Livejournal
Log in
Post
Friends
My journal
klausnick
Рассказ о халифе Махди и бедуине
Sep 25, 2018 22:10
(
Read more...
)
бедуин
,
легенда
,
халиф
,
перевод
,
вино
Leave a comment
Back to all threads
klausnick
September 25 2018, 20:34:52 UTC
При дворе Харуна аль-Рашида творил «певец вина и любви» поэт Абу Нувас, прославившийся целыми циклами в жанре хамрийат (сложные многосюжетные стихи на тему винопития). Антиалкогольные законы халифов были направлены только против употребления вина широкими массами (власти боялись, что это приведет к бунтам). И на западе исламского мира, в Андалусии, ситуация была такой же: все Омейяды известны своей любовью к вину. Бадис ибн Хаббус, амир Гранады (XI век) так долго пьянствовал в дальних комнатах своего дворца, что народ счел его мертвым.
Что касается востока халифата (Ирана и Средней Азии), то вся классическая персидская поэзия, зародившаяся при дворах династий Саффаридов и Саманидов, наполнена символикой вина. То же можно сказать о мистической поэзии суфиев. Прекрасный виночерпий как духовный наставник, красное вино, просвечивающее сквозь стенки кубка, как символ божественного света, кабак как хранилище священных тайн, суфий, проливающий напиток на коврик для молитвы (символ презрения к косности и лицемерию официальной религии), - вот ее метафоры, яркое представление о которых дает творчество Хафиза Ширази и Омара Хайама.
В целом ситуацию с алкоголем в исламском средневековье можно описать так: высшие классы (хасс) считали винопитие одной из привилегий своего положения. Запрет на вино, с их точки зрения, касался только простолюдинов (аввам), которые в опьянении теряют человеческий облик и не способны к самоконтролю. Так что лекарством от тоски и основным болеутоляющим средством для низших классов был прежде всего опиум, который прямо не запрещают ни Коран, ни богословская традиция.
Ближе к современности, в XIII-XVI веках, власть в исламском мире перешла к кочевникам из степей Евразии - туркам и монголам. Их повелители - от Тамерлана и тюрков-кызылбашей до первых османских государей - правили, не вылезая из седла, в многочисленных походах. Они пили до и после сражений, доказывая крепость тела и духа, свободного от уз религии. Однако после военных поражений многие ханы и шахи пытались вернуть благосклонность Аллаха, запрещая винопитие в своих государствах и лично воздерживаясь от алкоголя. Например, при вступлении на престол Солтана Хосейна (правил в Иране с 1694 по 1722 год) из шахского погреба извлекли шесть тысяч бутылок вина и вылили на главную площадь Исфахана. Однако уже через два года двоюродная бабушка шаха, страдающая от алкоголизма, убедила монарха снять запрет и в итоге споила его.
Более неоднозначной была ситуация в Османской империи, которая в XV-XVIII веках являлась безусловным лидером мусульманского мира. Под властью султанов оказались земли от Ливии до Ирака и от Венгрии до Аравии. После взятия Константинополя в 1453 году бывшие кочевники стали руководить миллионами земледельцев и горожан, многие из которых сохранили христианскую веру. В сельской местности мусульмане оставались трезвенниками, предпочитая пить воду, христиане по старинке продолжали выпивать.
Были и необычные случаи: перешедшие в ислам жители Боснии подчинились запрету на винопитие, однако считали, что на ракию (крепкий напиток, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов - слив, яблок, айвы, персиков) он не распространяется. В крупных городах (Стамбуле, Измире, Алеппо) все кабаки держали греки, армяне и евреи. Легкодоступность вина и других радостей жизни в христианских кварталах вызывала у мусульман сложные чувства: зависть к чужой свободе одновременно с ненавистью к пороку.
Правоверные могли наведываться туда только втайне от соседей и властей, однако никто не мешал им изготавливать алкогольный напиток в домашних условиях, для чего вполне открыто приобретались тонны винограда. Тем не менее султаны периодически запрещали вино (равно как табак и кофе): при вступлении на престол, перед военными походами, под давлением улемов (священнослужителей), во время эпидемий чумы, перед смертью, в страхе перед бунтами. Однако сама частота подобных запретов говорит об их неэффективности. Наконец, к XVIII веку налог на спиртное стал важной частью государственных доходов, лишиться которых правительство просто не могло себе позволить.
