OEM-законие: команда zawullon'а готова к бою

Feb 22, 2010 04:02

Команда юристов и представителей Центра свободных технологий во главе с камрадом zawullon  подготовила заявление в Арбитражный суд на решение ФАС Росии. Привожу текст чернового варианта. Сразу замечу, что окончательное решение о необходимости идти именно этим путём, нами пока не принято. Официальное сообщение Центра свободных технологий появится на этой неделе.

ЗАЯВЛЕНИЕ

(в порядке гл. 24 АПК)

26 ноября 2009 года Комиссия Федеральной антимонополной службы Российской Федерации (далее ФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решением по делу № 1 11/100-09 прекратила рассмотрение названного дела в связи с отсутствием в действиях компаний-производителей портативных компьютеров нарушения п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Региональная общественная организация «Центр свободных технологий» (далее - ЦеСТ), являясь заявителем по указанному делу, считает решение Комиссии ФАС России по делу № 1 11/100-09 незаконным и нарушающим право производителей операционных систем на равных условиях конкурировать с производителем операционной системы Microsoft Windows. В обоснование своих требований ЦеСТ заявляет следующее.

Закон о защите конкуренции в ч. 1 ст. 11 устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования). Поскольку соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещает непосредственно на товарном рынке, то Комиссия ФАС России должна была провести анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». Однако названный анализ не был проведен и Комиссия ФАС России по причине отсутствия такого анализа приняла незаконное решение.

Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести, в том числе, к навязыванию контрагенту условий договора, не относящихся к предмету договора. В частности, в качестве примера такого нарушения п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции приводит согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован. В рассматриваемом деле Комиссия ФАС России не исследовала вопрос о соотношении условий договора розничной купли-продажи ноутбука, предусматривающих продажу вместе с ноутбуком экземпляра операционной системы Microsoft Windows, с непосредственным предметом договора розничной купли-продажи ноутбука, то есть самим ноутбуком. Вместе с тем, при заключении договора купли-продажи ноутбука вместе с ноутбуком автоматически продается экземпляр операционной системы Microsoft Windows и приобрести ноутбук, который изначально поставляется вместе с названной операционной системой, без нее не представляется возможным. Таким образом, налицо факт навязывания условий договора розничной купли-продажи ноутбука, заключающихся в автоматической продаже экземпляра операционной системы Microsoft Windows вместе с ноутбуком вне зависимости от желания покупателя, даже если покупатель не заинтересован в приобретении операционной системы Microsoft Windows. Данному факту Комиссия ФАС России не дала оценку, что также явилось причиной принятия Комиссией ФАС России незаконного решения.

Также при исследовании рассматриваемого дела Комиссия ФАС России проигнорировала явные признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, хотя при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия ФАС России обязана провести всестороннее исследование материалов дела на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам. Вместе с тем, Комиссия ФАС России проигнорировала тот факт, что продажа ноутбуков вместе с операционной системой Microsoft Windows без предоставления покупателям права выбора иной операционной системы в момент покупки ноутбука создает препятствия доступу на рынок ноутбуков производителям иных операционных систем. Производители иных операционных систем лишены возможности предложить покупателю свою операционную систему одновременно с предложением операционной системы Microsoft Windows и дать ему тем самым право выбора. Комиссия ФАС России в обжалуемом решении отмечает, что поставка вместе с ноутбуком операционной системы Microsoft Windows обусловлена спросом на названную операционную систему, но Комиссия ФАС России не проверила факт формирования спроса на операционную систему Microsoft Windows в состоянии конкурентного рынка. Спрос на операционную систему Microsoft Windows формировался производителями ноутбуков самостоятельно, искусственно и умышленно в нарушение условий конкуренции и с целью ограничения доступа к рынку ноутбуков производителей иных операционных систем. Связанно это с тем, что поставка операционной системы Microsoft Windows вместе с ноутбуком без предоставления покупателю права выбора иной операционной системы автоматически увеличивала долю операционной системы Microsoft Windows на рынке операционных систем по причине отсутствия конкуренции. Таким образом, Комиссия ФАС России не исследовала вопрос о наличии в действиях ответчиков признаков нарушения иных норм антимонопольного законодательства, в частности п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем приняла незаконное решение.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. 52 Закона о защите конкуренции, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

    1. Признать решение Комиссии ФАС России по делу № 1 11/100-09 незаконным полностью;

    2. Пересмотреть дело по существу в рамках изначально поставленных заявителем перед ФАС России вопросов.

Приложения:

    1. Копия решения Комиссии ФАС России по делу № 1 11/100-09;

    2. Квитанция об отправке копии заявления в ФАС России;

    3. Квитанция об уплате государственной пошлины.

OEM-законие, ФАС, zawullon, microsoft, windows, OEM-беззаконие, ЦеСТ, oem

Previous post Next post
Up