Спектакль «Я - Сергей Образцов»

May 30, 2024 07:41


У этого спектакля только один недостаток - дорогие билеты.
Однако сняли видео для проекта «Театр в кино».
И теперь можно будет посмотреть спектакль в кинотеатре. Раз в 6-20 дешевле.

image Click to view



Расписание сеансов

https://moscow.theatrehd.com/ru/films/ya-sergey-obraztsov-puppet-theatre

А я купила месяц назад самый дешёвый из дорогих билетов и вчера поехала в Москву.
( После спектакля зрителей, сидевших в первых рядах, забирали Майбахи с личными водителями.)



И в метро мне сразу повезло.
Я увидела один из трёх новых поездов на зелёной ветке.
Уже оказывается 2,5 месяца ездят. Но я новость пропустила, на метро в Москву езжу редко, только после работы. Из дома мне удобнее электричкой.









Жара, духота, шумные, загазованные и пыльные московские улицы в центре.
Приехала рано, пускают за 45 минут. Удивилась, что знаменитых часов на театре кукол нет, оказывается до конца 2024 года они на ремонте.
Сняли час год назад в конце мая 2023 года



https://www.puppet.ru/about/news/znamenitye-chasy-na-fasade-teatra-obrazcova-vpervye-otpravilis-na-restavraciyu

Пошла по улице дальше.



А там главное здание ГИБДД, новость про переименование обратно в ГАИ я не пропустила. Скоро снимут все таблички и потратят уйму денег на переименование во всех инстанциях.

Интересно посмотреть на старые милицейские машины разных лет. Такой музей под открытым небом.
Вспомнила музей карет и машин Папы Римского в Ватикане.









Разные старые домики на противоположной стороне Садовой-Самотёчной. Стиль модерн и тд. Надо будет про них подробнее почитать









Пошла до музея, который расположен в старинной усадьбе Остермана, которая потом стала духовной семинарией, после революции там выступал Ленин, а потом там жили и работали разные партийные бонзы ( так говорил Заратустра Штирлиц).

















Я давно собираюсь в этот музей, лет десять уже.
С тех пор как побывала в Захарово и заинтересовалась вышивкой бисером. Хотела Соне показать. Мы тогда подсели на вышивку. Каждая вышивала свои работы.

Вот наконец я зашла в театр и стала рассматривать экспонаты музея.

В годы моего детства часто показывали записанные на плёнку спектакли «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия».

И Сергей Образцов часто выступал в разных передачах и документальных фильмах.

Поэтому у меня было ощущение возвращения в детство, когда я ходила по выставке.

Буду комментировать фотографии с помощью аудиогида с https://www.izi.travel/ru/dba8-muzey-teatra-obrazcova/ru#/browse/



Сейчас мы пройдём Грузию, и Молдову, и Узбекистан, и Таджикистан и еще много стран - это все наши страны-соседи. Там тоже есть свои театры кукол. Вон какой стоит с пистолетом гуриец из города Тбилиси, столицы Грузии.


Японский театр кукол - это сложный и многоцветный мир, являющийся неотъемлемой частью культуры Японии. Традиционная форма кукольного японского театра Бунраку, внесенная ЮНЕСКО в список шедевров всемирного культурного наследия, дает представления очень похожие на средневековое исполнение баллад. Куклы играют пантомимические роли, а весь текст под аккомпанемент музыкального инструмента сямисена произносит чтец-декламатор, сидящий на авансцене. Большей частью тексты остались романтическими, рассказывая о несчастной любви и сражениях самураев, где вместе переплетаются и горе, и радость.



Кукольный театр существовал в Индии с незапамятных времен. Сюжеты представлений чаще всего черпались из произведений индийского национального эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». В репертуаре кукольников - народные представления о легендарных правителях прошлого и их славных подвигах.

В провинции Раджастан и сегодня наибольшее предпочтение отдается героико-романтическим представлениям. Марионетки Раджастана часто называют «деревянными куклами», потому что голова и туловище куклы делаются из дерева, а руки и ноги - мягкие. Часто ноги у куклы и вовсе отсутствуют, а их заменяет пышная шелковая юбка, расшитая блестками и золотой тесьмой. Для управления куклой к ее голове, спине и рукам крепятся нити, концы которых привязаны к пальцам кукловода.