Reply
unlimmobile
September 26 2018, 04:58:17 UTC
понятненько )))
халиф - буквально "по стопам идущий", значит эти подонки уже тогда предали учение Мухаммада, ублюдки!
Reply
Back to all threads
Leave a comment
Up
Что касается востока халифата (Ирана и Средней Азии), то вся классическая персидская поэзия, зародившаяся при дворах династий Саффаридов и Саманидов, наполнена символикой вина. То же можно сказать о мистической поэзии суфиев. Прекрасный виночерпий как духовный наставник, красное вино, просвечивающее сквозь стенки кубка, как символ божественного света, кабак как хранилище священных тайн, суфий, проливающий напиток на коврик для молитвы (символ презрения к косности и лицемерию официальной религии), - вот ее метафоры, яркое представление о которых дает творчество Хафиза Ширази и Омара Хайама.
В целом ситуацию с алкоголем в исламском средневековье можно описать так: высшие классы (хасс) считали винопитие одной из привилегий своего положения. Запрет на вино, с их точки зрения, касался только простолюдинов (аввам), которые в опьянении теряют человеческий облик и не способны к самоконтролю. Так что лекарством от тоски и основным болеутоляющим средством для низших классов был прежде всего опиум, который прямо не запрещают ни Коран, ни богословская традиция.
Ближе к современности, в XIII-XVI веках, власть в исламском мире перешла к кочевникам из степей Евразии - туркам и монголам. Их повелители - от Тамерлана и тюрков-кызылбашей до первых османских государей - правили, не вылезая из седла, в многочисленных походах. Они пили до и после сражений, доказывая крепость тела и духа, свободного от уз религии. Однако после военных поражений многие ханы и шахи пытались вернуть благосклонность Аллаха, запрещая винопитие в своих государствах и лично воздерживаясь от алкоголя. Например, при вступлении на престол Солтана Хосейна (правил в Иране с 1694 по 1722 год) из шахского погреба извлекли шесть тысяч бутылок вина и вылили на главную площадь Исфахана. Однако уже через два года двоюродная бабушка шаха, страдающая от алкоголизма, убедила монарха снять запрет и в итоге споила его.
Более неоднозначной была ситуация в Османской империи, которая в XV-XVIII веках являлась безусловным лидером мусульманского мира. Под властью султанов оказались земли от Ливии до Ирака и от Венгрии до Аравии. После взятия Константинополя в 1453 году бывшие кочевники стали руководить миллионами земледельцев и горожан, многие из которых сохранили христианскую веру. В сельской местности мусульмане оставались трезвенниками, предпочитая пить воду, христиане по старинке продолжали выпивать.
Были и необычные случаи: перешедшие в ислам жители Боснии подчинились запрету на винопитие, однако считали, что на ракию (крепкий напиток, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов - слив, яблок, айвы, персиков) он не распространяется. В крупных городах (Стамбуле, Измире, Алеппо) все кабаки держали греки, армяне и евреи. Легкодоступность вина и других радостей жизни в христианских кварталах вызывала у мусульман сложные чувства: зависть к чужой свободе одновременно с ненавистью к пороку.
Правоверные могли наведываться туда только втайне от соседей и властей, однако никто не мешал им изготавливать алкогольный напиток в домашних условиях, для чего вполне открыто приобретались тонны винограда. Тем не менее султаны периодически запрещали вино (равно как табак и кофе): при вступлении на престол, перед военными походами, под давлением улемов (священнослужителей), во время эпидемий чумы, перед смертью, в страхе перед бунтами. Однако сама частота подобных запретов говорит об их неэффективности. Наконец, к XVIII веку налог на спиртное стал важной частью государственных доходов, лишиться которых правительство просто не могло себе позволить.
Reply
халиф - буквально "по стопам идущий", значит эти подонки уже тогда предали учение Мухаммада, ублюдки!
Reply
Leave a comment