Mathematikum: колам

Sep 12, 2017 13:40

Некоторые коллеги задают мне вопрос, что делать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на кружках

Вот с этим у меня никогда нет проблем.
Я всегда фонтанирую идеями, вот только довести идеи до конца у меня не всегда хватает сил и времени.

Делюсь одной идеей и местом. где эти идеи брать.

Мой любимый музей математики из немецкого города Гиссена.
Я подписана на них Facebook.

Сейчас они предлагают для групп школьников мастер-классы по Этноматематике.







Про кипу я читала ранее

Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на шнурках разной длины и цвета.

Черный цвет шнурка, к примеру, символизировал время, количество ночей, которые прошли от того или иного события.

Желтый цвет означал золото или кукурузу,
белый - серебро,
зеленый - хлеб,
бурый - картофель.

Цветовое значение не всегда было однозначным, поэтому его содержание уточнялось с помощью «ключа» на главном шнуре.

Если желтый символизировал количество кукурузы, то в кипу вплетался маленький кукурузный початок. Кстати, выражение «завязать узелок на память» берет корни именно отсюда.

А теперь, поиграем с ребенком:
привяжите к палке или горизонтально натянутой веревке несколько разноцветных шнурков.

Пусть на черном шнурке малыш завяжет столько узелков, сколько дней осталось до четверга, или через сколько дней он поедет в гости к бабушке, или когда ему купят долгожданную игрушку и т. д. На зеленом шнурке пусть обозначает количество съеденных за день кусочков хлеба, на коричневом - тарелок картошки за неделю…

Инки использовали в своих записях разные виды узлов. Простой узел означал десятки, двойной - сотни, тройной - тысячи. Два простых узелка - это число 20, четыре двойных - число 400… Если ребенок уже знаком с двузначными и трехзначными числами, то можете позагадывать ему числа, «записывая» их на шнурках, а он пусть отгадывает их. Теперь называйте сами числа, а кроха пусть вяжет узлы. Это замечательно тренирует моторику пальчиков.

Какие еще развивающие задания можно выполнить, используя индейские узелки? Завяжите на веревочках узлы, соблюдая определенную закономерность (например, на первом шнуре простой узел, на втором и третьем - двойной, на четвертом - снова простой). Попросите ребенка разгадать правило и продолжить.







А вот про колам нашла в интернете  интересную статью.

https://wiki5.ru/wiki/Kolam

















Вот тут есть ссылка.

PS К сожалению, не все ссылки работают. Позже возможно получится их заменить.
PPS
Каждое утро женщины с юга Индии, особенно из штатов Тамилнад и Керала, проводят у дверей своих домов ритуал: они рисуют на земле рисовой мукой или мелом ряд геометрических фигур, которые затем могут раскрашивать в яркие цвета. Эти фигуры - колам - отличаются большим разнообразием и могут иметь вид как маленьких и простых изображений цветов, так и сложнейших геометрических узоров.
Колам - это не просто искусство. Линии и фигуры в нем обычно строятся на сетке точек, заранее размеченных на земле. Кроме того, колам состоят из меньших фигур, как правило, симметричных и повторяющихся по заданной схеме, которая также определяется формой исходной сетки из точек.

Как правило, узоры колам рисуют женщины, вместе с другими работами по дому. Но иногда к ним присоединяются и мужчины - просто для эстетического удовольствия.
Только в одном случае колам должен рисовать мужчина - во время особого ритуала, посвященного богине-матери Бхагавати в штате Керала. Этот ритуал называется Бхагавати севаи, и проводить его может только жрец-мужчина, который и должен нарисовать особый колам - падман (лотос).
Существует два основных вида узоров колам. К первому относятся узоры, которые состоят из двумерных фигур, заполняющих сетку из точек. Узоры второго типа состоят из одной или нескольких непрерывных линий, которые проходят через все точки сетки и образуют одну или несколько фигур.
Все колам начинаются с построения на земле сетки из точек, расположение которых зависит от свободного места. Колам могут заранее изображаться на бумаге, особенно если речь идет об очень сложных узорах или фигурах больших размеров. Проводить линии, соединяющие точки, нужно без ошибок - исправления не допускаются. Узоры колам не имеют особых названий и обозначаются по принципу подобия - «звезда», «лотос», «кокосовая пальма», «повозка» и так далее. Линии, соединяющие точки, имеют форму восьмерок, или знака бесконечности.

Традиция изображать колам на юге Индии насчитывает несколько веков, и ее истоки, возможно, лежат в культурах Центральной Африки. В этих узорах математическая мысль состоит не столько в симметричности итоговых фигур, сколько в четких методах построения. Именно женщины являются хранителями многовековой традиции и математических знаний, которые ежедневно используются в домашнем хозяйстве. Методы изображения колам передаются от матери к дочери, совершенствуются и достигают таких высот, что ими восхищаются математики всего мира.

кипу, mathematikum, Индия, математика для всех, кружок, колам, этноматематика, сторителлинг, точечная бумага

Previous post Next post
Up