В Индии не только профессия кукольника бывает наследственной, но и сами куклы переходят от отца к сыну, от сына к внуку. Каждый следующий владелец надевает на куклу новую юбочку, таким образом, по количеству юбок мы можем судить о среднем возрасте куклы.





Мы специально сделали витрину с теневыми фигурами двусторонней. То есть можно посмотреть на фигуры с лица, со стороны обычного зрителя, и можно потом обойти и посмотреть изнутри, со стороны исполнителя, чтобы узнать, как все устроено. Витрина специально поделена на разделы для того, чтобы отделить друг от друга кукол разных стран. Сверху у нас Китай, рядом Индия, внизу Индонезия, с копьем - греческий Карагиозис, а на стене - герои турецкого театра кукол. Теневой театр подразумевает не очень очевидное изображение куклы. Ты видишь: вроде бы кукла есть, а на самом деле кукол мы не видим, мы видим их тени. Это полупрозрачный экран, плотность важна, чтобы была видна не только тень куклы, но и цвет. Можно сделать так, чтобы изображение было цветным. Теневые представления появились очень давно, почти две тысячи лет назад. Обрати внимание, у теневых фигур тоже тросточки есть, как у тростевых кукол, которые прикреплены и к головке, и к рукам. Посередине идет - у индонезийских, ниже опусти взгляд - такая вот изогнутая трость, по всему телу, для того, чтобы кукла не изгибалась, потому что куклы делались из специально обработанной кожи буйвола. Ее выделывали тоненько, вымачивали, растягивали и горячими острыми ножичками вырезался такой невероятно красивый рисунок, очень изящно, очень красиво. Также внизу тросточка, чтобы управлять куклой, и к ручкам приделаны трости. И вот, сидит кукла на тумбе внизу. Это даланг. Так в Индонезии называют кукольников. На картинке справа как раз изображен этот даланг. Видишь, он разыгрывает историю, зрители заглядывают, потому что интересно, что там происходит. Здесь еще очень важно распределить свет. Кроме экрана важен свет. Он должен быть между кукловодом и экраном, чтобы тень кукловода не падала на экран. Вот такой вот красивый интересный жанр в театре, в котором зрители не видят кукол, а видят только их тени.



Называются эти домики «вертепы» и служат они декорацией для религиозных представлений о рождении Иисуса Христа. «Вертеп» - это то же самое, что пещера. Младенец Иисус же родился в пещере. Видишь, они имеют как минимум, два яруса. Это земля, где родился Иисус Христос, а это ад, где там и черти, и смерть, и царь Ирод, который повелел убить Иисуса и заодно и убить всех младенцев в Вифлиеме, чтобы стать единовластным царем. И самый-самый верх - видишь, где звездочка горит - это рай. Там могут появляться только ангелы. Видишь, у нас тут звездное небо такое. Ты можешь загадать желание, звездочка упадет и желание непременно исполнится.





В самом сердце Брюсселя, в старинном особняке XVII столетия, расположился Королевский театр Тоона - один из старейших театров Европы. В XIX веке, когда не было радио, телевидения и кино, театр давал обычным людям возможность увидеть уникальный вид представлений и имел необыкновенный успех. Свои спектакли актеры играли без репетиций, много импровизируя, каждый вечер представляя новый спектакль. Сейчас все изменилось и театр Тоона превратился в настоящий профессиональный театр.



Сотни лет у многих народов мира существовали народные представления с постоянным комическим персонажем в главной роли - кукольным шутом. В разных странах он назывался по-своему: в Италии - Пульчинелла, в Великобритании - Панч, в Чехии - Кашпарек, в Венгрии - Витязь Ласло, в Румынии - Василаке, в Узбекистане - Палван Качаль. Во Франции существует сразу несколько подобных персонажей - Полишинель, Гиньоль и Ляфлер. В нашей стране этого героя зовут Петрушкой.

Почти все они похожи, как родные братья: огромный нос, улыбка до ушей, горб, визгливый голос, на голове шутовской колпаки, а в руках - дубинка. Сходны и характеры этих персонажей - веселые, бесшабашные, в них перемешены порок и наивность, простоватость и хитрость, жажда справедливости и немотивированная жестокость. Они не бояться ни властей, ни чертей, ни самой смерти, лупя своей дубинкой всех, кто подвернется под руку. Эти плутоватые озорники многие годы были звездами уличных представлений, любимцами публики по всему миру.









