Зачем я решаю с учениками 6-7 классов лингвистические задачи на математических кружках?
Чтобы показать им разноообразие окружающего мира, разные методы образования слов и разные системы счета у народов мира.
Тут тебе и история, и география в одном флаконе.
А самое главное - это математическая логика при решении задач.
Я непрофессиональный лингвист, и это хорошо для шестиклассников и семиклассников.
Я иногда специально вместе с ними решаю задачу, которую вижу впервые.
Вчера так решали задачу с шестиклассниками
1.Даны слова и словосочетания на испанском языке и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:
comprender una pregunta, verme, buscarte, dibujar a una mendiga, oir una pregunta, visitar un cuartel, ver a un chiquillo, buscar a un hombre, oirme, visitarte, limpiar una alfombra, encontrarme, tomar un taxi;
искать человека, рисовать нищенку, слышать вопрос, посетить казарму, посетить тебя, видеть мальчика, встретить меня, чистить ковёр, слышать меня, взять такси, видеть меня, искать тебя, понять вопрос.
Установите правильные переводы.
И я говорю детям в конце : "Смотрите, что мы обнаружили, решив задачу, в испанском языке два рода мужской и женский, а еще подразделение на неодушеленные и одушевленные существительные".
То есть детей ждут маленькие открытия при решении задач.
Или вот задача про айнов, практически вымерший народ.
2. Вот несколько айнских числительных (в латинской транскрипции):
3 - re;
11 - shine ikashma wan;
22 - tu ikashma hotne;
37 - arwan ikashma wan e tu hotne;
47 - arwan ikashma tu hotne;
93 - re ikashma wan e ashikne hotne;
135 - ashikne ikashma wan e arwan hotne.
Определите, какое число записывается по-айнски как wan e re hotne. Запишите по-айнски числа: 1, 5, 12, 53, 100, 200.
Решив задачу, дети узнают, что айны считали двадцатками. А дома возможно захотят прочитать, что написано про айнов в интернете.
Предвижу вопрос родителей и коллег.
Где брать задачи для решения?
1.
Лингвистика для школьников 2 Русский медвежонок (4-7 классы, последние задачи)
http://www.rm.kirov.ru/tasks.htm3.
http://elementy.ru/problems?theme=251974. Конкурс по лингвистике Турнира Ломоносова
http://turlom.olimpiada.ru/old5. Международные лингвистические олимпиады
http://www.ioling.org/problems/samples/6. Летние лингвистические школы
https://llsh.ru/books/7.
Задачи лингвистических олимпиад (1965 - 1975) Главное, чтобы преподаватель или родитель САМ мог решить задачу и обсудить ее с ребенком.
А не просто нашел задачу с решением и пересказал решение детям!
Ах, я забыла про главное.
Чтобы занятия кружка не были академическими и скучными, я играю с детьми в игры.
На одной из встреч
Учительского клуба Ирина Шадрина как-то играла с нами в
Зашкодник.Мне игра понравилась, и я купила ее для того, чтобы посмеяться с детьми на лингвистических занятиях.
Игра, к сожалению, выпущена в 2011 году, поэтому больше не продается.
Но при желании вы можете легко найти подобные веселые игры или распечатать карточки самостоятельно.