А пока аннотация, где есть некоторые размышления и принципы строения экспозиции.


Вначале было Слово...

Слово, речь, различные сигнальные системы - в том числе музыка, танец,  искусство изображения - письмо, книга, радио, телеграф, телефон, кинематограф, телевидение, видео, интернет...

Постоянное увеличение и усложнение  способов коммуникации привело к изменению ее качества. Растет информационная составляющая, уменьшается составляющая эмоциональная. Человечество неминуемо движется к информационному стрессу.

Современное общество недаром носит наименование постинформационного.  Любая информация становится привычным жизненным фоном, не вызывающим чувств и ответной реакции. Коммуникационные средства оказываются «вещью в себе», они более не связывают общество, а существуют ради себя самих.

Искусство - как носитель, в первую очередь, эмоциональной компоненты - может и должно взять на себя миссию  решения этой проблемы.

С одной стороны, изобразительное искусство более или менее традиционными средствами иллюстрирует сложности межличностных коммуникаций. С другой - ищет новый язык для контакта со зрителем, приобщая его к гармонии Универсума.

Выставка Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля «Прямая речь» представляет оба эти направления.

Фигуративное искусство соответствует эмоционально наполненной речи, основанной на знании точной жизненной ситуации  или обогащенной метафорическими размышлениями.

Полуфигуративное и абстрактное искусство становятся сегодня тем необходимым каналом современной связи, способным разбудить эмоции и снизить объем непосредственно поступаемой информации.  Информация постепенно транслируется в приобретенное знание о мире и о человеке.

Тексты, вводимые мастерами разных направлений в свои работы, имеют несколько значений. Это и знак времени, перенасыщенного информацией и разобщающего людей, это и звуковое сопровождение живописи, и комментарии к изображению, и декоративный элемент. Приближаясь к таким синтетическим видам современного искусства как кино и видео, живопись пытается расширить свои коммуникативные качества.

Экспозиция выставки демонстрирует как способы общения изобразительного искусства со зрителем, так и художественные возможности коммуникации.

Искусство граффити, максимально шифрующее текст, становится самоценным декоративным объектом, хаотично оживляющим урбанистическое пространство.

Привычная в городской среде доска объявлений, переполненная доступной  всем и каждому информацией, отправленной «в никуда», превращена в экспозиции в кинетический объект. Ветер оживляет этот  апофеоз информационного пресыщения, листки объявлений «переговариваются», машут подобиями крыльев, становясь похожими на легких бабочек.

Стремясь разрушить современные стереотипы коммуникации, многократно множа способы общения, экспозиция выставки предлагает зрителю выход за пределы привычной среды. В одном из искусственно созданных объемов зритель получает возможность оборвать связи с окружающим миром, в другом - попытаться посмотреть на него со стороны.

Любая информация фрагментарна и избыточна. Надеясь увеличить объем ее поглощения, человечество становится поверхностным. Коммуникативная роль искусства состоит в расширении границ мира снаружи и внутри человека.

Сергей Баранов

Кому читать страницу текста лень, могут довольствоваться подписями к фото. Фото сделаны еще пленочной "мыльницей", поэтому качество так себе, сорри.



Открытка, купленная накануне в антикварном салончике в Новосибирске, оказалась очень кстати.





Итак, половина экспозиции была посвящена иллюстрациям способов коммуникаций: на картинах известных российских художников люди разговаривают, слушают радио, смотрят телевизор, просто вместе выразительно молчат. Книги, конечно. Вторая, большая часть - картинки с текстами и картинки-тексты.






Кинематический объект (подсмотренный мной и воспроизведенный): доска объявлений на ветру (в зале ветром дул вентилятор). Объявления трепещут "язычками", словно говорят. И даже кричат.
Чуть дальше - серая призма с отверстиями - инсталляция "Любовь и голуби".






Для наглядности снята боковая стенка. Внутри все оклеено газетами с броскими заголовками и сотнями тысяч слов. Засунув голову внутрь, зритель оказывается одной из двух сидящих за столом "газетных" фигур. Напротив - лицо другого человека. Над головой - стайка газетных же "голубей". Интересный был опыт: глаз не можешь отвести от лица напротив. Все эти мириады слов ничего не значат по сравнению с живым лицом.
Инсталляцию сделали совместно с сыном Антоном (слева), который в ранней юности некоторое время пробовал себя в предметном искусстве.



И еще одна наша призма у выхода, когда зритель уже пресытился разнообразными разноязыкими посланиями. Надо было войти и немного постоять в полной темноте и тишине. И тогда над головой вдруг можно было увидеть звездное небо. Всего-то - проколотую шилом картонку, а вот поди ж ты!.. Работало, как настоящее и как самое важное послание.



Еще один мой объект - "NB".

Проект случился, но не проработал и трех недель: в зале вдруг обнаружилась моль и виновными были объявлены картины с выставки. Абсурдность предположения не отменила его категоричности. Выставка была срочно демонтирована. Позже источником моли признана была шахта вентиляции, которую рабочие накануне вскрывали, чтобы достать попавшего туда голубя.
Но во всей этой истории обнаружился один прелюбопытный факт: на выставке висело более 50-ти картин и еще с десяток объектов, скопления же моли были на тыльной стороне только двух: холстов Дамира Муратова и Андрея Титова. Причем, у Муратова вся моль была живая, а у Титова - мертвая. Или наоборот, уже не помню. Загадка, однако)).

.

занимательная антропология, звери, слова, выставки, моё, инсталляции, Музей имени М. А. Врубеля, объекты, дерьмо случается

Previous post Next post
Up