Михаэль Мешке - один из признанных лидеров европейского кукольного авангарда.

Свои первые кукольные опыты Михаэль Мешке начал в школе в пригороде Стокгольма, где преподавали его родители, затем стажировался в Германии и Франции. В 1958 году он основал “Marionetteatern” в Стокгольме. В течение 40 лет он работал там в качестве директора, кукольного мастера, актера, режиссера, драматурга и педагога. Спектакль «Король Убю» был построен на сочетании живого плана, актеров в масках и плоских фигур, изображавших толпу.

В 1962 году был выпущен спектакль «Хвастовство Бенджамина», автором и режиссером которого явился сам Мешке. Мальчик Бенджамин стал популярным персонажем шведского телевидения 1960-х годов, снявшись во множестве телепередач.



































Не успеваю дописать, пошла на работу, продолжение следует.

Почитайте пока рецензии.
Мне понравились два момента, в которых я солидарна с авторами.
1. Все претензии к исполнительно главной роли как человеку и как актеру спектакль обнулил.
Только он театральный. И в кино и в телевизоре он нетакой.

2. До начальства вся глубина аналогий прошлого с сегодняшнего не дошла. Ищи может действительно не смотрели. Одни песни на украинском чего стоят! ( Очень напряженная обстановка в зале, актёр сам побаивается реакции публики, вдруг освищут или выкрикнут что-то. Хотя по сюжету пение оправданно- отец Сергея Образцова был родом из Николаева, в семье любили петь хором - папа, мама, сыновья Сергей и Борис.)
Репрессии и смерть Сталина, которого сейчас запрещено критиковать тоже вызывают ненужные аналогии.

Мне понравилась система превращения кресел из взрослого варианта в детский.
Обычно в кукольных театрах выдают специальные накладки на кресла, чтобы ребёнка поднять повыше. А здесь не так.
Я случайно сложила, когда хотела зрителей пропустить. Потом никак не могла вернуть в первоначальное состояние, хотя понимала, что нужно нажать на желтый рычаг





Спектакль заканчивается выступлением Сергея Образцова в концертной студии Останкино в 1981 год.
Образцов отвечает на вопросы зрителей. Вопрос про «свободную» любовь. Я вдруг поняла, что на этот вопрос артист отвечает от своего имени, он оставил женщину, которая родила ему 7 детей и ушёл к актрисе и режиссеру Снигирь.
Когда я вернулась домой и включила запись встречи в Останкино, то ожидаемо такого вопроса не нашла.

image Click to view


Хорошо это или плохо, что иногда Цыганов - это Образцов, голос, манеры, взгляд, а иногда он дистанцируется от него и как-бы заставляет оправдываться за какие-то поступки.
Кто в зале вспомнил о недавней смерти артиста Сергея Дрейдена? А кто вообще знал, что Сергея Дрейдена назвали в честь Сергея Образцова?
Я не знала, о репрессированном отце знала, а о дружбе отца с Образцовым нет.
И зачем ответ на вопрос о «свободной» любви? Может потому, что Сергей Образцов считал любовь самым важным в жизни? Может потому, что первая жена Образцова рано умерла, а он продолжал любить её всю свою жизнь, хотя был счастливо женился второй раз?



Любовь - странная штука, можно разлюбить живого человека и продолжать любить мёртвого.

Больше, чем любовь. Сергей и Софья Образцовы
А ещё до мурашек пробирает сцена, где 40-летний Образцов не верит, что белокурые мальчишки, которых он встречал в Германии в 20-е годы, когда был там на гастролях, могут хладнокровно бомбить гражданских жителей Москвы. Что случилось? Почему из нежных и доверчивых детей вырастают монстры?

В годы войны Сергей Образцов часто выступал в госпиталях. И однажды его попросили выступить в палате, где лежали 2 умирающих солдата. Может врачи им и не сказали, что они умрут, но Образцов знал. И вспоминал жену, болезнь которой тогда не умели лечить, и сына Алёшу на фронте, который сначала пропал без вести, а потом нашёлся раненым.

Такая вот жизнь. От царя Николая II до Брежнева и Горбачева.
С потерями и обретениями, наградами и порицаниями, с семьей, театром и зрителями.

image Click to view



кукольный театр, прогулки по Москве, метро, театр, куда пойти с детьми

Previous post Next post
Up