Лингвистика на занятиях математического кружка

Sep 05, 2017 10:34

Зачем я решаю с учениками 6-7 классов лингвистические задачи на математических кружках?

Чтобы показать им разноообразие окружающего мира,  разные методы образования слов и  разные системы счета у народов мира.
Тут тебе и история, и география в одном флаконе.

А самое главное - это математическая логика при решении задач.

Я непрофессиональный лингвист, и это хорошо для шестиклассников и семиклассников.

Я иногда специально вместе с ними решаю задачу, которую вижу впервые.
Вчера  так решали задачу с шестиклассниками

1.Даны слова и словосочетания на испанском языке и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:

comprender una pregunta, verme, buscarte, dibujar a una mendiga, oir una pregunta, visitar un cuartel, ver a un chiquillo, buscar a un hombre, oirme, visitarte, limpiar una alfombra, encontrarme, tomar un taxi;

искать человека, рисовать нищенку, слышать вопрос, посетить казарму, посетить тебя, видеть мальчика, встретить меня, чистить ковёр, слышать меня, взять такси, видеть меня, искать тебя, понять вопрос.

Установите правильные переводы.
И я  говорю детям в конце : "Смотрите, что мы обнаружили, решив задачу,  в испанском языке два рода мужской и женский, а еще подразделение на неодушеленные и одушевленные существительные".

То есть детей ждут маленькие открытия при решении задач.

Или вот задача про айнов, практически вымерший народ.

2. Вот несколько айнских числительных (в латинской транскрипции):
3 - re;
11 - shine ikashma wan;
22 - tu ikashma hotne;
37 - arwan ikashma wan e tu hotne;
47 - arwan ikashma tu hotne;
93 - re ikashma wan e ashikne hotne;
135 - ashikne ikashma wan e arwan hotne.
Определите, какое число записывается по-айнски как wan e re hotne. Запишите по-айнски числа: 1, 5, 12, 53, 100, 200.

Решив задачу, дети узнают, что айны считали двадцатками. А дома возможно захотят прочитать, что написано про айнов в интернете.

Предвижу вопрос родителей и коллег.
Где брать задачи для решения?

1. Лингвистика для школьников
2 Русский медвежонок (4-7 классы, последние задачи) http://www.rm.kirov.ru/tasks.htm
3. http://elementy.ru/problems?theme=25197
4. Конкурс по лингвистике Турнира Ломоносова http://turlom.olimpiada.ru/old
5. Международные лингвистические олимпиады http://www.ioling.org/problems/samples/
6. Летние лингвистические школы
https://llsh.ru/books/
7. Задачи лингвистических олимпиад (1965 - 1975)

Главное, чтобы преподаватель или родитель САМ мог решить задачу и обсудить ее с ребенком.
А не просто нашел задачу с решением и пересказал решение детям!

Ах, я забыла про главное.
Чтобы занятия кружка не были академическими и скучными, я играю с детьми в игры.
На одной из встреч Учительского клуба  Ирина Шадрина как-то играла с нами в Зашкодник.
Мне игра понравилась, и я купила ее для того, чтобы посмеяться с детьми на лингвистических занятиях.
Игра, к сожалению, выпущена в 2011 году, поэтому больше не продается.
Но при желании вы можете легко найти подобные веселые игры или распечатать карточки самостоятельно.




кружок, лингвистика, Турнир Ломоносов, игры на кружках

Previous post Next post
Up